СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».»

Открытый урок по музыке

«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

5 класс Урок №14

Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Стихия музыки – могучая стихия

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока – комбинированный.

Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

  • развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;

  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных

произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;

  • способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Получат возможность: эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация, содержащая тест, запись основных терминов и понятий, картинки и репродукции, слайд-шоу «Иисус», видеоролики;

Музыкальный материал: «Новогодние игрушки», «Зонтики»

  • Русская народная песня «Есть на Волге утёс» (слушание);

  • Хор Турецкого «Отче наш» видео фрагмент;

  • С. Рахманинов «Богородице, дево, радуйся» (слушание);

Сценарий урока.

Организационный момент.

Вокально-хоровая работа

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята».

Разминка.

Дыхательная разминка.

Проверка Д.З.

Ребята, о каких музыкальных жанрах мы с вами узнали на предыдущих уроках?

(песня, романс).

- Это жанры какой музыки, вокальной или инструментальной?

- Что роднит эти два жанра и чем они отличаются?

Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест.

Тест

Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ________________________________(песня);

б) развитый, утончённый жанр ___________________________(романс);

в) связь с народным творчеством не очевидна _______________(романс);

г) связь с народным творчеством выступает явно _____________(песня);

д) характер мелодии личный, индивидуальный _______________(романс);

е) используется куплетная форма __________________________(песня);

е) часто встречается трёхчастная форма _____________________(романс);

ж) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения ___(песня).

(Учащиеся выполняют тест, затем, используя проекцию, проходит взаимопроверка знаний). Оцените друг друга.

Обобщение. Запомните что песня и романс это жанры вокальной музыки.

Беседа - введение в тему урока (создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока).

- посмотрите на слайд скажите кто эти люди?

- что их объединяет?

- когда мы сегодня исполняли песню, скажите, как пели мы? (хором) все вместе.

- назовите особенности хора.

- определите жанра этого хора?

- какую он несет миссию?

- а зачем нужно сохранять культуру и традиции народа?

- скажите, а у вас есть в семье традиции, которые переходят из поколение в поколение?

- традиции нужно чтить, чтобы мы не стали «Иванами незнающими родства».

Сформулируйте тему урока цели и задачи.

Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, постигать секреты выразительных средств хорового звучания.

Происхождение хоровой музыки

У вас на столе листы я вам предлагаю поработать в паре.

- Ваша задача найти и приклеить в таблицу значение следующих слов

Проверка терминов. Оценивают себя на листе

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов);

  • хор мальчиков и юношей;

  • мужской хор

  • женский хор

  • детский хор

Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;

  • народные хоры — поющие в народной манере;

  • церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.

Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.

По количеству участников различают:

  • камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;

  • большие хоры — от 50 до 120 участников;

  • сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.

Хоры могут иметь разный статус:

  • профессиональные хоры. (Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность);

  • любительские хоры (объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах и т.д.);

  • Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.

  • Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и муз. воспитания.

Жанры хоровой музыки:

  • песня

  • хоровая миниатюра

  • хор крупной формы

Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.

- Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).

- Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Учитель: - А сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».

Учитель: - Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (мужской хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно; представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв; мощное, могучее звучание задевает душу каждого человека).

Учитель: - Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).

Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.

Поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское.

Разминка. Горки.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году.

Учитель: - А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой. Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми голосов.

Учитель: - Одноголосие пришло на Русь тоже из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.

Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, и другие композиторы. Особенно же значительными по своему художественному замыслу являются творения Сергея Васильевича Рахманинова. Представьте, что вы в храме и размышляете о своей жизни.

«Богородице, дево, радуйся» (слушание).

Учитель: - Вы сейчас прослушали произведение Сергея Васильевича Рахманинова. Скажите, кто участвовал в исполнении данного произведения? (Хор, без сопровождения музыкальных инструментов).

- На каком языке звучит этот хор? (На церковно-славянском).

- О ком поется в этом произведении? (О Богородице – Богоматерь, Дева Мария в христианстве – мать Иисуса Христа).

- Как вы думаете – а почему хор звучит без сопровождения? (Только голос способен выразить самые тонкие движения души).

Сейчас мы услышим, как церковная молитва обрела новую жизнь, и превратилось в настоящий музыкальный шедевр.

- На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов,

в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий. (Фьюжн (англ. fusion — сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизации, электронной музыки, современной композиционной техники). Они превратили академический концерт - в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл.

(«Отче наш», в исполнении «Хора Турецкого» слушание).

