План-конспект открытого урока
по предмету «Композиция станковая»:
«Двухфигурная композиция»
Класс: 5
Преподаватель: Сатиева Р.Р.
План-конспект открытого урока по предмету
«Композиция станковая» на тему:
«Двухфигурная композиция»
Класс: 5
Цель: выполнить единую и целостную двухфигурную композицию на тему «Мой класс».
Задачи:
Обучающие: усвоение композиционных законов при создании двухфигурной композиции, знакомство с новыми терминами, композиционными средствами и приемами;
Развивающие: развитие художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;
Воспитывающие: воспитание познавательного интереса, аккуратности, усердия.
-целенаправленно использовать натурные зарисовки;
-грамотно, конструктивно, пропорционально построить изображение;
-продумать размеры и местоположение, позы, пластику и ритм фигур людей;
-«найти» выразительное тональное решение композиции в эскизах.
Оборудование:
для учащихся: карандаши разной мягкости, акварельные краски, кисти, 2-3 листа бумаги А-3.
для учителя: наглядные пособия.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока.
4. Беседа об особенностях построения двухфигурной композиции (с демонстрацией презентации на данную тему), анализ работ художников.
5. Самостоятельная работа учащихся: поиск композиционного решения в эскизах линейных и тональных.
6. Анализ выполненных работ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
2. Объявление темы урока.
Тема над которой мы будем работать в течении часа - «Двухфигурная композиция» на тему «Мой класс».
3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока.
Итак, в ходе работы над этой темой вы углубите знания о композиционных законах, приемах и средствах в двухфигурной композиции.
Задача сегодняшнего урока - найти выразительное композиционное и тональное решение при выполнении двухфигурной композиции.
4. Изучение нового материала.
Прежде всего перед вами встает вопрос поиска самого сюжета композиции… В прошлом художники создавали сюжетные композиции на религиозные темы, обращались к историческим темам, а также «поднимали» вопросы своего времени (воспевая его или, напротив, открывая неприглядную правду) - нравственные, этические, духовные. Наша задача проще – показать бытовую обыденную сцену взаимодействия учащихся в классе художественного отделения. Запечатлеть частичку повседневной жизни в своем классе.
- Прежде всего, давайте вспомним, что означает термин «композиция» применительно к живописи?
Это упорядочение, приведение отдельных компонентов картины во взаимосвязь, установление между ними различных отношений — психологических, пластических, цветовых.
- Какую задачу художник решает в композиции прежде всего?
Раскрытие главной идеи. Т. е. композиция — это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного.
- Каковы основные законы композиции?
Целостность, баланс, соподчинение.
Таким образом картина может стать выразительной, значительной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части органической неразрывной связью. Выделение главного и, что особенно важно, нахождение общего — картины в целом, решение ее образа — это и есть композиция картины.
Объяснение новой темы и практическая демонстрация нового материала.
Со стороны особенностей сюжетного построения можно выделить три группы композиций: однофигурные, двухфигурные и многофигурные композиции, в каждой из которых перед художником возникают со стороны сюжетного построения особые задачи.
В двухфигурных композициях на первый план выдвигается проблема взаимодействия фигур или проблема общения. Фигуры должны общаться между собой, определяя связывающее их действие. Во всех вариантах двухфигурных композиций задача- выразить общение (или разобщение), общность (или внутренний контраст) остается главной (слайд 1).
В двухфигурных композициях обе фигуры важны, обе приковывают внимание, даже если одна из фигур по смыслу второстепенная. Поэтому смысловым композиционным узлом в двухфигурных решениях сюжета часто становится цезура («пауза», расстояние) между фигурами – своеобразный выразитель характера общения – цезура то меньшая, то большая, то наполненная предметными деталями, то пустая в зависимости от характера общения (слайд 2).
Большее удаление между фигурами может выражать не разрыв, а устремленность персонажей друг к другу. Чем больше дистанция, тем сильнее динамика ее преодоления. Направленность фигур в противоположные стороны друг от друга может выражать их разобщенность, так и их внутреннее молчаливое обращение (слайд 3).
При решении двухфигурной композиции в зависимости от размера фигур
возможны два варианта компоновки: одноплановые и разноплановые (слайд 4).
В обоих случаях взаимодействие между фигурами может быть двух типов:
1 – пассивное взаимодействие: при фронтальном изображении прямой связи между их движениями нет, есть только пластическое взаимодействие, «внутренний диалог»;
2 – активное взаимодействие: степень его выражения различна – от простого поворота головы до прямого взаимодействия (слайд 5).
При выполнении одноплановой двухфигурной композиции необходимо установить пластическую связь двух фигур между собой. Элементы фона должны помочь связать и объединить их. В такой работе необходимо учитывать характер и пластику поз (слайд 6).
В разноплановой двухфигурной композиции степень условного пространства возрастает, т.к. фигуры находятся в сложном взаимодействии и это обусловливает пластическую связь между фигурами и фоном. В работе необходимо правильно передать пропорции увеличенной фигуры и характер движений, определить то, для чего фигура была выведена на первый план (слайд 7).
Располагая фигуры в пространстве помимо центральной, применяются развернутые и замкнутые композиции.
В развернутой композиции изображения моделей подаются одна за другой, и группа разворачивается в одной плоскости по ширине. Пластическое движение фигур может идти справа налево или слева направо.
Замкнутые композиции строятся в форме круга (кольца или полукольца). Одна, две или три фигуры могут быть главными, но можно сделать и так, чтобы все фигуры находились в равном положении (слайд 8).
5). Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
В ходе этого этапа эскиз строится с общего наброска размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания.
Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты.
Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, постоянно ведется индивидуальная и фронтальная работу с учащимися.
6. Индивидуальный анализ выполненной учащимися работы.