СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе на тему: "В гостях у сказки".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение после изучения народных и литературных сказок. Помогает повторить изученное в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему: "В гостях у сказки".»

МКОУ «Утамышская СОШ»






Разработка


открытого урока по литературе


в 5 классе


на тему:


«В гостях у сказки».





Саидова Зумруд Османовна,

учитель русского языка и литературы.




2017г.















ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания обучающихся о сказках.

Задачи:

образовательные: закрепить умения учащихся классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способности учащихся, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедиапроектор. Презентации к уроку.

Иллюстрации художников, портреты сказочников, выставка книг по теме, детские рисунки.

ЭПИГРАФ УРОКА:

А.С. Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”

Ход урока.

            Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по островам, где живут сказки. Скажите, ребята, а на чём можно совершать путешествие? (дети предлагают различные варианты ковер-самолет, скороходы и т.д.) Мы с вами будем путешествовать с помощью волшебного предмета, отгадайте, что это за предмет?

Я пушистый, мягкий, круглый,    
Есть и хвост, но я не кот. 
Часто прыгаю упруго, 
Покачусь и под комод. (клубок)

В каких сказках, клубочек помогал героям? ("Поди туда - не знаю куда», "Кощей Бессмертный», "Перышко Финиста Ясна Сокола».

            Итак, начинаем свое путешествие. Катится, катится клубок  и привел нас к первому острову «Остров Знакомств». На этом острове  мы узнаем какие бывают сказки. (учитель обращает внимание на выставку сказок).

            Сказки бывают волшебные. Как вы думаете, почему? (происходит волшебство, есть волшебные предметы, добро побеждает зло) Какие волшебные сказки вы знаете или читали ? На нашей выставке тоже есть замечательные сказки, в которых правит волшебство. («Емеля», «12 месяцев», «Баба-Яга» )

            Существуют сказки о животных, в содержании которых главными героями являются дикие и домашние животные, а также рыбы, птицы, растения либо явления природы. Например, всем известна сказка «Зимовье зверей», « Бременские музыканты», «Теремок», «Зайкина избушка».

            Бытовые сказки четко связаны с реальностью, где главный персонаж является просто человеком, который с помощью своей смекалки, находчивости и ума борется со злом. «Мужик и медведь» «Снегурочка» и т. д.

Долго ли коротко катился колобок, прикатился он к следующему  острову «Остров математический»

.Жители этого сказочного острова любят считать и задавать вопросы .Ответить на вопросы этих жителей  может только тот, кто читает сказки. Попробуем и мы справится с таким заданием!.За правильный ответ вы получите жетон.

Сколько у Белоснежки было друзей гномов (семь)

Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря (30 лет и три года)

В каком возрасте уснула принцесса из сказки «Спящая красавица»? (16)

Сколько проспала спящая красавица (100 лет)

Сколько было дяде Федору лет, когда он решил начать самостоятельную жизнь. (шесть лет)

А.С.Пушкин написал сказку «Сказка о мертвой царевне и ….о скольких богатырях?( семи)

Сколько деток было у мамы - козы(семь).

Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу? (двенадцать)

            Катится, катится клубочек и прикатился острову Грамотеев. Жители этого острова очень грамотные .Для вас они придумали интересные задания.

Кто любит Красную Шапочку больше? Мама или бабушка. В слове отгадке есть глухие согласные.

Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе со спящей красавицей? Пифф или Буфф.В кличке собаки все согласные звуки глухие.

Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключении ях Незнайки. Кто из них требовал в больнице, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада. В имени коротышки звуков меньше, чем букв.

Луна или Марс. Самый справедливый человек на земле – Барон Мюнхгаузен рассказал о планете, на которой он  побывал. Мухи там величиной с овец, а яблоки больше арбузов. В слове отгадке нет глухих согласных

Мама, папа или бабушка? Кто из них столкнулся о невидимого старика Хотабыча и шлепнулся на пол? В слове отгадке и звонкие и глухие согласные.

Мы замечательно справились с заданием. Какой же следующий остров? Клубок нас привел к « Острову Кладоискателей»

Жители этого острова нашли клад, который спрятал злой колдун.(учитель показывает ящик, мешок или коробку).Ребята здесь письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Помогите нам. Верните, пожалуйста, героям сказок вещи. Они их очень ждут. Чтобы открыть мешок, нужно сделать волшебные действия и  произнести заклинания.

Вам необходимо встать. 3 раза топнуть.3 раза хлопнуть.3 раза кивнуть. Прыгнуть на одной ноге. Прыгнуть на второй ноге..Повернуться друг к другу. Улыбнуться и сесть. Закрыть глаза и тихо произнести заклинание

Сим-селябим

Мукачо –кукарачо

Эники –беники.

Бяки –коляки.Фу-фу-фу.Мешок откройся.»

Учитель вынимает предметы, например:

Золотое яичко. Кто хозяин? (Курочка Ряба)

Золотой ключик( Буратино)

Горшочек (Вини-Пух)

Кувшин (Алладин)

Туфелька (Золушка)

Мыло (Мойдодыр)

Катится, катится клубочек, прикатился к «Театральному острову». Жители этого города предлагают всем нам поучаствовать в постановке сказки.

Инсценировка сказки «Каша из топора»

А теперь мы с вами оказались на Аллее Быстрых Ответов.

Многие сказочные герои имеют длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы должны сказать вторую.

Муха… (Цокотуха)

Курочка… (Ряба)

Крокодил… (Гена)

Доктор… (Айболит)

Змей… (Горыныч)

Почтальон… (Печкин)

Кощей… (Бессмертный)

Василиса… (Премудрая)

Елена… (Прекрасная)

Черепаха… (Тортилла).

Песня-караоке «Там на неведомых дорожках».

Рефлексия.

- сегодня на уроке я узнал, что...

- мы сегодня говорили о…

- я понял, что…

Домашнее задание.

На какого сказочного героя я хотел бы быть похожим?



 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!