Предмет : Русский язык Учитель Селина Н.С.
Урок № 34 Класс 4-Б Дата 18.10.23г.
Тема урока: Сложные предложения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока: совершенствовать знания о предложении, учить различать простые и сложные предложения в письменной речи, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения, отработка умений расставлять знаки препинания; развивать речь, речь, орфографическую зоркость, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения, расставлять знаки препинания;.
Метапредметные:
Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала
Познавательные: анализ, сравнение; оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник образовательной системы «Школа России» «Русский язык» 4 кл. Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки, презентация; библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/lesson/0e778e9f-d257-435c-bcb5; урок №308
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
. Словарный диктант
Что нужно помнить при записи сложных слов?
Л…с…воз, л…ст…пад, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.
3. Формулировка темы урока
Что вы знаете о предложении.
-Какие бывают предложения по интонации?
(Восклицательные, невосклицательные).
-Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные, нераспространенные)
-Что такое грамматическая основа предложения?
(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
-Какие бывают предложения по наличию главных членов?
(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)
Учитель:
- А теперь, ребята, на доске даны 3 предложения. Давайте выделим в этих предложениях грамматическую основу и построим схемы этих предложений
(На доске заранее записаны предложения. Ученики по цепочке выходят к доске, выделяют грамматическую основу и строят схему предложений)
1)Снег выпал и покрыл всю землю.
2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем
3)Снег выпал, деревья покрылись инеем
Учитель:
-Сколько грамматических основ в первом предложении?
- Как называется это предложение? (Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)
- Что общего во 2-м и 3-м предложениях? (В этих предложениях 2 грамматические основы)
-Как можно назвать эти предложения? (Сложные)
- Какой знак препинания стоит между простыми предложениями? (Запятая)
-Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и союза и)
- Такие предложения называются союзными. Прочитаем 3-е предложение.
-Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и без союза)
- Такие предложения называются бессоюзными
Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)
- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного? (Запятые)
- Какие предложения называются союзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются при помощи интонации и союза)
-Какие предложения называются бессоюзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются только при помощи интонации, без союзов)
Целеполагание ( Тему и цели урока формулируют дети на основе ответов и вопросов).
4. Изучение нового материала.
Работа над предложениями.
Комментированное письмо
Запись предложения с комментированием и разбором по членам предложения у доски.
Надвигалась свинцовая туча, и ребята поспешили домой.
- Что мы можем сказать об этом предложении?
Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
Небо потемнело и налетел вихрь. Первые капли д…ждя упали на м…л…дые лист…я яркие цв…ты и з..лёную травку. Бабоч(?)ки мигом разл…телись когда туч… прорвалась и обрушилась х…лодным ливнем. Серое небо глухо шуршало в…да в реке шипела и пенилась. Постройте схемы
5. Физкультминутка
6.Работа по теме урока
1.Работа по учебнику Упражнение № 50 (стр. 36-37)
2. работа над словарным словом Прекрасный поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Составьте словосочетания. Выясните значение слова в толковом словаре.
7. Самостоятельная работа
1 уровень
Вставить пропущенные буквы. Выполнить синтаксический анализ первого предложения.
В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей.
Пр…катилась зв…зда в с…неве.
М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей,
З…ж…га…т р…су (на)тр…ве.
2 уровень 1.Выполнить синтаксический разбор предложения:
Осенью в лесу зеленеет маленькая елочка.
2. Разобрать слова по составу:
ёлочка, звездочки, осенний.
3. Подобрать эпитеты (красочные, красивые прилагательные) к слову осень.
3. уровень
Когда наступит весна, мы с папой пойдём в поход.
Цветут деревья, благоухают цветы, растут травы, поют птицы.
В старину март называли протальником, потому что начинал таять снег и на земле появлялись первые проталины.
Пришла весна, растопила снега, позвала птиц и украсила землю цветами.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. отметьте союзы.
8.Закрепление изученного материала
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу.
Упражнение 3
С крыши слетел воробей юркнул в гнездо и зачирикал. Последние листья кружились в воздухе потому что наступала осень.
9.Рефлексия
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно…
X. Подведение итогов урока
X.Домашнее задание:
1 карточка Вставить пропущенные буквы. Выполнить синтаксический анализ первого предложения. В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей. Пр…катилась зв…зда в с…неве. М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей, з…ж…га…т р…су (на)тр…ве. |
2 карточка 1.Выполнить синтаксический разбор предложения: Осенью в лесу зеленеет маленькая елочка. 2. Разобрать слова по составу: ёлочка, звездочки, осенний. 3. Подобрать эпитеты (красочные, красивые прилагательные) к слову осень. |