Открытый урок по математике во 2 классе
по теме «Порядок действий в выражениях со скобками».
Основные цели:
1) формировать умение строить правила на примере вывода правила порядка действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия, умение использовать это правило при нахождении значений выражений;
2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: порядок действий в выражениях;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На одном из предыдущих уроков мы говорили о порядке. О каком именно порядке шла речь? (О порядке дома, в детской комнате, о порядке в математике.)
С какой темой был связан порядок в математике? (С порядком действий в выражениях без скобок.)
В окружающем нас мире, в природе тоже есть свой порядок. Какой порядок в природе вам приходилось наблюдать? (Смена времён года, смена времени суток…)
Сегодня вы продолжите разговор о порядке в математике, и узнаете что-то о порядке в природе.
Как вы будете работать? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое правило.)
Учитель открывает на доске картинку № 8 с изображением бабочки Д-1.
Посмотрите, кто вам в этом поможет… (Бабочка.)
Интересно узнать, как это произойдёт? Тогда, за работу.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание порядка действий в выражениях со скобками, не содержащих умножение и деление, порядок действий в выражениях без скобок, содержащих все 4 действия, тренинг вычислительного навыка;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация известных порядков действий.
Учитель открывает на доске задание 1 для этапа 2 (Д-2), раздает аналогичные задания на карточках Р-1:
85 – 5 · 4 + 7 · 5 = (30 – 18) + (14 + 8) =
Что поможет вам найти значение этих выражений? (Правила нахождения значения выражений без скобок и со скобками, где только сложение и вычитание.)
Расставьте порядок действий в первом выражении.
Один из учащихся находит значение выражения.
Один из учащихся расставляет порядок действий у доски с комментированием.
Учитель открывает на доске эталон Д-4.
Отлично! Договоримся, что после удачно выполненных заданий я буду вешать на доску ещё одну картинку, но изображением к доске. В конце урока по картинкам, вы узнаете, о каком порядке, существующем в природе, хочет поведать вам бабочка.
Учитель вывешивает картинку № 7 из набора Д-1 изображением к доске.
2) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили порядок действий в выражениях без скобок, и в выражениях со скобками, где только действия сложение и вычитание, потренировались в вычислениях.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-5), аналогичное задание раздает учащимся на карточках Р-2:
40 – 32 : (48 : 6) ∙ 4 + 3 ∙ (54 – 45)
Чем это выражение отличается от предыдущих выражений? (В выражении есть скобки, и есть действия умножения и деления.)
Что нужно будет сделать? (Расставить порядок действий и найти значение этого выражения.)
Я вам предлагаю только расставить порядок действий.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2.
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расставить порядок действий в выражении со скобками со всеми арифметическими действиями.)
Кто выполнил задание, как вы расставили порядок действий?
Учитель записывает на доску варианты расстановки порядка действий. Вероятнее всего, учащиеся смогут правильно расставить порядок действий. Затруднения в этом случае фиксируется так:
Назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали.
Учащиеся в замешательстве, так как эталона у них нет.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)
Что вы теперь должны сделать? (Разобраться, в чем и почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были расставить порядок действий в выражении, в котором есть, скоби и все арифметические действия.)
Какими правилами вы пользовались? (Правилом расстановки действий в выражениях со скобками со сложением и вычитанием, и правилом расстановки действий в выражениях без скобок со всеми действиями.)
В чем затруднение? (В выражении со скобками есть действия умножения и деления.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила порядка действий в выражениях со скобками, в которых есть все четыре арифметических действия.)
Учитель вывешивает на доску картинку № 2 из набора Д-1 изображением к доске.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить правило расстановки порядка действий в выражениях со скобками, в которых есть все четыре арифметических действия.)
Сформулируйте тему урока? (Порядок действий в выражениях со скобками со всеми действиями.)
Учитель записывает или открывает тему на доске.
Какие правила вы можете использовать для построения нового эталона? (Правила расстановки порядка действий в выражениях со скобками и в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.)
По какому плану вы будете действовать? (Сначала мы применим правило расстановки действий со скобками, а затем правило расстановки порядка действий без скобок, сформулируем новое правило.)
Молодцы! Ваша награда – ещё одна картинка.
Учитель вывешивает на доску картинку № 6 из набора Д-1, изображением к доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.
Группы работают на индивидуальных планшетках Р-3. В случае возникновения затруднений у учащихся работы в группах, учитель организует подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Применить правило порядка действий в выражениях со скобками.)
Что это зачать? (Сначала выполняем действие в скобках.)
Обозначьте действия в скобках.
Один из учащихся обозначает порядок действий в скобках на доске, остальные работают на карточках Р-2:
В каком порядке вы начали расставлять порядок действовать? (Слева направо.)
Какой следующий шаг? (Расставить порядок действий по правилу порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все виды арифметических действий.)
Один из учащихся обозначает порядок действий на доске, остальные работают на карточках Р-2:
Если учащиеся работали в группах, то учитель организует защиту проектов. Учитель вывешивает на доску планшетки с результатом от каждой группы. Одна из групп озвучивает свою работу. Например:
Сначала мы расставили порядок действий в скобках, в порядке слева направо. Потом обозначили слева на право действия умножения или деления, а потом сложение или вычитание.
Далее работа организуется фронтально:
Итак, какие действия надо выполнять сначала? (Действия в скобках.)
К акие действия потом? (Действия умножение или деление.)
А потом? (Сложение или вычитание.)
Что важного вы еще не сказали? (Работаем слева направо.)
Какой следующий шаг? (Составить эталон.)
Посмотрите на доску. Какой эталон из уже имеющихся эталонов вам поможет? (Эталон порядка действий в выражениях без скобок.)
Что мы должны сделать? (Дополнить первый шаг.)
Какой? (Сначала делаем действие в скобках.)
Учитель дополняет эталон Д-3 шагом Д-6.
Что теперь нужно сделать? (Проверить наше «открытие».)
Откройте учебники на странице 33. Прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило вслух.
Вы справиться с затруднением? (Да.)
Что теперь вы можете? (Находить значения выражений со скобками, содержащих все четыре арифметических действия.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
Учитель вывешивает на доску картинку № 3 из набора Д-1.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи правило порядка действий в выражениях со скобками.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 5, стр. 34
Учитель заранее выносит задание на доску.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
2) Работа в парах.
№ 4 (1 ст.), стр. 34
Найдите № 4 на странице 34.
Выполните 1 столбик в этом задании в парах.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Ну что ж, вот и ещё одна картинка.
Учитель вывешивает на доску картинку № 5 из набора Д-1.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение применять правило порядка действий в выражениях со скобками.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4 (2 ст.), стр. 34
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-8. Учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-6.
У кого задание вызвало затруднение?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (У нас нет затруднений.)
Вы заработали следующую картинку.
Учитель вывешивает на доску картинку № 1 из набора Д-1.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 3, стр. 33
Найдите № 3 на странице 33.
Прочитайте первую задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
Что требуется узнать? (Все количество яблок на двух тарелках.)
Каким действием можно будет ответить на вопрос? (Действием умножения.)
Можно сразу записать выражение? (Нет, мы не знаем количество яблок на одно тарелке.)
Как это узнать? (2 + 4.)
Составьте выражение и найдите его значение.
Один из учащихся составляет выражение на доске:
5 · (2 + 4) = 30 (ябл.)
Далее работа организуется аналогично.
Учитель вывешивает на доску картинку № 4 из набора Д-1.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что нового вы сегодня узнали? (Правило расстановки порядка действий в выражениях со скобками.)
Каков порядок действий в выражениях со скобками? (В выражениях со скобками сначала выполняют действия в скобках, затем, в полученном выражении сначала выполняют умножение, деление слева направо, а затем сложение, вычитание слева направо.)
Где пригодятся вам полученные знания? (При нахождении значений числовых выражений при решении задач,…)
Кто столкнулся с затруднениями? В чем? Почему?
О каком ещё порядке шла речь в начале урока? (О порядке в природе.)
И сейчас вы узнаете, какая загадка таиться на картинках на доске.
Учитель переворачивает картинки на доске.
Да, но порядка в них, по-моему, не наблюдается. Давайте-ка, наведём его и выясним, о каком порядке идёт речь. (Это последовательность или порядок превращения гусеницы в бабочку.)
Один из учащихся расставляет картинки на доске в нужном порядке, остальные с места ему помогают.
Верно, это превращение считается одним из самых удивительных и красивых превращений существующих в природе.
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-5. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
№ 2, № 5 (доделать), стр. 34;
☺ № 10, стр. 35
7