Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».
Задачи:
Образовательные:
Формировать экологическую компетентность.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: рисунки животных, плакат, изображения экологических правил, выставка книг, карточки, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
-Прозвенел звонок на урок. Встали все красиво.
-Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь.
-Сядьте удобно, настройтесь на работу.
-Я думаю этот урок доставит нам приятные минуты общения с Вами и нашими гостями.
-Какое сегодня число? ( 1 декабря)
-Что вы можете сказать об этой дате? ( первый день зимы)
-Назовите признаки зимы.
К приходу зимы деревья успевают скинуть свою листву, слякотная осенняя погода сменяется первыми заморозками, значительно укорачивается продолжительность светового дня.
Признаки зимы далеко не всегда наступают точно по календарю. Иногда морозы появляются в ноябре, а иной раз морозы не появляются даже и в январе.
Некоторые животные с наступлением холодов впадают в спячку. Другие животные меняют свою шубку на более тёплую, изменяется и её цвет. Недостаток корма сказывается и на птицах. Многие из них покидают родные края и отправляются в долгое путешествие на юг, чтобы благополучно пережить холода.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются и развиваются животные.
На какие группы можно разделить всех животных? ( черви, моллюски, иглокожие, земноводные, паукообразные, ракообразные, пресмыкающие, птицы, рыбы, звери).
Какие группы животных откладывают яйца?( насекомые, пресмыкающие, птицы).
Кто мечет икру?( рыбы, земноводные).
Какими появляются на свет детёныши млекопитающих?
Работа в парах (карточки)
III Сообщение темы урока
Подходит к концу раздел «Эта удивительная природа». Вы о многом узнали. Повторили что-то из ранее изученного материала. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об ещё одной очень важной теме, а вот о какой вы догадаетесь, прослушав притчу.
Притча (СЛАЙД 1)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.
― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросил человек, подходя ближе.
― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
― Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.
- Так о чём, точнее о ком будет наш сегодняшний урок?
-Правильно, о животных, а точнее – об охране животных.
IV Работа по теме урока
-Почему мы говорим о том, что животных надо охранять? (исчезают многие виды животных)
Какие вам известны причины исчезновения животных?
(вырубка лесов, уничтожение растений, загрязнение воды, охота, деятельность человека) (СЛАЙД 2)
Ученик: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. (СЛАЙД 3)
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей? (СЛАЙД 4)
Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
- Для чего нужна Красная книга?
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. (СЛАЙД 5)
-Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему? (СЛАЙД 6,7)
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом.
-Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
Видео «Красная книга России, в это невозможно поверить 3.46» (СЛАЙД 8)
Сообщения детей о животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу.
Ученик: Белый медведь. (СЛАЙД 9)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Ученик: Фламинго. (СЛАЙД 10)
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг. Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха. Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.
Ученик: Тигр. (СЛАЙД 11)
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.
Ученик: Журавль. (СЛАЙД 12)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Ученик: Морж (СЛАЙД 13) – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг) Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.
Ученик: Лебедь. (СЛАЙД 14)
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.
Дети читают стихотворение «Береги природу!» (СЛАЙД 15)
Ученица:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученица
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
Ученица:
А в небе стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Ученица
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях,
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Ученица:
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Остановись, опомнись, человек,
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Ученица
Остановись, опомнись, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу,
И трелью птиц весёлой, звонкой,
Ученица
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав!
V. Физминутка (СЛАЙД 16)
VI. Закрепление
Международный фонд охраны животных призывает не лишать зверей дома, не забирать их из дикой природы. Поверьте -им гораздо лучше живется в лесах, полях, горах, степях, пустынях и джунглях, чем в городских квартирах.
Видео « Международный фонд охраны животных выступает за сохранение редких видов».( СЛАЙД 17)
Давайте будет соблюдать экологические правила.
(СЛАЙД 18,19,20,21,22,23,24,25,26)
-Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
-Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
-Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
-И тогда любой зверек-
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
- Итак, что же делать, чтобы не исчезли с лица земли зубры, бизоны, бобры и выхухоли, львы и антилопы, и др. дикие животные?
-Может Вы, ребята, знаете?
а) - Очень эффектным средством по охране животных является организация Заповедников и Заказников.
- Как Вы понимаете смысл этих слов? (СЛАЙД 27,28)
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.
-( СЛАЙД 29) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять животным большой вред. Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.
-Заполни кроссворд.
-Какое предложение у вас открылось в выделенных клетках? (Береги природу)
-Как вы можете объяснить его смысл?
VII. Рефлексия
-Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил: ( СЛАЙД 30)
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину!»
-Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…