СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Звери" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для первого класса УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Звери" УМК "Школа России"»



Куликова Татьяна Николаевна, окружающий мир «Кто такие звери?» (1 класс)

Автор урока Куликова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 914

УМК: «Школа России»

Класс: 1 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Кто такие звери?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: Знакомство детей с понятием «звери».

Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».

Надпредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.


Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность урока: 35 мин.



Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010. 190-197 с.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация «Кто такие звери?»; бумажные лупы у каждого (заготовлены родителями для уроков); конверт с заданием (фотография зверя и цветная закладка, такая же и в атласе-определителе); в мешочке 4 фишки с цифрами, обратная сторона фишек у всех разная. (заяц – меховая – 1; кабан – ребристая – 2; бобр – гладкая – 3; ёж – колючая – 4.); фишки (на картонках изображения мудрой черепахи и вопросика, заготовлены родителями для уроков); лист самооценки; парты расставлены для работы в группах (4 группы); приложение 1.



Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I. Организационный этап.

Цель – проверка готовности к уроку.

Звучит музыка из программы «В мире животных»

-- Сегодня мы продолжаем путешествовать по царству животных! У вас партах лежат наборы «Животные». Работа в парах, разложите их по группам. (3 мин)

--Проверяем. (дети называют группы) Какая группа нам знакома? Насекомые-хлопок, рыбы-хлопок, птицы-хлопок.

--Какая из групп не имеет названия? Мы не знаем, как они называются!


II. Этап повторения изученного.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Птицы».

На прошлом уроке мы знакомились с птицами. На доске вы видите изображения птиц Саратовской области, занесённых в Красную книгу. Если вы будете внимательны, то увидите слово – это группа животных, с которой мы будем знакомиться сегодня. (На обратной стороне фото написан нужный звук)




--Какая тема нашего урока?

Кластер


--Какую цель мы поставим себе на уроке? Кластер

понимание полезности знаний о разнообразии зверей на основе сравнения с другими группами животных

--Какие задачи будут стоять перед нами для достижения данной цели?

Кластер 1. УЗНАТЬ, кто такие звери; 2.Выяснить, чем звери отличаются от других животных?3. уметь распознавать части тела зверей


Казарка, Европейский тювик, Малый лебедь, орёл, чёрный аист










Кто такие Звери.

Умение называть звуки, определять местоположение звука















1-2 мин.

IV. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Звери»; подготовить к восприятию новой темы.

Звери. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает в маркером все предложения детей на облаках)

Дети называют признаки зверей.

Актуализация знаний.



1-2 мин.

V. Этап изучения новых знаний.

Цель – самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление особенностей строения зверей.

Откройте учебник на странице 26. Работа в парах. В верхней части листа животные. Назовите их. Положите фишку на зверя. (Если дети уверены, то кладут фишку с изображением Мудрой Черепахи, а если сомневаются – с изображением Вопросика)

Кого выбрали? Почему?


Работа в парах. Рассмотрим строение жирафа с помощью лупы.


Покажите части тела, которые вы наблюдаете у зверей?



Чем покрыто тело зверей? (нажать на кружок – появиться шерсть)


Проверьте, правильно ли вы выбрали зверя. Есть ли у него главный признак – шерсть.

Работа в группах. Рассмотрим шерсть разных животных.


Кладут фишку на зверя, объясняют выбор.










С помощью «бумажной лупы» ребята рассматривают строение жирафа, а двое детей у доски показывают части оленя и бурундука. Тут же идёт проверка.


Шерстью.




Самопроверка.

Выявление существенных признаков.

Умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений.

Слайд 7











Слайд 8










2-3 мин.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного

Цель – проверка знаний детей о зверях, проживающих в нашей стране и за её пределами, умение делиться своими ответами с товарищами и доказывать свою точку зрения .

Откройте тетради на с. 12. Выполним задание № 1. Перед вами животные. Возьмите зелёный карандаш. Найдите зверей, которые водятся в нашей стране и отметьте кружочки зелёным цветом.


Проверьте в группах свои ответы и ответы товарищей. Попробуйте доказать свой ответ.


Проверяем.


Кто не допустил ошибки? Какая группа пришла к правильному коллективному ответу?


Возьмите синий карандаш. Раскрасьте зверей, которые не водятся в нашей стране.


Каких животных вы не раскрасили.


По какому признаку вы определили, что все эти животные - звери?






Самостоятельная работа.


Обсуждают в группе.




Ученик отвечает – класс проверяет. Дополняют ответ.









Раскрасили всех животных, т.к. там только звери.

У них тело покрыто шерстью.

Умение самостоятельно работать.

Умение доказать свою точку зрения.

Умение работать в группе.

























2-3 мин.