Итак: назовите тему урока, как звучала цель и задачи, поставленные нами в начале урока. Как вы считаете мы достигли их?

Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи.

В слове музыка находит мыслительную оформленность; в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность.

Итог урока:

- Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Рефлексия.

Культура народа и пение в хоре может пригодиться вам в дальнейшем?

Я знаю, что такое хор, хоровое пение.

Я могу отличить хоровую музыку от песни и романса.

Я смог бы петь в хоре.

Я знаю виды хоровой музыки.

Я запомнил жанры хоровой музыки.

Д/з по выбору:

а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе;

б) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;

в) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;

г) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка».





Аспектный анализ урока

по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» в 5 классе



Введение в анализ урока

  • Урок дан в соответствии с тематическим планированием

  • Тема «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» мировоззренческая, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала

  • Использование компьютерной презентации оправданно

Форма урока

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока – комбинированный.

Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Развивающие:

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

  • развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;

  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных

произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;

  • способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.

-ЦЕЛИ:

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Этап вокально-хоровой работы формировала личностные и регулятивные УУД. Проведена проверка д.з. дети четко сформулировали тему, цель и задачи урока. Организация процесса обучения соответствует возрастным особенностям обучающихся. Получили возможность эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы. Материал был подобран разного уровня сложности.

Приобщение к национальной культуре очень важно так, как формируются патриотические чувства. Личностное развитие, нравственные аспекты, предмет хотя и кажется легким, но в тоже время требует огромной концентрации внимания. Осуществляла деятельностный подход, когда была работа с терминами. Информация научна, доступна, современна, была опора на прежний опыт детей, сохранены межпредметные связи.

В течение урока пыталась заинтересовать учеников необычным подходом к раскрытию главных особенностей разных жанров хоровой музыки, для этого использовалось активное участие детей, слайды, видео фрагментов музыки. В процессе организации урока реализовывала вариативные формы и методы обучения. Проведена разминка музыкальная, которая очень нравится ребятам.

На уроке уделялось внимание слуховому анализу.

На уроке использовались активные формы деятельности учащихся, умение работать в команде, индивидуально, в парах. Работа в команде способствует формированию чувства плеча.

Предметные: мне удалось ознакомить с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки на этапе формирования предметных УУД работа с таблицей понятия сами дети находили, узнавали, формирование и углубление интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение) личностные, регулятивные, работа в парах коммуникативные, личностные. Слушали и анализировали музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдали в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучали специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывали свою деятельность, принимали цели и задачи, выбирали средства реализации этих целей и применяли их на практике.

Личностные: оценивали собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Сами себя оценивали личностные, подведен итог урока, рефлексия. Д.з на выбор учеников по степени сложности.

Считаю, что цель урока достигнута.






Разработка урока музыки в 5 классе на тему:

« Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»




















Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока.


Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.

  1. образовательные:

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

- показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;

2. воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

- прививать навык вдумчивого слушания музыки,

-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,

- развивать познавательный интерес учащихся,


Формируемые УУД на уроке:

Личностные

  1. Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений.

  2. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.

  3. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.


Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..


Познавательные


  1. Формулируемые проблемы урока.

  2. Расширение представления о духовной хоровой музыке

  3. Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.


Коммуникативные


  1. Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

  2. Формирование учебного сотрудничества внутри класса

  3. Воспитание уважения к культурным традициям своего


Регулятивные


1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской.

2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка

своей музыкально-творческой деятельности.

3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.

народа и страны.

  1. Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.


Тип урока- урок- исследование.

На уроке применён метод проектной деятельности и краеведческая форма работы


Музыкальный материал: византийский распев «Достойно есть»,

«Тропарь Покрову Пресвятой Богородице», песня «Покров Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria», тропарь в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон. (все видео есть в youtube)


ХОД УРОКА


1.Организационное начало учебного занятия:


Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас слушая фрагмент песни , определите , к какому песенному жанру относится данная песня.

фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров. Слайд 1.

Эпическая песня

Духовная песня

Авторская (бардовская) песня

Календарно-обрядовая

Семейно-обрядовая песня

Романс

Народная песня

Лирические песня

Народная хоровая

Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки.


  1. Актуализация темы урока:

У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?

Дети: В школе, на концерте, в храме.

(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)

У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)

А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.

У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась музыка в храме, проведём исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.


4. Усвоение новых знаний

Происхождение хоровой музыки

У. Формулируем понятие «Хор» . Слайд 3

Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-

Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?

Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.

Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?

(да , потому что нас много в классе).

У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?

(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)

У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная группа- это хор? (нет, в ней немного человек)

В нашем селе часто проходят разные концерты с участием детей и, конечно, взрослых. Посмотрите на слайд и скажите, на какой фотографии вокальные группы, а где фотография хора? слайд 4.

Значит, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.

- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)

Слайд 5. с фотографиями различных составов хоров.

У. Видите, разные хоры, и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.

У: Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы уч-ся)

Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Слайд 6.

Эти же голоса входят и в состав хора церковного пения


У: Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?

Ответ найдите в учебнике на стр. 79-80.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них.

-Что слышится в хоровом церковном пении? Найдите ответ на стр. 80 учебника.

Далее, на стр. учебника найдите о роли церкви в жизни людей. (читают)

Звучат отрывки храмовой музыки, при слушании дети определяют способы хорового исполнения.

- многоголосное исполнение ( отметить исполнение а капелла)

- одноголосное исполнение

У: Одноголосное исполнение и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки»

(учитель открывает доску с изображением на ватмане корней и ветвей Древа, а прикрепляет слово «Одноголосие» в любом месте классной доски.)

Мы узнали, как появилась хоровая музыка в храме, а как она формировалась , мы проследим через вот такое «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы становления я буду располагать на доске в разных местах, а в конце урока мы это древо вместе и взрастём.


У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Троице-Сергиевой Лавре. ( слайд 7 )

У: Сейчас мы послушаем византийский распев «Достойно есть»,

После слушания ответьте, какой способ хорового исполнения в этом произведении?

(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание).

Ответы учащихся - исполняет один голос на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Пение а капелла.

У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было слогов). Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое часто применяется и в духовной музыке.

У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.

Вопрос- Что слышится в хоровом церковном пении?

В помощь – стр. 82 учебника –ответы из текста учебника.

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Включается видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы».

Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).

Кто изображён на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.

В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)

Какое из этих произведений должно звучать в храме? (Тропарь)

Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это песня- куплет, припев , чего нет в молитвах ).

У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся, в основном, для людей.

Слайд 8. Тропа́рь  в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

- Как вы думаете – а почему хоры в храмах звучат без сопровождения?

(Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет души.)

- У.- Ребята, вы же знаете, что у нас в посёлке строится церковь? Мы будем надеяться, что уже в скором времени она начнёт работать и мы часто будем слышать пение тропарей, разных песнопений и молитв.


В 1054 г. с разделением христианства на католицизм и православие, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, а Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.

Физкульминутка.

У. Какой ударный музыкальный инструмент является неотъемлемой частью православной архитектуры (храмов , церквей)? – (колокол)

В октябре прошёл праздник Покрова, давайте движениями рук покажем Праздничный звон.

Учащимся предлагается имитация действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись звона)


У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд 16,17 ,18 - портреты).

Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд 19)

Но с появлением в католическом храме (слайд 20) органа, хоровое пение обрело невиданную силу и красоту.

(Звук органа)

Это единственный музыкальный инструмент, который был допущен в храм! Почему? (звук органа возвышает, облагораживает, звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)

А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.

У:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.

Ф.Шуберт «Ave Maria»

Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. (Слушание).

При слушании самостоятельная работа- на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.

Вопросы:

- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?

- А в каких произведениях искусства запечатлен этот образ?

- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).

Учитель: Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной выразительности - учитель прикрепляет надпись - «Композиторская хоровая музыка» на доску.

А теперь нам надо взрастить это древо, давайте вспомним, с чего всё началось? … (приглашаются ученики )

У. Вот такое дерево у нас выросло!

5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

Вы на урок принесли словарики, эти словарики будут вам в помощь на протяжении всего учебного года. Сейчас вы начнёте его оформление и сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»

Выберете из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

Учитель: В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями , с просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.

Исполнение: «А над ней парили ангелы»

1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.

Золотятся листья клёна, как у церкви купола

в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,

эхом отзывались купола.

Верила, что день наступит, горя на земле не будет,

верила, надеялась, ждала.


припев: А над ней парили ангелы,

Чтоб уберечь дитя.

Ангелы, парили ангелы,

От невзгод и бед её храня.


2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.

Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.

Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём

Пела, отзывались купола

Верила, что день наступит, горя на земле не будет

Верила, надеялась, ждала.



Обобщение урока:

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание. Слайд

В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»



Список использованной литературы:

  1. .Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.

  2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков

  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-57758.html

18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!