СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Охрана животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Охрана животных"»

Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать экологическую компетентность.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся;

  2. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

  3. Развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе;

  2. Воспитывать любовь к  Родине.

Оборудование: рисунки животных, плакат, изображения экологических правил, выставка книг, карточки, проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

-Прозвенел звонок на урок. Встали все красиво.

-Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь.

-Сядьте удобно, настройтесь на работу.

-Я думаю этот урок доставит нам приятные минуты общения с Вами и нашими гостями.

-Какое сегодня число? ( 1 декабря)

-Что вы можете сказать об этой дате? ( первый день зимы)

-Назовите признаки зимы.

К приходу зимы деревья успевают скинуть свою листву, слякотная осенняя погода сменяется первыми заморозками, значительно укорачивается продолжительность светового дня.

Признаки зимы далеко не всегда наступают точно по календарю. Иногда морозы появляются в ноябре, а иной раз морозы не появляются даже и в январе.

Некоторые животные с наступлением холодов впадают в спячку. Другие животные меняют свою шубку на более тёплую, изменяется и её цвет. Недостаток корма сказывается и на птицах. Многие из них покидают родные края и отправляются в долгое путешествие на юг, чтобы благополучно пережить холода.


II. Проверка домашнего задания


Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются и развиваются животные.

  1. На какие группы можно разделить всех животных? ( черви, моллюски, иглокожие, земноводные, паукообразные, ракообразные, пресмыкающие, птицы, рыбы, звери).

  2. Какие группы животных откладывают яйца?( насекомые, пресмыкающие, птицы).

  3. Кто мечет икру?( рыбы, земноводные).

  4. Какими появляются на свет детёныши млекопитающих?

Работа в парах (карточки)


III Сообщение темы урока

 

Подходит к концу раздел «Эта удивительная природа». Вы о многом узнали. Повторили что-то из ранее изученного материала. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об ещё одной очень важной теме, а вот о какой вы догадаетесь, прослушав притчу.

Притча (СЛАЙД 1)


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.
― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросил человек, подходя ближе.
― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
― Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

- Так о чём, точнее о ком будет наш сегодняшний урок?

-Правильно, о животных, а точнее – об охране животных.


IV Работа по теме урока


-Почему мы говорим о том, что животных надо охранять? (исчезают многие виды животных)

Какие вам известны причины исчезновения животных?

(вырубка лесов, уничтожение растений, загрязнение воды, охота, деятельность человека) (СЛАЙД 2)


Ученик:  Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.  Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу.  Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. (СЛАЙД 3)


Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей? (СЛАЙД 4)


Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

- Для чего нужна Красная книга?

    Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение  в беде. Его надо охранять.

        Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. (СЛАЙД 5)


-Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему? (СЛАЙД 6,7)

    Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом.

-Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.


Видео «Красная книга России, в это невозможно поверить 3.46» (СЛАЙД 8)

   

Сообщения детей о животных, которые   нуждаются в охране и занесены в Красную книгу.


Ученик:  Белый медведь (СЛАЙД 9)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями.  В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей.  Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.


Ученик:  Фламинго.  (СЛАЙД 10)
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг.  Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха.  Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.


Ученик:  Тигр. (СЛАЙД 11)
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.


Ученик:  Журавль. (СЛАЙД 12)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.  В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.


Ученик:  Морж (СЛАЙД 13) – могучий морской зверьЕго длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг)  Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи  стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.


Ученик:  Лебедь. (СЛАЙД 14)
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.  Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.



Дети читают стихотворение «Береги природу!» (СЛАЙД 15)

Ученица:  
Ты видел, в лебедей стреляли? 
Ты видел, как они упали? 
Скажи, а если б птицы знали 
И если б только понимали, 
Что их полёт прощальным будет, 
Их на заре подстрелят люди, 
Скажи,  они бы не летали?

Ученица
Наверно, даже если б знали 
И даже если б понимали,  
То всё равно б взмывали ввысь. 
Ведь небо – это их стихия! 
Ведь небо – это их свобода! 
Ведь небо – это вся их жизнь!

Ученица:  
А в небе стая журавлей 
Так грустно над землёй кружится. 
Земля… скажи, что стало б с ней, 
Когда б на ней умолкли птицы?

Ученица 
Тогда бы мёртвым стало небо. 
И – тишина в пустых лугах, 
И, может быть, колосья хлеба 
Не колосились бы в полях, 
И на полях уж не грачи, 
А стаи чёрной саранчи.

Ученица:  
Я не хочу такого мира, 
Где всё так серо, так уныло… 
Остановись, опомнись, человек, 
Не долог на земле твой век. 
Но что после себя оставим? 
И чем себя мы здесь прославим? 

Ученица  
Остановись, опомнись, человек! 
Перед природой ты в долгу, 
И славен будет пусть твой век 
Травой душистой на лугу, 
И трелью птиц весёлой, звонкой,

Ученица
И шумным плеском родника, 
И гроздями рябины тонкой, 
И синим глазом василька, 
И свежим ароматом трав, 
И рощи шумом, и  дубрав!  


V. Физминутка (СЛАЙД 16)


VI. Закрепление 


Международный фонд охраны животных призывает не лишать зверей дома, не забирать их из дикой природы. Поверьте -им гораздо лучше живется в лесах, полях, горах, степях, пустынях и джунглях, чем в городских квартирах.

Видео « Международный фонд охраны животных выступает за сохранение редких видов».( СЛАЙД 17)


  1. Давайте будет соблюдать экологические правила.

(СЛАЙД 18,19,20,21,22,23,24,25,26)

-Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.                                                                

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,                                                                      

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

-Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

-Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

-И тогда любой зверек-

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба-

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»


- Итак, что же делать, чтобы не исчезли с лица земли зубры, бизоны, бобры и выхухоли, львы и антилопы, и др. дикие животные?

-Может Вы, ребята, знаете?

а) - Очень эффектным средством по охране животных является организация Заповедников и Заказников.

- Как Вы понимаете смысл этих слов?   (СЛАЙД   27,28) 


 Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.


 Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.


-( СЛАЙД 29) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять  животным большой вред. Если  бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.


-Заполни кроссворд.

-Какое предложение у вас открылось в выделенных клетках? (Береги природу)

-Как вы можете объяснить его смысл?


    VII. Рефлексия

-Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил: ( СЛАЙД 30)
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Рыбе  -  вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.  Охранять природу - значит охранять Родину!»  


-Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его. 
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я  хочу, чтобы…































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!