5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.) – Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, искали готовую пищу в природе.) – Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.) – Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи. Такой способ обеспечить себя пищей более надёжен, так как люди меньше зависят от природы.) – Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.) – Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.) – Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Обработка земли, выпас скота.) – Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Это искусственная экосистема, так как она создана человеком и поддерживается им.) – Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.) – Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.) – Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.) 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради. (Выполняют задание.) – Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.) – В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему? (Искусственные экосистемы стали увеличиваться, а природные – сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в неё другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым.) – В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.) – Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.) – Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных и растений и т.п.) – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Выполняют задание. – Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? – Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.) – К чему приводит неразумная деятельность человека? – Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям. – Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живём.) – Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать... (Экологическим.) – Можем ли мы помочь природе? – Придумайте правила нашего поведения. (Работа с рисунками на с. 126.) – Как ответим на вопрос урока? Предлагают свои примеры правил поведения. Делают вывод по уроку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |