Тема: «Три типа склонения имен существительных».
Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:
Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитательные : привитие любви к родному языку, Родине, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: толковый словарь, компьютер, проектор, презентация, интернет- ресурсы.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок – урок- морское путешествие на Острова 3-х склонений. Нам предстоит повторить три типа склонения имени существительного.
В путешествие отправятся 2 экипажа знатоков русского языка: "Умники" и "Всезнайки". В каждом из них есть капитаны Янгуразова Мадина и Самышов Руслан.
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои каюты. Откройте свои бортовые журналы (тетради), запишите сегодняшнее число и тему урока "Морское путешествие на Острова трёх склонений»"
Учитель: Путешествие – дело довольно трудное, отправляются в путь только тогда, когда стоит хорошая погода, когда знаем стороны света. Поэтому вам необходимо получить допуск к путешествию – провести словарную работу.
Словарная работа: погода, ветер, облако, заря, горизонт, север, запад, восток. Переписать слова в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. Запомните их, они нам будут нужны.
Кроссворд
Учитель : Поработаем со словом погода. Рассмотрим слово с лексической и фонетической сторон.
Учитель: Вы молодцы, у нас отличная погода! Все допущены к путешествию! Готовы отправиться в путь?
Отправляемся на корабле «Бригантина». Наш девиз «Только смелым покоряются моря».
Звучит песня «Экипаж - одна семья»
Актуализация знаний.
Учитель: И вот перед нами огромное море. Чтобы не заблудиться во время морского путешествия, нам нужна карта.
Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих островах: «Узнавай-ка», "Объясняй-ка", «Подумай-ка»,
"Неизвестный остров", «Выполняй-ка», «Проверяй-ка»
1остров "Узнавай-ка"
Учитель: Итак, перед нами первый остров "Узнавай-ка".
Работа с падежами:
Д.п. кому?
Р.п. нет
Д.п. «щедрый» падеж
П.П. без предлга не употребляется
И.п. подлежащее
Тв.п. «довольный» падеж
И.п, В.п. Что?
Р.п., В.п. Кого?
2.Остров "Объясняй-ка"
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?
- Поставить существительное в начальную форму.
- Определить род существительного.
- Определить окончание.
- Определить склонение существительных
Таблица на слайде
3. Остров «Подумай-ка»
- Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие и отправимся к острову «Подумай-ка». Жители этого острова просят нас о помощи: после шторма они потеряли своих членов семьи. Помогите им вернуться в свои семьи.
Слова на слайде
Физминутка
Дружно встали,
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Мы дозором обошли
Все владения свои.
Всё спокойно на пути.
4. "Неизвестный остров"
Учитедь: 3 декабря 2014 года ко всем праздникам, которые у нас есть, прибавится ещё один праздник – День Неизвестного солдата.
В годы войны (1941 – 1945) в семьях ушедших на фронт бойцов ждали и одновременно страшились прихода почтальона. Счастье посещало тех, кто получал коротенькую весточку, даже если писали о ранении – все равно счастье, главное – живой! Горе обрушивалось на те семьи, куда приходили похоронки – извещения о гибели. Но еще ужаснее было получить коротенькое извещение: «Пропал без вести». Кому-то это давало надежду, что человек еще вернется, пусть через месяцы, годы, но придет домой. А кто-то страшным интуитивным чутьем понимал: никогда уже не доведется увидеть любимого человека, более того – даже могилу навестить не доведется, потому что у пропавших без вести вся земля, охваченная войной, могила. Всем пропавшим без вести посвящён этот день
Минута молчания
- Придумайте имена существительные на тему «Война». Определите их склонение.
(Война, мир, солдат, жизнь, слава, герой, бой, сражение, битва, командир, оборона)
5. Остров «Выполняй-ка». Работа со словами.
Ребята, что объединяет слова? (Корень один и тот же)
Чем отличаются слова? (разные типы склонения)
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень, лентяй, ленивица.
Лошадь, лошадник, лошадка.
6. Остров «Проверяй-ка»
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
помощница злоба ленивица лошадка | помощник зло лентяй лошадник | помощь злость лень лошадь |
- Работа с текстом
Утих сев..рный вет..р. На в..стоке пылает алая з..ря. На зап..де исчезли обл..ка. Стрижи летают высоко над г..р..зонтом. Это признаки х..рошей п..годы.
- Определи слово:
Водитель корень
Зимний суффикс
Подкрасить приставка
Удивительный окончание
Подводный. К имени прилагательному подобрать существительные разного типа склонения (подводный мир, подводная лодка, подводное течение)
Учитель: Ну что ж, пришло время покинуть Острова трёх склонений и отправиться домой.
Подведение итогов урока.
Успешно прошло у нас морское путешествие . Давайте оценим свою работу. Поднимите нужные кружочки.
Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. (Зелёный)
Работаю хорошо, всё понимаю. (Синий)
Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. (Жёлтый)
Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. (красный)
Объявление оценок.
Всем большое спасибо за активную работу на уроке.
VII. Домашнее задание: написать рассказ