СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по поэме А.Блока "Соловьиный сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Доказать отношение поэта к подвигу как смыслу и назначению человеческого бытия
  • Определить блоковское понимание «подвига»
  • «Круженье и пенье» стиха – проанализировать строение поэмы
  • Провести параллели с произведениями изученными  ранее (плановыми)
  • Определить лейтмотивы лирики Блока, нашедшие  воплощение в поэме

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по поэме А.Блока "Соловьиный сад"»

7










МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14

с углублённым изучением отдельных предметов»

Учитель русского языка и литературы Палагин Д.Ю.

18 ноября 2008 года

План – конспект открытого урока по литературе

в 11-м классе

Произведение: поэма А.А.Блока «Соловьиный сад» (1915 год)

Я жить хочу! Хочу печали,

Любви и счастию на зло,

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело!

М.Ю.Лермонтов

1

Цель урока

Показать динамику и последовательность развития мировоззрения поэта

2

Задачи урока

  • Доказать отношение поэта к подвигу как смыслу и назначению человеческого бытия

  • Определить блоковское понимание «подвига»

  • «Круженье и пенье» стиха – проанализировать строение поэмы

  • Провести параллели с произведениями изученными ранее (плановыми)

  • Определить лейтмотивы лирики Блока, нашедшие воплощение в поэме


3

Оборудование








Компьютер, мультимедийный проектор, авторские DVD-материалы, текст произведения, презентация PowerPoint




Конспект урока

Предполагаемое

время

Содержание этапа урока

Виды деятельности уч-ся

и предполагаемые ответы*

( *очень условно!)

1

1-2 мин.

Слово учителя:

Поэма создана А.Блоком в самый разгар Первой мировой войны. Она же – последняя поэма, законченная накануне событий 1917 года. По-видимому, это одно из самых трагических произведений поэта. От проклятий и испытаний «страшного мира» к ответственности за стыд этого мира. Вл. Маяковский в поэме «Про это», говоря о личной ответственности «за всё», писал:

У лет на мосту на презренье, на смех,

Земной любви искупителем значась,

Должен стоять, стою за всех.

За всех расплачУсь, за всех расплАчусь

В течение урока – ведение конспекта – схемы на основе слайдов презентации. (Слайд – смысловая часть)

2

До 7 мин.








Именно события современности получили свою оценку через блоковское понимание смысла и значения бытия.

ВОПРОС?

- Что такое призванье? Как его в себе увидеть?

- А что может помешать определиться с выбором его?

РЕЗЕРВНЫЙ ВОПРОС (КОРРЕКЦИЯ)

- Призвание – это труд?


В поэме есть два противоположных полюса. Назовите их.

ВОПРОС?

- Дайте характеристику вида труда в поэме

(данный вопрос не требует развёрнутого ответа. 5-7 человек говорят в рамках «престижный – скучный – неприглядный и пр.)

Может ли подобный труд быть призванием?

Слова учителя:

Сад обольщает миражами личного блага.

Вопрос: Влияет ли это на выбор жизненного пути?

Минутным наслаждением.

Вопрос: Что такое «минута» в этом саду? Приведите примеры из лит. произведений, фильмов.

ВОПРОС?

- Зачем обольщать скромного труженика?

- А бывают ли «убогие призвания»?

















Ответы на вопросы

а)- то, что близко человеку

- специальность

- лучшее из того, на что способен человек

б)- среда (общество)

- разносторонние интересы

- финансовые проблемы

- сад и каменистая тропа




Ответы одним словом
















- Сломить его волю

(для чего?)

- Забыть о своём призвании

3

До 3-х мин.

Слова учителя: «Убогих» призваний, видимо, не бывает… Человек, реализуя свои возможности, выполняет ДОЛГ перед МИРОМ. Как это будет выглядеть – зависит от Человека.

«И завещано было человеку: 6 дней трудиться и день отдыхать». Представим схему:










И в центре этой схемы – человек!

Это ко многому обязывает. Предстоит разобраться – а где Я?!

В поэме есть ряд противопоставлений.

ВОПРОС?

- Каких?






















- труд – отдых

- (вероятно!) серое - яркое

4


До 4 мин.







ВОПРОС?

- Давайте определимся с содержанием 2-х миров…

Соловьиный сад



- А какое название можно дать 2-му столбцу?

(примечание: можно посоветовать подбирать слова одной и той же части речи)


Работа с таблицей + ответы




- Работа, жизнь

- илистое- прохладный

- таскает - раскинулся

5.


Резервное время


6.

До 4 мин.

Слово учителя: Мир разделен на 2 части:

перед оградой

за оградой.

