СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Как нам жить?" (Посвящён году экологии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тема – заключительная не только в данном учебнике, но и во всей естественно-научной части курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством, – взаимному существованию человека и природы. От решения проблемы рационального природопользования зависит будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Как нам жить?" (Посвящён году экологии)»

Окружающий мир, 4 класс


Урок 26.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Как нам жить?

Эта тема – заключительная не только в данном учебнике, но и во всей естественно-научной части курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством, – взаимному существованию человека и природы. От решения проблемы рационального природопользования зависит будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение.

Цели:

– научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.

Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


4 3

Беседа.

– Прочитайте диалог на с. 122.

– О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Как нам жить?

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи?

– Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?

– Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.

Отвечают на вопросы.

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

«Как нам жить?»

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План. 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

  1. 5 6 7 2 4 3

1. Работа в учебнике.

– Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.)

– Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, искали готовую пищу в природе.)

– Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.)


– Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи.

Такой способ обеспечить себя пищей более надёжен, так как люди меньше зависят от природы.)

– Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.)

– Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.)

– Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры.

(В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

(Обработка земли, выпас скота.)

– Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Это искусственная экосистема, так как она создана человеком и поддерживается им.)

– Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.)

– Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.)

– Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.)

2. Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание 1 в рабочей тетради. (Выполняют задание.)

– Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.)

– В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему? (Искусственные экосистемы стали увеличиваться, а природные – сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в неё другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым.)

– В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.)

– Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.)

– Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных и растений и т.п.)

– Выполните задание 2 в рабочей тетради.

Выполняют задание.

– Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает?

– Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.)

– К чему приводит неразумная деятельность человека?

– Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям.

– Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живём.)

– Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать...

(Экологическим.)

– Можем ли мы помочь природе?

– Придумайте правила нашего поведения.

(Работа с рисунками на с. 126.)

– Как ответим на вопрос урока?

Предлагают свои примеры правил поведения.

Делают вывод по уроку.


Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3 2

1. Работа по учебнику.

Вопросы на с. 125.

2. Работа в рабочей тетради.

Два-три задания на выбор в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

3. Проверочная работа № 17.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 24.) Одно-два задания на выбор.


V. Итог урока.

4

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?



– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!