Дата: | Класс 7 | Русская литература | Урок № 74 |
Тема урока: | Б. Момышулы. «За нами- Москва» |
Общие цели: | Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны на примере героя Б. Момышулы. |
Ожидаемые результаты: | Умеют осмысленно читать; Могут анализировать текст; Умеют интерпретировать прочитанное |
Ключевые идеи: | ВОВ, главный герой, шоссе, битва под Москвой, легендарный герой, комбат, генерал. |
Ресурсы | Учебник, методическое руководство, портрет писателя, видеоматериалы, газета «Правда» |
Ход урока: |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Этап вызова 3мин. | Приветствие. Создание положительного психологического настроя детей. Чтение эпиграфа урока: «Немало народ мой видал, Батыры с булатом и пикой стальной Бросались, как тигры могучие, в бой. Запой, моё сердце, о смелых героях!" | Дети приветствуют учителя и гостей. Знакомятся с эпиграфом урока. Настраиваются на урок. Тренинг «От сердца к сердцу». |
Актуализация знаний «Мозговой штурм» 2мин. | - Кого мы называем смелым человеком, героем? (дайте определение), Герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. - Подберите синоним к слову «смелый» Синонимы к смелый: отважный, неустрашимый, решительный, мужественный, энергичный, безбоязненный, дерзкий, храбрый и бравый. | Дети отвечают на вопросы. Дают полный развернутый ответ. Подбирают к данному слову синонимы и называют их. |
II. Сообщение темы и цели урока. 1мин. | Вступительное слово учителя. - Сегодня у нас необычный урок. Урок – мужества. Наш урок посвящается Бауыржану Момышулы. Мы познакомимся с жизнью и творчеством воина – писателя. Гульбаршын расскажет нам, кем был и кем стал для нас Бауыржан Момышулы. | Дети раскрывают тему и цели уроки. |
III. Презентация работ учащихся о писателе 3мин. | Предлагаю желающим выступить с презентацией работ о писателе и герое Бауржан Момышулы. Знакомство с писателем. Слайд № а) биография писателя – героя; б) почести и награды писателя; в) увековечивание памяти г) творчество писателя - произведения в виде вспоминании. Особое место в биографии Бауыржана Момышулы занимает битва под Москвой. -Ребята, обратите внимание на рисунок, который изображен на слайде. Скажите, что вы видите на нем? Правильно вы сказали, что это план. Теперь подробно об этом плане расскажет учитель истории. | Желающие ученики выступают с подготовленными сообщениями о Б. Момышулы, показывают презентацию о писателе как основоположника военного жанра в казахской литературы. |
Просмотр слайдов . Выступление учителя истории 5мин. | План «Тайфун» Герои Советского Союза Газета «Правда» 1941 год. | |
Новая тема. «Литературный кружок». Групповая работа 10 мин. | Направляет на работу с текстом повести, раздает задания для групп. 1-я группа: Встреча с Исламкуловым. 2-я группа: Разговор генерала Панфилова с Бауржаном Момышулы. (инсценирование ) 3-я группа: Творческая работа. Афоризмы Б. Момышулы. Применяю стратегию «Литературный кружок». Знакомлю с ролями и объясняю, как применять их в работе. Докладчик- готовит пересказ содержания текста со своей позицией, со своего взгляда. Исследователь- раскрывает характер главного героя или основного события со всех сторон в повести. Портретист- дает описание портрета главного героя. Указатель ссылок- словарная работа, военные термины , раскрывающие суть содержания текста. Колея - көліктің дөңгелегінен пайда болған тереңдік Чтили- құрметтеді Хранить за семью замками – құпияны берік сақтау Раскатистый-өте қатты дыбыжәне ұзақ дыбыстар Культ старшинства – үлкенді құрметтеу салты Составитель вопросов- составляет по тексту вопросы низкого и высокого характера. Посредник- связывает тему текста с жизнью сегодняшнего дня. (1-2 примера) Учитель следит за распределением каждой роли учащимися. Наблюдает за исследованием учащихся отрывков текста. Оказывает помощь учащимся. | Ученики знакомятся с инструментами предстоящей работы и распределение ролями в группе. Ученики в своих группах обсуждают взятые отрывки из текста для полного понимания сути всего текста. Слабым ученикам оказывают помощь сильные ученики в группах или учитель. Могут перемещаться по классу за помощью при затруднении. |
Просмотр отрывка из кинофильма «За нами Москва» 8 мин. | Выступление учащихся с выполненными заданиями перед классом. 1967 — «За нами Москва» , «Казахфильм», режиссер Мажит Бегалин. Героическая киноповесть по мотивам книг и материалов Бауыржана Момышулы. Награды: Главный приз и диплом I степени на VII смотре-соревновании кинематографистов Средней Азии и Казахстана во Фрунзе-68, премия за лучшее исполнение мужской роли актёру Асанбеку Умуралиеву. В ролях: Всеволод Санаев — генерал Панфилов, Каукен Кенжетаев — ветеран войны, Асанбек Умуралиев — Бауыржан | Выступают все члены группы. Каждая группа показывает самые лучшие работы. |
ОдО 2мин. | Формативное оценивание. Критерий оценивания: • Интересное и креативное раскрытие темы-1балл • Не менее 2 вопросов высокого характера-4балла • Высказывание не менее 2 позиции и исполнение роли с мастерством- 5 баллов Итого: 10 баллов | Ученики оценивают друг друга по данной критерий. |
«Снежный ком» 3мин. | Вопросы и задания. От чьего имени ведется рассказ в повести? С кем из своих земляков встретился на фронте Б.Момыш-улы? Какой была эта встреча для них? Расскажите о том, какой разговор состоялся у Бауыржана с генералом Панфиловым. Какие черты характера генерала и комбата раскрылись в этой беседе? Как земляк автора, Мухаметкул Исламкулов, сказал о приказе генерала Панфилова? Как вы понимаете его слова: «Вера и гору сдвинет с места»? Расскажите, что вы узнали об Иване Панфилове и комбате Б.Момыш-улы. Какова цель плана «Тайфун?» Какой подвиг совершил Тулеген Токтаров? Что говорилось в газете «Правда» 1941 года. | Дети отвечают на вопросы низкого и высокого характера и получают соответствующие баллы в соответствии с критерием оценивания. |
Итог урока 2мин. | 1группа-Работа над составлением “Синквейна” Бауыржан Момышулы Смелый, независимый. /варианты учащихся/ Воевал, писал, любил свою Родину. Верный сын своего народа. Герой. 2группа-Диаграмма Венна «Герои ВОВ» и «Герои сегодняшнего времени» 3группа-Ассоциация к слову «Б. Момышулы». | Дети составляют «Синквейн», «Диаграмму Венна», «Кластер» |
«Минута молчания» 1мин. | Учитель. Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ. | Минутой молчания чтут память тех, кто погиб на войне за светлое будущее. |
Рефлексия 3мин. | Ученик: Вы слышите, Слава героя гремит Как горный поток по весне. И девушкам снится бесстрашный джигит, Летящий на белом коне. Я много прошел тропинок и трасс, Немало увидел я стран, И вместо приветствия слышал не раз: Москва, Казахстан, Бауыржан! С. Муканов Звучит песня «День победы» | Внимательно слушают стихотворение. Ученики пишут свои отзывы об уроке на стикерах. |
Оценивание 1мин | Суммативное оценивание . | Дети пишут на стикерах свои отзывы. |
Д/з. 1мин. | Написать эссе « Б. Момышулы – пример мужества и героизма» . | Ученики записывают д/з. в дневниках. |