1 | Цель урока | Показать динамику и последовательность развития мировоззрения поэта |
2 | Задачи урока | Доказать отношение поэта к подвигу как смыслу и назначению человеческого бытия Определить блоковское понимание «подвига» «Круженье и пенье» стиха – проанализировать строение поэмы Провести параллели с произведениями изученными ранее (плановыми) Определить лейтмотивы лирики Блока, нашедшие воплощение в поэме |
3 | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, авторские DVD-материалы, текст произведения, презентация PowerPoint |
Конспект урока |
№ | Предполагаемое время | Содержание этапа урока | Виды деятельности уч-ся и предполагаемые ответы* ( *очень условно!) |
1 | 1-2 мин. | Слово учителя: Поэма создана А.Блоком в самый разгар Первой мировой войны. Она же – последняя поэма, законченная накануне событий 1917 года. По-видимому, это одно из самых трагических произведений поэта. От проклятий и испытаний «страшного мира» к ответственности за стыд этого мира. Вл. Маяковский в поэме «Про это», говоря о личной ответственности «за всё», писал: У лет на мосту на презренье, на смех, Земной любви искупителем значась, Должен стоять, стою за всех. За всех расплачУсь, за всех расплАчусь | В течение урока – ведение конспекта – схемы на основе слайдов презентации. (Слайд – смысловая часть) |
2 | До 7 мин. | Именно события современности получили свою оценку через блоковское понимание смысла и значения бытия. ВОПРОС? - Что такое призванье? Как его в себе увидеть? - А что может помешать определиться с выбором его? РЕЗЕРВНЫЙ ВОПРОС (КОРРЕКЦИЯ) - Призвание – это труд? В поэме есть два противоположных полюса. Назовите их. ВОПРОС? - Дайте характеристику вида труда в поэме (данный вопрос не требует развёрнутого ответа. 5-7 человек говорят в рамках «престижный – скучный – неприглядный и пр.) Может ли подобный труд быть призванием? Слова учителя: Сад обольщает миражами личного блага. Вопрос: Влияет ли это на выбор жизненного пути? Минутным наслаждением. Вопрос: Что такое «минута» в этом саду? Приведите примеры из лит. произведений, фильмов. ВОПРОС? - Зачем обольщать скромного труженика? - А бывают ли «убогие призвания»? | Ответы на вопросы а)- то, что близко человеку - специальность - лучшее из того, на что способен человек б)- среда (общество) - разносторонние интересы - финансовые проблемы - сад и каменистая тропа Ответы одним словом - Сломить его волю (для чего?) - Забыть о своём призвании |
3 | До 3-х мин. | Слова учителя: «Убогих» призваний, видимо, не бывает… Человек, реализуя свои возможности, выполняет ДОЛГ перед МИРОМ. Как это будет выглядеть – зависит от Человека. «И завещано было человеку: 6 дней трудиться и день отдыхать». Представим схему: И в центре этой схемы – человек! Это ко многому обязывает. Предстоит разобраться – а где Я?! В поэме есть ряд противопоставлений. ВОПРОС? - Каких? | - труд – отдых - (вероятно!) серое - яркое |
4 | До 4 мин. | ВОПРОС? - Давайте определимся с содержанием 2-х миров… - А какое название можно дать 2-му столбцу? (примечание: можно посоветовать подбирать слова одной и той же части речи) | Работа с таблицей + ответы - Работа, жизнь - илистое- прохладный - таскает - раскинулся |
5. | | Резервное время | |
6. | До 4 мин. | Слово учителя: Мир разделен на 2 части: перед оградой | за оградой. | Мохнатый ослик… | Кто-то поёт… | Музыка поэмы формируется из стиха, ритма, повторов – круженье и пенье… ВОПРОС? - Назовите синоним к слову «повтор» Действительно, ритм, мотив, образ, зачины строк, концевые и внутренние рифмы создают кружево – переплетение. ВОПРОС? - Что такое «кружево», «узор»? (Напоминает паутину и всё её сопровождающее) | Заполнение таблицы - однообразие - повтор одного и того же рисунка |