Мохнатый ослик…

Кто-то поёт…

Музыка поэмы формируется из стиха, ритма, повторов – круженье и пенье…

ВОПРОС?

- Назовите синоним к слову «повтор»

Действительно, ритм, мотив, образ, зачины строк, концевые и внутренние рифмы создают кружево – переплетение.

ВОПРОС?

- Что такое «кружево», «узор»?

(Напоминает паутину и всё её сопровождающее)


Заполнение таблицы





- однообразие





- повтор одного и того же рисунка



А итогом становятся синие призраки.

ВОПРОС?

- Что у Вас ассоциируется со словом «синий»?

Нечто «веселящее», окутанное мутью дурмана придуманной жизни!



- море

- туман

- автомобиль?!


Прошедшее время – 24 мин.

Промежуточный вывод – рассказчик окутан «нитями», находится под воздействием чар «томительного сна». Перед садом есть «зона», напоминающая «шаговое» напряжение- томление и дремота на подходе и, как следствие, утрата СИЛЫ И ВОЛИ.

ВОПРОС?

- Почему? (Как у Стругацких - иной мир и другие законы, в том числе и физические: нарушено всё!)

7

4-5 мин

ВОПРОС?

- Чем соблазняет сад?

Слова учителя: Чтобы заставить отказаться от знАчимого, нужен солидный арсенал.

ВОПРОС?

- Как можно охарактеризовать сказанное Вами? (Зыбкое, странное, неброское – вкрадчиво – змеиное)

Эпитеты бьют, эпитеты судят! «Уклонение от пути!». «Чуждый край незнакомого счастья!»

Сад – замена «нищей мечте»

ВОПРОС?

- А при каких условиях мечта становится «нищей»?

Песня сладкая, дурманящее искристое вино, искрящийся золотой огонь.

Давайте «разрушим» чары сада!

Огонь - … (обжигает) законы природы никто не отменял

Вино – пьянит и веселит

Песня – веселая, грустная.


- соловьиным напевом

- колдовским журчанием

- странным лепетом листьев

- тихим смехом








- плохо продумана

- нереальна




Очевидные ответы учащихся на основе жизненного опыта



8

До 4 мин.

Слово учителя: в сад вошла Душа (помимо прочих физических тел). Что с душой делают в саду?

(Ответы по тексту: «оглушают пением» и т.д.)

Дыхание тоски обращает в золу цветы и деревья «соловьиного сада». Сад наполнен скукой, потому что… (ответы учащихся)

ВОПРОС?

- Что противопоставлено звукам сада и почему? (Вспоминаем г-на из Сан – Франциско, «Лёгкое дыхание» (что противопоставила миру Мещерская)

АД БЕЗДОННОЙ СКУКИ!!!






- однообразен

- слишком красив

- давит


- море (свободное)

- Желание и страсть

- Искренность чувства мира

9

3 мин

С лово учителя: Образ Осла в поэме



Комический задушевный

(традиционно) трогательный

(кричит) (трубит)


«Измена» заставляет ворочаться на мягком ложе и слышать «рокотание моря».

В поэме звучат темы «Раскаяния» и «Возмездия»

ВОПРОС?

-Какую жизнь он отвергает?

- Что понимает позже?

(отвёрг слишком трудную, суровую и бедную жизнь), (понял как она богата и прекрасна)

- Какой мир больше? Сад или…

- Что является грехом?

(бегство от мира людей)

- В чём заключена многозначность слова «море»? (море – стихия, море людей, много)















Ответы на вопросы

10

2мин

Заключительная часть. Слово учителя.

Блок стремился не подменять жизнь фантазией, хотя «соловьиный сад» был ему дорог и близок. Но в собирании крупиц «самой серой действительности, в поиске того, что прекрасней «творимой легенды» он сумел найти саму жизнь.

А демоническая расколотость действительности, понимание, что гармонии нет, позволяли Блоку видеть будущее мира:

И этот мир тебе – лишь красный облак дыма,

Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит


11

3,5 мин

Рефлексия. Просмотр видеоклипа «Призвание». Клип состоит из двух частей:

- Комментарии учащихся 2 и 8 классов

- Видеоряд «Соловьиная роща»


При работе над уроком были использованы

- Стихотворения М.Лермонтова, В.Брюсова, А.Блока

- Кадры из м/ф «Снегурочка» и «Алёша Попович и Тугарин змей»

- песня Л.Лещенко «Соловьиная роща» в обработке DJ Max Moser remix

- фотографии автора

- презентация PowerPoint, программа видеообработки Ulead studio 11








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!