Открытый урок по музыке
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».
5 класс Урок №14
Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».
Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Стихия музыки – могучая стихия
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока – комбинированный.
Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Задачи урока:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.
Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.
Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.
Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.
Развивающие:
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;
развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных
произведений.
Воспитательные:
воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитывать эмоциональную отзывчивость;
воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;
способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Получат возможность: эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Оборудование урока:
мультимедийная презентация, содержащая тест, запись основных терминов и понятий, картинки и репродукции, слайд-шоу «Иисус», видеоролики;
Музыкальный материал: «Новогодние игрушки», «Зонтики»
Русская народная песня «Есть на Волге утёс» (слушание);
Хор Турецкого «Отче наш» видео фрагмент;
С. Рахманинов «Богородице, дево, радуйся» (слушание);
Сценарий урока.
Организационный момент.
Вокально-хоровая работа
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята».
Разминка.
Дыхательная разминка.
Проверка Д.З.
- Ребята, о каких музыкальных жанрах мы с вами узнали на предыдущих уроках?
(песня, романс).
- Это жанры какой музыки, вокальной или инструментальной?
- Что роднит эти два жанра и чем они отличаются?
Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест.
Тест
Выбери подходящие характеристики для песни и романса:
а) отличается простотой ________________________________(песня);
б) развитый, утончённый жанр ___________________________(романс);
в) связь с народным творчеством не очевидна _______________(романс);
г) связь с народным творчеством выступает явно _____________(песня);
д) характер мелодии личный, индивидуальный _______________(романс);
е) используется куплетная форма __________________________(песня);
е) часто встречается трёхчастная форма _____________________(романс);
ж) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения ___(песня).
(Учащиеся выполняют тест, затем, используя проекцию, проходит взаимопроверка знаний). Оцените друг друга.
Обобщение. Запомните что песня и романс это жанры вокальной музыки.
Беседа - введение в тему урока (создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока).
- посмотрите на слайд скажите кто эти люди?
- что их объединяет?
- когда мы сегодня исполняли песню, скажите, как пели мы? (хором) все вместе.
- назовите особенности хора.
- определите жанра этого хора?
- какую он несет миссию?
- а зачем нужно сохранять культуру и традиции народа?
- скажите, а у вас есть в семье традиции, которые переходят из поколение в поколение?
- традиции нужно чтить, чтобы мы не стали «Иванами незнающими родства».
Сформулируйте тему урока цели и задачи.
Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, постигать секреты выразительных средств хорового звучания.
Происхождение хоровой музыки
У вас на столе листы я вам предлагаю поработать в паре.
- Ваша задача найти и приклеить в таблицу значение следующих слов
Проверка терминов. Оценивают себя на листе
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
народные хоры — поющие в народной манере;
церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.
По количеству участников различают:
камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
большие хоры — от 50 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.
Хоры могут иметь разный статус:
профессиональные хоры. (Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность);
любительские хоры (объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах и т.д.);
Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и муз. воспитания.
Жанры хоровой музыки:
песня
хоровая миниатюра
хор крупной формы
Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.
- Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).
- Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).
Учитель: - А сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».
Учитель: - Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (мужской хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно; представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв; мощное, могучее звучание задевает душу каждого человека).
Учитель: - Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).
Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.
Поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское.
Разминка. Горки.
Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году.
Учитель: - А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой. Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми голосов.
Учитель: - Одноголосие пришло на Русь тоже из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.
Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.
Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.
В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, и другие композиторы. Особенно же значительными по своему художественному замыслу являются творения Сергея Васильевича Рахманинова. Представьте, что вы в храме и размышляете о своей жизни.
«Богородице, дево, радуйся» (слушание).
Учитель: - Вы сейчас прослушали произведение Сергея Васильевича Рахманинова. Скажите, кто участвовал в исполнении данного произведения? (Хор, без сопровождения музыкальных инструментов).
- На каком языке звучит этот хор? (На церковно-славянском).
- О ком поется в этом произведении? (О Богородице – Богоматерь, Дева Мария в христианстве – мать Иисуса Христа).
- Как вы думаете – а почему хор звучит без сопровождения? (Только голос способен выразить самые тонкие движения души).
Сейчас мы услышим, как церковная молитва обрела новую жизнь, и превратилось в настоящий музыкальный шедевр.