| | А итогом становятся синие призраки. ВОПРОС? - Что у Вас ассоциируется со словом «синий»? Нечто «веселящее», окутанное мутью дурмана придуманной жизни! | - море - туман - автомобиль?! |
| Прошедшее время – 24 мин. | Промежуточный вывод – рассказчик окутан «нитями», находится под воздействием чар «томительного сна». Перед садом есть «зона», напоминающая «шаговое» напряжение- томление и дремота на подходе и, как следствие, утрата СИЛЫ И ВОЛИ. ВОПРОС? - Почему? (Как у Стругацких - иной мир и другие законы, в том числе и физические: нарушено всё!) |
7 | 4-5 мин | ВОПРОС? - Чем соблазняет сад? Слова учителя: Чтобы заставить отказаться от знАчимого, нужен солидный арсенал. ВОПРОС? - Как можно охарактеризовать сказанное Вами? (Зыбкое, странное, неброское – вкрадчиво – змеиное) Эпитеты бьют, эпитеты судят! «Уклонение от пути!». «Чуждый край незнакомого счастья!» Сад – замена «нищей мечте» ВОПРОС? - А при каких условиях мечта становится «нищей»? Песня сладкая, дурманящее искристое вино, искрящийся золотой огонь. Давайте «разрушим» чары сада! Огонь - … (обжигает) законы природы никто не отменял Вино – пьянит и веселит Песня – веселая, грустная. | - соловьиным напевом - колдовским журчанием - странным лепетом листьев - тихим смехом - плохо продумана - нереальна Очевидные ответы учащихся на основе жизненного опыта |
8 | До 4 мин. | Слово учителя: в сад вошла Душа (помимо прочих физических тел). Что с душой делают в саду? (Ответы по тексту: «оглушают пением» и т.д.) Дыхание тоски обращает в золу цветы и деревья «соловьиного сада». Сад наполнен скукой, потому что… (ответы учащихся) ВОПРОС? - Что противопоставлено звукам сада и почему? (Вспоминаем г-на из Сан – Франциско, «Лёгкое дыхание» (что противопоставила миру Мещерская) АД БЕЗДОННОЙ СКУКИ!!! | - однообразен - слишком красив - давит - море (свободное) - Желание и страсть - Искренность чувства мира |
9 | 3 мин | С лово учителя: Образ Осла в поэме Комический задушевный (традиционно) трогательный (кричит) (трубит) «Измена» заставляет ворочаться на мягком ложе и слышать «рокотание моря». В поэме звучат темы «Раскаяния» и «Возмездия» ВОПРОС? -Какую жизнь он отвергает? - Что понимает позже? (отвёрг слишком трудную, суровую и бедную жизнь), (понял как она богата и прекрасна) - Какой мир больше? Сад или… - Что является грехом? (бегство от мира людей) - В чём заключена многозначность слова «море»? (море – стихия, море людей, много) | Ответы на вопросы |
10 | 2мин | Заключительная часть. Слово учителя. Блок стремился не подменять жизнь фантазией, хотя «соловьиный сад» был ему дорог и близок. Но в собирании крупиц «самой серой действительности, в поиске того, что прекрасней «творимой легенды» он сумел найти саму жизнь. А демоническая расколотость действительности, понимание, что гармонии нет, позволяли Блоку видеть будущее мира: И этот мир тебе – лишь красный облак дыма, Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит | |
11 | 3,5 мин | Рефлексия. Просмотр видеоклипа «Призвание». Клип состоит из двух частей: - Комментарии учащихся 2 и 8 классов - Видеоряд «Соловьиная роща» | |
При работе над уроком были использованы - Стихотворения М.Лермонтова, В.Брюсова, А.Блока - Кадры из м/ф «Снегурочка» и «Алёша Попович и Тугарин змей» - песня Л.Лещенко «Соловьиная роща» в обработке DJ Max Moser remix - фотографии автора - презентация PowerPoint, программа видеообработки Ulead studio 11 |