СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОРКСЭ "Красота этикета"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по основам религиозной культуры и светской этике "Красота этикета".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ "Красота этикета"»

Тема «Красота этикета»



Ход урока

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Но, сначала, поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнём работу, вам задача - выбрать капитана вашей группы.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). 

Слайд №1 по щелчкам.  Работа в группе.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми (Справедливость.)

  6. Человек, владеющий даром красноречия. (Оратор)



















3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель:

- Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а конце урока мне ответите.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2

4. Беседа по теме.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Уже в древних египетских, римских рукописяхговорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуацияхПервая книга так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слайд 3. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Слайд 4. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Слайд 5. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. 

Слайд 6. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Обсудить в группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

Представление групп своих позиций.

- Сравним ваши позиции с теми, которые существуют в обществе.


Слайд 7.

  • речевой;

  • столовый;

  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);

  • религиозный;

  • повседневный;

  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

  • праздничный;

  • профессиональный (специализированный);

  • свадебный;

  • дипломатический;

  • траурный и т.д.



Молодцы!


Слайд 8.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Слайд 9.

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Почему мы так говорим?

- Все ли вам было понятно в его речи?

- Что вам показалось смешным?

- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

Слайд 10

6. Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”.

- Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Что было необычного в поведении мальчика?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

- А как вы ведете себя за столом?

- Какие правила вы можете предложить? Слайд 11.

7. Физкультминутка. Про Повара Булочку. Хорошо, присаживайтесь.

8. Этикет в гостях.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кого из вас друзья приглашают к себе на день рождения?

- Нужно ли знать правила этикета и применять их, находясь в гостях?


-Перед вами лежит текст. Внимательно послушайте, а после мы её обсудим.


Слайд 11, 12.

«У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу небрежно сказала:

Лена: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди.»

Саша прошел к столу и сел на стул. И начал перебирать и есть приготовленные к праздничному столу фрукты.

Автор: Когда праздничный стол был готов пришли остальные гости. (2 человека). (стук в дверь)

Лена: Здравствуйте Маша и Даша, очень рада вас видеть!

Маша и Даша: Привет! (и пробегают за стол)

Автор: И тут началось самое интересное! Друзья, набив полный рот кусками еды, откидываясь на спинку стула, начали рассказывать смешные истории и громко смеяться. Когда смешные истории закончились, Саша положил голову на стол и громко сказал «Вот это я объелся!».

Даша взяла вилку и начала перебирать салат со словами «А я лук не ем!»

А Маша потянулась через весь стол за самым большим куском торта и опрокинула стакан с соком.

Лена смотрела на своих гостей и не понимала, что творится в её доме.

Ребята давайте поможем Лене разобраться с данной ситуацией.

  1. Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы.

  2. Когда пришли Маша и Даша, они даже не поздравили Лену, а сели сразу же за стол. Нужно было поздравить именинницу, помыть руки и с приглашением Лены сесть за стол.

  3. За столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

  4. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно.

  5. Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

  6. Встав из-за стола, не стоит сразу же спешить уйти; если тебя действительно ждут неотложные дела, предупреди о своём скором уходе заранее.

Это правила для гостей, ну а вы, когда приглашаете гостей, должны правильно сервировать стол.

Задание для капитанов ваших групп. Выполнить сервировку стола. Проверка на Слайде 13

• Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.

• Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.

• Для сервировки старайтесь использовать одинаковую посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть больше 2 см. Старайтесь выдерживать одинаковое расстояние между приборами и тарелками.

• Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё должно быть под рукой. То, что должно быть раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.

• Нож для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним рыбный нож и закусочный. Слева в таком же порядке вилки.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Почему важно соблюдать правила этикета за столом?

  1. Что ты уже знал и какие правила этикета применял в своей жизни?

  2. Какие правила, с которыми ты познакомился для тебя новые?

4. Почему тема урока звучит «Красота этикета»?



Дома вы выполните следующее домашнее задание:

Создайте свою памятку этикета, которую вы хотели бы применить в режимных моментах школы. Оформите.



9. Рефлексия. Слайд 14

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

10. Стихотворение (читает учитель)

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!



Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Спасибо за урок. Слайд №15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!