- На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов,
в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий. (Фьюжн (англ. fusion — сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизации, электронной музыки, современной композиционной техники). Они превратили академический концерт - в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл.
(«Отче наш», в исполнении «Хора Турецкого» слушание).
Итак: назовите тему урока, как звучала цель и задачи, поставленные нами в начале урока. Как вы считаете мы достигли их?
Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи.
В слове музыка находит мыслительную оформленность; в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность.
Итог урока:
- Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.
Рефлексия.
Культура народа и пение в хоре может пригодиться вам в дальнейшем?
Я знаю, что такое хор, хоровое пение.
Я могу отличить хоровую музыку от песни и романса.
Я смог бы петь в хоре.
Я знаю виды хоровой музыки.
Я запомнил жанры хоровой музыки.
Д/з по выбору:
а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе;
б) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;
в) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;
г) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка».
Аспектный анализ урока
по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» в 5 классе
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» мировоззренческая, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
Использование компьютерной презентации оправданно
Форма урока
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока – комбинированный.
Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Задачи урока:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.
Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.
Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.
Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.
Развивающие:
-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
произведений.
Воспитательные:
воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитывать эмоциональную отзывчивость;
воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;
способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.
-ЦЕЛИ:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Этап вокально-хоровой работы формировала личностные и регулятивные УУД. Проведена проверка д.з. дети четко сформулировали тему, цель и задачи урока. Организация процесса обучения соответствует возрастным особенностям обучающихся. Получили возможность эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы. Материал был подобран разного уровня сложности.
Приобщение к национальной культуре очень важно так, как формируются патриотические чувства. Личностное развитие, нравственные аспекты, предмет хотя и кажется легким, но в тоже время требует огромной концентрации внимания. Осуществляла деятельностный подход, когда была работа с терминами. Информация научна, доступна, современна, была опора на прежний опыт детей, сохранены межпредметные связи.
В течение урока пыталась заинтересовать учеников необычным подходом к раскрытию главных особенностей разных жанров хоровой музыки, для этого использовалось активное участие детей, слайды, видео фрагментов музыки. В процессе организации урока реализовывала вариативные формы и методы обучения. Проведена разминка музыкальная, которая очень нравится ребятам.
На уроке уделялось внимание слуховому анализу.
На уроке использовались активные формы деятельности учащихся, умение работать в команде, индивидуально, в парах. Работа в команде способствует формированию чувства плеча.
Предметные: мне удалось ознакомить с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки на этапе формирования предметных УУД работа с таблицей понятия сами дети находили, узнавали, формирование и углубление интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение) личностные, регулятивные, работа в парах коммуникативные, личностные. Слушали и анализировали музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдали в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучали специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывали свою деятельность, принимали цели и задачи, выбирали средства реализации этих целей и применяли их на практике.
Личностные: оценивали собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Сами себя оценивали личностные, подведен итог урока, рефлексия. Д.з на выбор учеников по степени сложности.
Считаю, что цель урока достигнута.
Разработка урока музыки в 5 классе на тему:
« Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока.
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
образовательные:
-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
- показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;
2. воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,
- прививать навык вдумчивого слушания музыки,
-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие:
- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,
- развивать познавательный интерес учащихся,
Формируемые УУД на уроке:
Личностные
Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений.
Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.
Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..
Познавательные
Формулируемые проблемы урока.
Расширение представления о духовной хоровой музыке
Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные
Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса
Воспитание уважения к культурным традициям своего
Регулятивные
1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской.
2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка
своей музыкально-творческой деятельности.
3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.
народа и страны.
Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
Тип урока- урок- исследование.
На уроке применён метод проектной деятельности и краеведческая форма работы
Музыкальный материал: византийский распев «Достойно есть»,
«Тропарь Покрову Пресвятой Богородице», песня «Покров Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria», тропарь в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон. (все видео есть в youtube)
ХОД УРОКА
1.Организационное начало учебного занятия:
Музыкальное приветствие.
Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.
2.Повторение изученного:
Учитель: Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас слушая фрагмент песни , определите , к какому песенному жанру относится данная песня.
фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров. Слайд 1.
Эпическая песня
Духовная песня
Авторская (бардовская) песня
Календарно-обрядовая
Семейно-обрядовая песня
Романс
Народная песня
Лирические песня
Народная хоровая
Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?
Дети: Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки.
Актуализация темы урока:
У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?
Дети: В школе, на концерте, в храме.
