Открытый урок по теме «Упрощение выражений»
Тема урока: «Упрощение выражений».
Класс: 5
Предмет: математика
Учебник: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин, учебник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина. Москва – 2015 г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель:
совершенствовать, контролировать УУД учащихся при выполнении упрощения выражений, решении уравнений и задач, развивать логику и смекалку при выполнении учебных заданий в игровой форме.
Задачи: 1.Обучающие: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме 2.Развивающие: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи, развитие навыков использования свойств действий при упрощении выражений. 3.Воспитывающие: воспитание интереса к математике, активности, мобильности.
Планируемые результаты: Личностные: развивать умение слушать, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осознавать ответственность за общее дело; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные: знать распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения. Уметь упрощать выражения, решать задачи с помощью уравнений; совершенствовать вычислительные навыки. Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Форма: комбинированный урок (беседа + практикум + использование ИКТ). Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.
Учебное оборудование: проекционная доска, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный этап (2 мин).
Вступительное слово учителя.
- У каждого на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их.
В течение урока с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу.
Эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех».
2. Актуализация знаний (5мин) Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - Поработаем устно: Устная работа. Вычислите удобным способом
48*36+52*36 =? 45*57-56*45 = 2 0· 65 · 5 = ? 60 · 45 · 2 = 35· 9 · 2 = ? 25· 44 · 4 25· 15 · 4 = ? 101*8
-Давайте вспомним распределительное свойство умножения относительно сложения и распределительное свойство умножения относительно вычитания. Запишите эти свойства при помощи букв a, b, c
(a ·b) · c = (a · c) · b (a +b) · c = ac + bc
Б) Найдите пару для выражения, стоящего в левом столбце:
8х + 3х – 4 | 40а |
(у + 4) · 4 | 11х-4 |
5а · 8 | 4у+16 |
8а – 4а + 9а | 13а |
15у - 8у - 2 | 7у-2 |
9х · 5 · 4 | 180х |
14 · х · 5 | 70х |
| 60х |
Какие выражения остались без пары? Почему? Какие свойства умножения применяют при упрощении выражений? Для чего надо уметь упрощать выражения? Где это пригодится?
3. Постановка учебной задачи.
Сформулировать проблему, тему и цели урока.
1.Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?
2.Запишите число и тему урока.
3.Какие цели поставим на сегодняшний урок? Что вы сегодня повторите, обобщите?
4. Обобщение, систематизация знаний и способов действий
Уточнить индивидуальные цели будущих действий; организовать составление плана совместных действий. 1.В своих тетрадях выполняем задания, проговаривая решение. А)Упростите выражение и найдите его значение:
а)8x+6x при x=12
б) y- 6y при y =11
в) 95а -15а-44а +28 при а=2
г) 65b -48b +15b при b=10
Б)Упростите выражения
1) 3х + 9 +4 х + 8 =?
2) 8х – 7х + 4 + 8 =?
В) Найдите значение выражения:
23у + 43 +у – 43, если у = 10
Г) Найдите ошибки при выполнении упрощения буквенного выражения
(Групповая работа)
22в + 4 +33а + в +16 + 12а
22в + 4 +33а + в +16 + 12а = 22в + 35а + 20
22в + 4 +33а + в +16 + 12а = 23в + 19+33а
22в + 4 +33а + в +16 + 12а = 71ав
2. Д) Решите уравнения
14х + 27х = 656
(29 – p) · 100= 2400
3.Решение задач.
- «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», – советовал американский математик Джордж Пойа в книге «Как решить задачу».
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку.
Задачи:
1.На одной стороне улицы вдвое больше домов, чем на другой. Когда на улице построили еще 12 домов, то всего стало 99 домов. Сколько домов было на каждой стороне улицы?
2.Мотоциклист ехал 3 часа с некоторой скоростью. Если он проедет ещё 12 км, то его путь станет равным 132 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?
3. Смесь, состоящая из 3 частей грузинского чая и 4 частей индийского чая, имеет массу 210 г. Сколько граммов грузинского чая в этой смеси?
5.Физкультминутка (1мин)
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернулись на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть»
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. «Кто быстрее достанет звезду» (10 мин)
Цель: создать условия для самостоятельного решения. Дети решают самостоятельную работу по вариантам
7. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Подведём итог работы на уроке. – Какую цель мы ставили с вами в начале урока?
–Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
- Назовите тему урока.
– Какие знания использовали для достижения цели?
– Все ли у вас получалось?
– В чем были затруднения?
– Оцените себя: насколько для вас эффективно прошёл сегодняшний урок? Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
8.Домашнее задание. П14с.85-88 №614, № 618, № 621 Спасибо за урок.
Приложение 1.
Самостоятельная работа. «Кто быстрее достанет звезду»
1. 6х+12х-78
2.66х-45х + 45
3. 32-43х+73х – 20
4.68+68х-48 -33х
5.90х-45+100х+65
6.69х-38+39х+38
7.100х-50х+64-34
8.95+72х-62х-95