научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Провер ка Д.з. | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. (слайд 2) - Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка) Зимним утром от мороза На заре звенят березы. -Повторите в паре друг другу, кто быстрее? -А теперь следующая скороговорка: Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу. -Прочитаем хором, первая группа, вторая группа, выборочно… -Правильно, молодцы!( слайд 3) Скажите, пожалуйста, с какими русскими поэтами мы познакомились на прошлых уроках? Ответы учащихся: А.С. Пушкиным, Ф. Тютчевым и Сергеем Есениным. -Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза» (Учитель оценивает ответы учащихся) -Хорошо, молодцы! ( слайд 4) | Обучающиеся приветствуют учителя и гостей. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. | ЛУУД: смыслообразование: мотивация учебной ЛУУД: смыслообразование: приобщение к здоровому образу жизни. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Постановка целей урока. | - О каком времени года писал С. Есенин в своем стихотворении? - Зима приносит нам много праздников и забав. - Один из традиционных праздников отмечается 19 января. - Как называется этот праздник? - Этот праздник традиционно отмечался на Руси и был связан с гаданием, купанием в проруби. - На эту недели приходились самые суровые морозы, они так и назывались крещенские. -Длинными, зимними вечерами, когда на улице трещал мороз, собирались и стар и мал и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали загадки. - Вот и мы с вами разгадаем загадки и поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки с загадками. Отгадайте загадки и запишите слова в клеточки. Если все сделаете верно, то по вертикали у вас получится слово, которое поможет вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. 1. Все кругом белым-бело, Чисто поле замело. Это Зимушке постель Стелет бабушка.(Метель) 2.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей.(Снеговик) 3. Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером, Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки) 4.Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. (Сосулька) 5.Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнула перинки, Над миром пушинки. (Зима) -Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз) (слайд5) - Правильно, мороз. Да не один мороз, а сколько вы узнаете, отгадав ребус. Ребус ( слайд 6) - Как вы думаете, почему произведение называется «Два Мороза»? стр.198-201. -Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. | . |
3. Построение проекта выхода из затруднения | - Какие задачи мы можем перед собой поставить? 1) Познакомиться с новым произведением. 2) Отвечать на вопросы к тексту. 3) Учиться читать выразительно. - Откройте с.199 и с. 201 и рассмотрите иллюстрации.(слайд8 ) - Кто изображен на 1 илл.? -Посмотрите, как одет этот человек? - Что делает мороз? - Кто изображен на 2 илл.? - А как этот одет человек? - Что делает мороз? - А каких людей труднее заморозить? Мнения разделились) еще… Я предлагаю проверить наше предположение, прочитав произведение. | Учащиеся ставят задачи урока. Рассматривают и анализируют иллюстрацию к сказке «Два Мороза» | Регулятивные УУД Целеполагание: формировать и удерживать учебную задачу, ставить учебную задачу в соответствии с учителем. |
4. Реализация построенного проекта | Прежде, чем мы начнём читать произведение, объясним значение новых слов, встречающихся в тексте. (слайды 8-9) -Если мы с вами не знаем значение слова, где мы можем его посмотреть? Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден. Полушубок – короткая зимняя одежда - А посмотрите в учебнике значение какого слова мы можем найти в словаре? -Покажите, как, вы поняли значение слова ежиться. ФИЗМИНУТКА (слайд 11) | Объясняют значение слов. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ С. И. Ожегова | Познавательные УУД . ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Приготовились к чтению. (слайд12) Сейчас вы внимательно следите по тексту. Начинаю читать я, остановившись я могу попросить читать дальше любого из вас. Будьте внимательны! СЛУШАНИЕ и ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Первичное восприятие текста. Понравилось ли вам это произведение? - Чем понравилось? - А переживали ли вы, когда читали текст? - За кого переживали? - Определите жанр этого произведения. - Какие признаки сказки вы заметили? - А кто автор сказки? - Правильно, автора нет. - А как называется сказка, у которой нет конкретного автора? (народная) - Назовите действующих лиц сказки. - Сейчас для вас девочки прочитают по ролям первую встречу морозов. - Что затеяли два брата? - Прочитайте 2 встречу братьев? - Кто прочитает как Мороз –Синий нос играл с купцом. - Прочитайте удалось Морозу – красный нос заморозить дровосека. Работа в группах. (слайд 13) - А сейчас вы поработаете в группах. Вспомните правила работы в группе. - Не забудьте выбрать капитана группы, который будет представлять ваши результаты. У нас сегодня зимний снегопад. И к нам на урок пролетели снежинки, не простые, а с вопросами для каждой группы. Я предлагаю капитанам выйти и выбрать снежинку для своей группы. | Аудиосказка « Два Мороза» Определение жанра произведения | ПУУД: информационные: поиск нужной информации из различных источников. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. КУУД: работа в паре, предлагать помощь и сотрудничество. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Что затеяли два брата? Куда едет купец? Крестьянин? Как одет крестьянин? Купец? Как Мороз- Синий нос заморозил купца? Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это? Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал? - -Ребята, прочитав сказку и ответив на вопросы, готовы ли точно ответить на главный вопрос: «Какого человека легче заморозить?» - Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам всем вместе собрать пословицу и попытаться объяснить её смысл . Собери пословицу.( слайд 14) ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ. | | |
7. Включение в систему знаний и повторение | Вспомните, какие цели мы перед собой ставили? Достигли мы их? - А как вы теперь ответите на вопрос каких людей труднее заморозить? Домашнее задание (дифференцированное): 1.Подготовить пересказ сказки. 2. Разгадать кроссворд по сказке. 3. Раскрасить иллюстрацию к сказке (для получения общей книжки-малышки). | | РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, закончив предложения… -Сегодня на уроке мне бы интересно - я узнал я научился - Если вам понравилось работать на уроке, то покажите зелёный карандаш, если не очень-жёлтый, а, если совсем не понравилось-красный. | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения. |