(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)
У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)
А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.
У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась музыка в храме, проведём исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.
4. Усвоение новых знаний
Происхождение хоровой музыки
У. Формулируем понятие «Хор» . Слайд 3
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-
Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?
Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.
У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.
Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?
(да , потому что нас много в классе).
У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?
(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)
У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная группа- это хор? (нет, в ней немного человек)
В нашем селе часто проходят разные концерты с участием детей и, конечно, взрослых. Посмотрите на слайд и скажите, на какой фотографии вокальные группы, а где фотография хора? слайд 4.
Значит, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.
- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)
Слайд 5. с фотографиями различных составов хоров.
У. Видите, разные хоры, и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.
У: Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы уч-ся)
Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Слайд 6.
Эти же голоса входят и в состав хора церковного пения
У: Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?
Ответ найдите в учебнике на стр. 79-80.
Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них.
-Что слышится в хоровом церковном пении? Найдите ответ на стр. 80 учебника.
Далее, на стр. учебника найдите о роли церкви в жизни людей. (читают)
Звучат отрывки храмовой музыки, при слушании дети определяют способы хорового исполнения.
- многоголосное исполнение ( отметить исполнение а капелла)
- одноголосное исполнение
У: Одноголосное исполнение и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки»
(учитель открывает доску с изображением на ватмане корней и ветвей Древа, а прикрепляет слово «Одноголосие» в любом месте классной доски.)
Мы узнали, как появилась хоровая музыка в храме, а как она формировалась , мы проследим через вот такое «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы становления я буду располагать на доске в разных местах, а в конце урока мы это древо вместе и взрастём.
У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Троице-Сергиевой Лавре. ( слайд 7 )
У: Сейчас мы послушаем византийский распев «Достойно есть»,
После слушания ответьте, какой способ хорового исполнения в этом произведении?
(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание).
Ответы учащихся - исполняет один голос на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Пение а капелла.
У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было слогов). Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое часто применяется и в духовной музыке.
У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.
Вопрос- Что слышится в хоровом церковном пении?
В помощь – стр. 82 учебника –ответы из текста учебника.
Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.
Включается видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы».
Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).
Кто изображён на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.
В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)
Какое из этих произведений должно звучать в храме? (Тропарь)
Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это песня- куплет, припев , чего нет в молитвах ).
У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся, в основном, для людей.
Слайд 8. Тропа́рь в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.
- Как вы думаете – а почему хоры в храмах звучат без сопровождения?
(Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет души.)
- У.- Ребята, вы же знаете, что у нас в посёлке строится церковь? Мы будем надеяться, что уже в скором времени она начнёт работать и мы часто будем слышать пение тропарей, разных песнопений и молитв.
В 1054 г. с разделением христианства на католицизм и православие, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, а Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.
Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.
Физкульминутка.
У. Какой ударный музыкальный инструмент является неотъемлемой частью православной архитектуры (храмов , церквей)? – (колокол)
В октябре прошёл праздник Покрова, давайте движениями рук покажем Праздничный звон.
Учащимся предлагается имитация действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись звона)
У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд 16,17 ,18 - портреты).
Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд 19)
Но с появлением в католическом храме (слайд 20) органа, хоровое пение обрело невиданную силу и красоту.
(Звук органа)
Это единственный музыкальный инструмент, который был допущен в храм! Почему? (звук органа возвышает, облагораживает, звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)
А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.
У:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.
Ф.Шуберт «Ave Maria»
Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. (Слушание).
При слушании самостоятельная работа- на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.
Вопросы:
- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?
- А в каких произведениях искусства запечатлен этот образ?
- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).
Учитель: Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной выразительности - учитель прикрепляет надпись - «Композиторская хоровая музыка» на доску.
А теперь нам надо взрастить это древо, давайте вспомним, с чего всё началось? … (приглашаются ученики )
У. Вот такое дерево у нас выросло!
5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.
Вы на урок принесли словарики, эти словарики будут вам в помощь на протяжении всего учебного года. Сейчас вы начнёте его оформление и сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»
Выберете из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»
Учитель: В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями , с просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.
Исполнение: «А над ней парили ангелы»
1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
Обобщение урока:
Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.
Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.
6. Выставление оценок
7. Домашнее задание. Слайд
В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»
Список использованной литературы:
.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков
http://rudocs.exdat.com/docs/index-57758.html
18