СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира для 2 класса "Дикорастущие и культурные растения" разработан для УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"»

Открытый урок по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"

Составила:

учитель начальных классов

Балашкина Т. Б.



Оборудование:

  • Мультимедиа оборудование для показа презентации

  • Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений

  • Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк

  • Колосок пшеницы

  • Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Видеоклип «Весна»

--Вот и пришла весна. Всё живое в природе просыпается после зимних холодов. (выключить проектор).

2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.

--- Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей и самый главный гость – хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок!

--Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста? (тепло, свет, вода, почва). Всё это нужно и хлебному колоску.

--И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика.

-- Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

Работа в парах. 1 задание

РАСТЕНИЯ
Деревья     кустарники     травянистые растения

-- Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам!

сосна
яблоня  
берёза

 крыжовник  
сирень
малина

репейник
помидор
одуванчик  

-- Записываем в маршрутных листах! Оцените свою работу.

- А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор)

--С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли.

--Колоску нужна вода. За водой мы отправимся к дождевой тучке.

--Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку?

(кормят, одевают, лечат, строительство, мебель )

--Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта!

--Но вдруг откуда ни возьмись налетел Ветер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие?

--Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай.

-- Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам)





2 задание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА


ЯБЛОНЯ

сосна

СХОДСТВО




РАЗЛИЧИЕ





ОРЕШНИК

КРЫЖОВНИК

СХОДСТВО




РАЗЛИЧИЕ







РАСТЕНИЯ

___________________________ ____________________________



--Растения, которые растут сами по себе, называют дикорастущими (открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными.

- Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения (кластер на доску).

--Какая же цель стоит перед нами на уроке? (научиться распознавать, определять дикорастущие и культурные растения). Кластер

Включить доску

( слайд № )

3. Изучение нового материала.

--Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек.

--Откуда же взялись на земле культурные растения?

--В древние времена все растения на земле были дикорастущими.

Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.

--Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание.

- Так на какие две группы мы можем разделить все растения?

- Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика!

--Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи!

Физкультминутка.

Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.

--У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок.

--Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы.

--Ребята, вы приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем.

-Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях

  • Мать-и-мачеха (слайд № ).

- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?

- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?

  • Медуница (слайд № ).

- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?

--Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».

- Почему цветы просят не обрывать их?

Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе, потому что…

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-- Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна.

- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?

5. Сообщения учащихся о культурных растениях.

Пшеница (слайд № ).

- Что нового узнали о пшенице?

  • Рожь (слайд № ).

  • Гречиха (слайд № ).

- Почему гречиху назвали гречихой?

- Почему гречневую кашу называют богатырской?

--, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?

6. Беседа о хлебе.

--Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.

- Для чего люди выращивают хлебные колоски?

- Что можно получить из колосков?

- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд № )

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

- Почему о хлебе говорят – хлебушко?

--Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.

--Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!

--Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».

- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.

- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)

--Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.

(Слайд № )

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.

Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд № )

- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?

- А в нашем городе Саратове есть место, где люди пекут хлеб?

- Чьи мамы дома пекут булочки?

Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.

Физкультминутка для глаз.

- Мы рисуем колосок. Потом бублик. Теперь буханку.

7. Игра «Найди пару».

--Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.

--Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку).

Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.

(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)

Выберите другие пары растений.

Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.

Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.

Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.

Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.





КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Зерновые     
пшеница
рожь

плодовые     
груша
слива

овощные
лук
картофель    

прядильные     
хлопок
лён

декоративные
тюльпан
нарцисс

Понравилась игра?

8. Работа с учебником с.62-63.

Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

- Сегодня мы изучили дикорастущие и культурные растения, которые человек выращивает для продуктов питания. Кто для себя сделал новые открытия по этой теме?

- Что для вас было интересным на уроке?

- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?

- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?

--Подведите итог своим оценкам.

ИТОГ


задания

1

2

3

4

5

итого

Оцени свою работу







Если сумма твоих баллов от 23 до 25, то «5»!

Если сумма баллов от 20 до 23—«4»!

ДЗ (на выбор уч-ся)

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

Сообщение о культурном растении

  • уч. с. 57 – 60, читать, пересказ, Р.Т.С. 33 № 82

Сочинить сказку об одуванчике.



Урок окончен! Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!