VII. Этап изучения новых знаний.


















Физминутка

Цель – умение находить признаки зверей, имеющих необычное строение, доказать это.

Это тоже звери. Назовите их. Что необычного в строении их тела? Как вы думаете, с чем это связано?

Предположения детей.



Умение рассуждать, доказывать своё мнение.

Правильно строить свои высказывания.

Слайд 9



1-2 мин.

Цель – наблюдение за серией картинок, умение находить общий признак и формулирование вывода, знакомство со словообразованием.

Звери дышат воздухом, их тело покрыто шерстью, но есть ещё один момент, который объединяет всех зверей. Посмотрите на фото и подумайте, в чём они едины?


Правильно. Зверей ещё называют млекопитающими. Это слово состоит их 2 частей…

Звери кормят детёнышей молоком.





Млеко – молоко и питающие, т. е питаются молоком (детёныши).

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Выявление существенных признаков.

Сопоставление фактов.

Слайд 10





Слайд 11



2-3 мин.

Цель – реализация двигательной активности , умение отгадать животное по признаку и показать его, развитие вариативности мышления.

Игра «Угадай животное и покажи его»: я рассказываю, какой зверь, называю его признаки, а вы отгадываете и показываете с помощью пантомимы.


  • Колючее

  • Косолапое

  • Длинношеее

  • Огромное

  • Длинноухое

  • Грозное

  • Прыгучее


Каких зверей я загадала? Были ли у вас разные варианты?









Ребята изображают животных.






Обсуждают варианты

Умение передавать свои мысли с помощью движений.

Развитие творческого потенциала.

Вариативность мышления.

















2 мин.

VIII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся.

Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища, развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, речи.

Теперь вам предстоит поработать в группе. Возьмите конверт с фотографией зверя. Там же лежит цветная закладка (точно такая находится в атласе-определителе) и пример.

  • Рассмотрите животное, вспомните его название (или найдите на странице атласа и прочитайте)

  • Поделитесь друг с другом о внешнем виде зверя.

  • Вспомните, что вы знали о нём, расскажите товарищам.

  • На страничке с текстом найдите название животного – оно выделено чёрным шрифтом.

  • Рядом с названием есть маленькое описание. Читающие дети могут прочитать для группы.

  • Подготовьте маленький рассказ о животном. Расскажите его классу.

  • Как узнать номер, под которым скрывается зверь на экране. В мешочке 4 фишки с цифрами. Обратная сторона фишек у всех разная. (Заяц – меховая – 1; кабан – ребристая – 2; бобр – гладкая – 3; ёж – колючая – 4.)

Работая в группе, ребята выполняют задание.
















На заключительном этапе к доске выходит группа.

Представитель от группы, называет зверя, слушает, какая поверхность должна быть у фишки, достаёт её из мешка на ощупь, проверяет себя – нажимает на прямоугольник с цифрой. Ребята проверяют товарища.


Дети по очереди рассказывают о животном, дополняя друг друга. После выступления каждой группы, учитель дополняет ответы детей.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с дополнительными источниками информации. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие).

Слайд 12 («домашняя» страница)




























Слайды 13 – 16


9-10 мин.

IX. Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Работают в тестовых тетрадях.

(Кто такие звери?)



Взаимопроверка.




Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.











2-3 мин.

X. Этап подведения итогов занятия.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику, завершение заполнения таблицы.

Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие звери?





Проверим правильность нашего вывода в учебнике.


Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Слайд 17










Слайд 18













3-4 мин.

Завершаем заполнение нашей таблицы. С кем мы познакомились сегодня?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Назовите зверей, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать)


(После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.


Звери.


Шерсть, детёныши питаются молоком.


Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.

XI. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?


(Пройти по ссылке «Окончание урока»)

Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождении с эталоном.

Слайд 5





1-2 мин.

XII. Этап коррекции.

Цель – воспитательный акцент урока, сострадание к животным и людям, воспитание положительных черт характера.

Мы завершили первичное знакомство с животными. Я хочу, чтобы вы помнили , что любовь и «сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.» А. Шопенгауэр

Будьте добрыми по отношению к людям и животным!


Умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 19











1 мин.

XII. Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).

Работа детей со шкалами самооценки.

Осознание качества и уровня усвоения.

Слайды 20-21



1 мин.

*Дополнительный материал

Игра «Снежный ком» (описание в приложении - слайд 22)










ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Как работает презентация «Звери».

Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2

Кроссворд . При нажатии на цифру появляется фото. При повторном нажатии на цифру фото исчезает и появляется слово. Цифры можно нажимать в любом порядке.

После отгадывания слов по вертикали можно прочитать слово (звери). При нажатии по пустому месту слайда появляется рамочка, которая выделяет это слово.

Слайд 3

Демонстрация таблицы, которую дети заполняли на предыдущих уроках.

