СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»»



Открытый урок

по литературному чтению

в 3 классе

Тема: «Детство, опалённое войной в произведении Л.Кассиля

«Отметки Риммы Лебедевой»







Учитель начальных классов:

Сунгатуллина Марина Сергеевна



2024 год



Цель урока: ознакомить детей с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой, познакомить с жизнью и творчеством Л.Кассиля, учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.

Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет

личностные:

- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать

басню как особый жанр литературы.

Ресурсы: презентация к уроку, толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»,















Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.)

- Здравствуйте, дорогие гости! Вы присутствуете на уроке литературного чтения в 3 классе. А мы с ребятами готовы его провести.

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Прием «Ладошка тепла»

  1. Введение в тему урока.

Учитель: - Начать урок мне хотелось бы с небольшого музыкального произведения. Послушайте и подумайте о чём эта песня и почему именно с неё мы начнём наш разговор. (Просмотр клипа «И всё о той весне»)

- О чём эта песня? (Эта песня о войне)

- Действительно, эта песня имеет отношение к Великой Отечественной войне.

- А что вы знаете о войне?- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

  1. Определение цели урока.

Учитель: - Какая наша тема и цель урока????

- Мы познакомимся … ( с новым произведением, в котором идёт речь о военном времени)

- Мы узнаем … (много нового и интересного)

Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Кассиля.

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.

Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был неуёмным фантазёром.

Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики.

Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Учитель: -В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений

Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (дети открывают учебник стр. 175)

  1. Словарная работа.

Учитель: - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на трудные для понимания слова. Я для вас сделала выписку из Толкового словаря и хочу познакомить со значением этих слов.


Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.


Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).


Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. ( картинка)

- Давайте озвучим определение этих слов.


  1. Знакомство с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (Прослушивание грамзаписи. Дети следят по тексту.???)



  1. Первичная работа по тексту.


Вопросы для учащихся:

1.В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное)

2. Назовите героев произведения?

3. От чьего имени ведётся рассказ?

4. Какое впечатление у вас от рассказа?


ФИЗМИНУТКА


  1. Вторичная работа с текстом.

- Чтение рассказа сильными учащимися.


  1. Работа с интерактивной карточкой

Восстановление последовательности событий.

Учитель:- Мы очень хорошо изучили текст и перед вами стоит следующая задача: Восстановить последовательность событий в тексте. (раздать карточки на парту)



КАРТОЧКА: 1. Недостаточная успеваемость Риммы.

2. Хорошие оценки.

3. Походы в госпиталь.

4. Помощь лейтенанта в учёбе.

5. Лейтенант выздоровел.

6 Просьба лейтенанта.

7. Беда в родном селе.

8. Переезд Риммы.

9. Ошибки девочки.

Правильный план текста:

  1. Переезд Риммы.

  2. Беда в родном селе.

  3. Недостаточная успеваемость Риммы.

  4. Походы в госпиталь.

  5. Просьба лейтенанта.

  6. Ошибки девочки.

  7. Помощь лейтенанта в учёбе.

  8. Хорошие оценки.

  9. Лейтенант выздоровел.

КРОССВОРД

(ведомость – дневник)

- Почему девочка попросила расписаться лейтенанта? Прочитайте.


10 Работа в парах.

11.Итог урока:

- Вот и подошёл наш урок к концу. Давайте подведём итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему учит нас этот рассказ?

(учит нас несмотря на трудности в жизни, нужно их преодолевать и добиваться хороших успехов)???

12. Рефлексия:

13. Домашнее задание.

Написать письмо солдатам на СВО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!