СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "Бессоюзное сложное предложение."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока раскрывает все цели и задачи урока. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Бессоюзное сложное предложение."»



МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НАМАНГАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №34


Р а з р а б о т к а у р о к а

по русскому языку на тему:

« Бессоюзное сложное предложение. Обобщение»

для 9-х классов


учителя русского языка и литературы: Чернаковой Т. П.





Тема : Бессоюзное сложное предложение. Обобщение.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод самостоятельной работы и работы под руководством, метод проблемного обучения, метод стимулирования интереса к учению, метод контроля и самоконтроля.

Оформление: презентация

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Формирующие компетенции:

Компетенция самосовершенствования.

  • стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному и творческому развитию;

  • стремление к совершенствованию, умение постоянно работать над собой,

  • умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя и принимать самостоятельные решения, используя свой жизненный опыт и когнитивные навыки.

Предметные компетенции.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:

- свободное практическое владение речью на данном языке,

  • умение говорить правильно, бегло и динамично (диалог, монолог),

  • умение хорошо понимать слышимую и читаемую речь,

  • умение производить и понимать речь.

Лингвистическая компетенция:

- То же, что языковая компетенция

- владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом.

- учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе языка

Ход урока:

I.Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е. Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.


- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

II. Актуализация знаний о сложном предложении:

Мозговая атака. Вспомнить орфограммы о « Сложном предложении»

  1. Что такое сложное предложение?

  2. Что такое синтаксис?

  3. Что такое грамматическая основа?

  4. Какие сложные предложения вы изучили?

  5. Что такое сложносочиненное предложение?

  6. Что такое сложноподчиненное предложение?

III.Сообщение темы урока и постановка целей.

- Какое предложение называется бессоюзным?

- Какие знаки препинания разделяют части БСП?

- По схеме (слайды 2-4) расскажите о постановке знаков препинания в БСП. (В схеме указаны примеры, теорию, то есть сведения о постановке знаков препинания, рассказывают ученики)





Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая:

  1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

  2. Жжёт солнце, жужжат оводы и мухи.

- Запятая ставится, если в простых предложениях, входящих в состав БСП, перечисляются какие-то факты.

Точка с запятой:

  1. Земля, пригретая солнечными лучами, стала оттаивать; онемевшая вода ожила.

  2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

- Точка с запятой ставится, если простые предложения более распространены, особенно если внутри них уже есть запятые.

Двоеточие:

  1. Печален я: со мною друга нет.

  2. Он чувствовал себя нехорошо: тело ослабло, в глазах ощущалась боль.

  3. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.

- Двоеточие ставится, если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;

если второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;

если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.

Тире:

  1. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

  2. Назвался груздем – полезай в кузов.

  3. Настанет утро – двинемся в путь.

  4. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Тире ставится, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;

Если первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении;

Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Если предложения рисуют быструю смену событий.





IV. Закрепление.

Работа в группах.

1.Задание: Расставить знаки препинания в соответствии со схемами.

1. [время,условие] [ ]

2. [ ] [ причина]

3. [ ] [перечисление]

4. [ ] [ противопоставление]

5. [ ] [ пояснение ]

6. [ ] [вывод,следствие]

7. [ ] [быстрая смена событий]

8. [ ] [дополнение]

9. [ ] [сравнение]

2. Практическая работа 1 – работа в тетради

Прочитайте выразительно строки А. А. Фета.

Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к выразительному чтению?

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

А. А. Фет, «На заре ты ее не буди...»

индивидуальная работа

Схема предложения: [ - = ] , [ = - ] ; [ - = , = ]. 1человек у доски

Что делает стихотворение таким эмоциональным? (7 СЛАЙД)

Когда поэт берется за перо?

Когда его что-то взволновало.

Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения.



3. Слуховой диктант

- Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?

Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) - самоконтроль

1. Я знал: удар судьбы меня не обойдет.(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения

2. Солнце зашло за горизонт - день на исходе.(время)

3. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.(пояснение)

4. Сердце Марии колотилось, руки дрожали.(значение одновременности)- интонация перечислительная

5. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м.

1 2 3 4 5

: - : , -

4. Задание по рядам: 1 группа.

Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями.

1. Молвит слово - соловей поёт. 1. Первое указывает на время того, о

о чём говорится во втором предложении.

2.Ставень стукнет - 2. Первое предложение указывает на

он вздрогнет и побледнеет. условие того, о чём говорится во втором

предложении.

3. Песенка кончилась - 3. Содержание первого предложения

раздались обычные рукоплескания. сравнивается с содержанием второго.

Ответы: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1.

2 группа.

Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины. : пояснение

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой. - время

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг. : причина

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней. - противопоставление

Если цветы не поливать, они засохнут. – условие

Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить. - следствие

3 группа - «Найти третье лишнее предложение»

1) Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней.

(В. Маяковский.)

2) Таким друзьям на свете

не страшно ничего:

один за всех в ответе

И все за одного.

(С. Михалков.)

3) Как отчий дом, как старый горец горы

люблю я землю: тень её лесов,

и моря рокоты, и звёзд узоры,

и странные строенья облаков. (В. Брюсов)

3 предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах.

- Оцените себя в оценочном листе.

5. Задание: исправь ошибку (самостоятельно)

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки. (предложения у вас на карточках)

1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (результат, вывод)

2. Настанет вечер, - загорятся в небе звезды. (время)

3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.(дополнение)

4. Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.(дополнение)

Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение]

6. Практическая работа 2: снова обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа

Афанасия Афанасьевича Фета.

Задание: работаем самостоятельно, по вариантам, записываем в тетрадь.

Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ.

1 вариант

Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно?

Синели глубью небеса, (отношения одновременности)

Лист трепетал,

Красноречиво

Глядели звёзды нам в глаза. 2 человека самостоятельно

[ = ]: [ = - ], [ - = ], [ = - ]. за доской составляют схемы.

2 вариант

 Я долго стоял неподвижно, (дееприч. Оборот)

В далёкие звёзды вглядясь, - (вывод, следствие)

Меж звёздами теми и мною

Какая-то связь родилась.

[ - = , / -.-.-./ ], - [ - = ].





7.Задания группам:

1группа:

Конструирование предложений.

Перестройте предложения из СПП в БСП.

1.Мы знаем, что главное предназначение человека- оставить свой добрый след на земле.

2.Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений

3.Вдруг я чувствую, что кто- то берет меня за плечо и толкает.

4.Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

2 группа:

Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире.

1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся делиться.

3.Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4.Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

5.Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

  1. Решение кроссворда.




Задание к кроссворду:

  1. Это раздел грамматики, который изучает строй связной речи, словосочетания и предложения.

  2. Это предложение имеет одну грамматическую основу.

  3. Это неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение. Оно включает в себя все, кроме окончания.

  4. Это второстепенный член предложения, которое обозначает место, время, цели и т.д.

  5. Это второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей.

  6. Эти слова являются тем же членом предложения, при котором оно находится, поэтому они выполняют одну и ту же функцию.

  7. Это главный член предложения.

  8. Он служит для связи однородных членов предложения.

  9. Оно называет слово или сочетание слов, к которому обращена речь.

  10. Эти предложения отражают желания говорящего. Они могут выражать приказ, мольбу, просьбу.

  11. Эти предложения отвечают на один и тот же вопрос, принадлежат к одной и той же части речи.

  12. Если в составе предложения имеется хоть один второстепенный член, такое предложении называется…..

  13. Этот член предложения бывает простым глагольным, состав глагольным и составным именным.

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

VI. Оценивание учащихся

VII. Домашнее задание.

Повторить орфограммы. Выполнить упражнение 172 на стр. 81.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!