Слайд 4

Демонстрация диаграммы, которую дети наблюдали на предыдущих уроках.

Слайд 5

Облака. Мигающий карандашик подсказывает, что здесь необходимо писать. В режиме демонстрации презентации нужно сменить стрелку на фломастер и записывать ответы детей. Как это сделать: второе окошечко в левом нижнем углу, нажать на карандашик, выбрать фломастер и писать. Для выхода из этого режима, надо фломастер поменять на стрелку (так же). Если планируете во время показа писать на экране, то надо иметь копию презентации, т. к. в конце показа будет задан вопрос о сохранении рукописных изменений (иногда это необходимо, иногда нет, но, чтобы не ошибиться и иметь оригинал, нужно подстраховать себя). Как выглядит слайд с рукописями показано в презентации «Насекомые» (заключительный слайд).


В конце урока на этот слайд надо вернуться (с 18 слайда по стрелке), чтобы сравнить , что дети знали о данных животных и как их знания изменились в конце урока. После обсуждения нажимаем на прямоугольник «окончание урока» и переходим на слайд 19.

Слайд 6

«Сколько зверей?» Картинка предъявляется на несколько секунд. По щелчку мыши она исчезает. Дети отвечают на вопросы. Повторный щелчок - и картинка появляется снова.

Слайд 7

Призыв детей рассмотреть животное на странице учебника.

Слайд 8

«Строение зверей». При нажатии на любой прямоугольник со словом появляется стрелка-указатель. Повторное нажатие убирает стрелку.

При нажатии на кружок, появляется отличительный признак зверей.

Слайд 9

«Это тоже звери». На экране фото. При нажатии на фото появляется название животного (здесь и далее). Повторное нажатие убирает название.

Слайд 10

Слайд-шоу. Запускается автоматически. Фото сменяются самостоятельно.

Слайд 11

Звери - млекопитающие. Надпись появляется автоматически. По щелчку – из каких частей состоит слово. По щелчку – значение слова. По щелчку – вывод.

Слайд 12

«Домашняя» страница. Групповая работа. На слайде 4 окна, под которыми скрываются фото животных. При нажатии на прямоугольник с цифрой (дети решают пример, чтобы узнать какая цифра относится к их группе).

открывается картинка. Повторный щелчок переносит на слайд с нужным зверем.

После возврата на слайд нажать на другой прямоугольник с цифрой. И так до конца.

Слайды 13-16

По этому слайду рассказывают дети. По щелчку – дополнение учителя о данном звере (могут проговорить и дети). Далее надо нажать на домик (правый нижний угол) и вернуться на «домашнюю» страничку.

Слайд 17

Формулируем правило. В верхней части слайда правило с пропущенными словами. Внизу 4 слова. Дети читают (или учитель) правило и выбирают из нижних слов, подходящее по смыслу. При нажатии на любое нижнее слово, оно исчезнет. Если слово было выбрано правильно, то оно откроется в правиле.

Слайд 18

Заполнение таблицы. По щелчку появляется название группы животных и прямоугольник для записи. Мигающий карандашик подсказывает, что здесь необходимо писать. Меняем стрелку на фломастер. Записываем ответы детей (затем их надо будет заменить печатными буквами). После этого меняем фломастер на стрелку. По щелчку в правом нижнем углу появляется стрелка. Она перенесёт нас на слайд 5

Слайд 19

После возвращения со слайда с облаками.

Демонстрация высказывания. Обсуждение.

Слайд 20

«Шкалы самооценки». Дети ставят крестик на каждой шкале - оценивают свою работу на уроке (Р), работу группы (Г) и отмечают, понравился ли им урок (П): чем выше крестик на шкале, тем выше их оценка.

Слайд 21

Благодарность за работу на уроке.

*Слайд 22

Этот слайд дополнительный. Его можно использовать на уроке, если останется время. Можно поиграть и на перемене или во второй половине дня.


Игра «Снежный ком». Слайд состоит из 2 частей. По щелчку последовательно появляются круги. Дети объясняют как они изменились.

Чем дольше мы катаем снежный ком, тем больше к нему прилипает снега: новый снег прилипает к тому, что уже был. Так и игра в слова…

По щелчку идёт объяснение игры. Выбрана тема «Звери» (тему можно менять для последующих игр). 1 человек называет – волк. 2 человек – повторяет то, что назвал 1 и добавляет своё слово – енот. 3 человек – повторяет то, что называли до него и добавляет своё слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок слов, то он выбывает. Ход переходит к следующему. И так по кругу, пока не останется 1 человек, который и станет победителем. Играть может и 2 человека, и 20. Но оптимально по 5-6 чел. в группе. Поэтому на уроке, если есть время, дети играют в группах, в которых они работали.

Слайды 23-24

Ссылки на материалы, использованные в презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!