Этапы занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Этап мотивации | 1 мин | Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока | Словесный Беседа | Ф | Проверяет готовность обучающихся к уроку Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе. | Побуждает к высказыванию своего мнения | Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей |
Этап актуализации знаний. Речевая разминка | 3 мин | Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Наглядный | Ф | Отгадайте загадку: Воздух режут без усилья, Как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только ... (Стриж) А маленький –стрижонок. Вспомните как звали стрижонка в рассказе который читали на прошлом уроке? Какая тема урока? Кто автор рассказа? Читая этот рассказ какую цель поставим? Какие задачи? Исходя из темы, определите цель урока? -Какие учебные задачи нам предстоит решить, чтобы достигнуть поставленной цели -Знание этой темы ,как может пригодиться в жизни человеку? | Автор В.Астафьев. (Узнать какая главная мысль рассказа В.Астафьева «Стрижонок скрип») (1.Дать характеристику героям рассказа 2.Составить план рассказа; 3.Выяснить, чему учит этот рассказ) (рассказывают дети) . Полезные ископаемые – это минеральные образования земной | Познавательные:Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Любить природу. Бережно относиться к животным. |
Этап выявления затруднений ВЫЗОВ Проверка Д/З Работа над новым материалом | 9 мин | Создает проблемную ситуацию. | Анализ, беседа Частично- поисковый Наглядный Частично- поисковый | И П | В ходе работы над целью урока, нам предстоит выполнить коллективное творческое дело. Одним словом –проект. Что напоминает , на что похож наш проект вы скажите в конце урока. Работаем с оценочными листами, каждый этап урока оцениваем Дети делятся на 7 групп. (задача каждой группы: прочитать часть, кратко пересказать, выбрать заголовок, и рисунок к своей части. Всё оформляем на ватмон. Почему рассказ называется «Стрижонок скрип» Подробнее о стрижах узнаем из справочного материала 1 группа 2 группа Заполняем оценочный лист. | Пересказ рассказа детьми по по частям. Он главный герой рассказа. Выступление детей 1.Кузнецов С. 2.Мироненко Е 3.Кузина А. | Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, услышанную информацию. Познавательные:Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. |
Физкультминутка | 1 мин | | | | | | |
Этап объяснения (добывания) нового знания ОСМЫСЛЕНИЕ | 13 мин | Зафиксировать новое знание | Словесный Беседа Метод продуктивного чтения Анализ (органолептический) | Ф | Учитель для работы на уроке организует Дополнительные сведения о стрижах. Ласточках-береговушках. 1.Справочник 2 Разрезной материал. 1.Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? ( - Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом». 2.Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха). - Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем? - Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь). - Какой урок преподала мать стрижиха сыну? 3. Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи). - Вас ничего не удивляет в этих словах? (Народ). -Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ с.105-106 - Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? 4.Какой урок преподали Скрипу ВРАГИ? ворона - Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют сокол это явление в окружающем мире? (цепь питания) змея - Почему мы сожалеем о смерти стрижихи? (Добро побеждает зло). - 5.Зачем писатель вставил (Бывают хорошие, бывают плохие). эпизод с мальчишками? - Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (Как выжить, что для этого нужно). Сирота | В соответствии с планом, вам пред Вырезают приклеивают на ватмон Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).. Подчеркните эпитеты- I вар. Действия- II вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая). (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала, оберегала, защищала). ТЕРПЕНИЕ ХИТРОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ЗАБОТУ БЕССЕРДЕЧИЕ МИЛОСЕРДИЕ ДОБРОТУ РАВНОДУШИЕ СОЧУВСТВИЕ - Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй | Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | | | | В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”. 1 группа “При солнышке тепло, при матери добро” “Дело словом не заменишь” “Не страшись, да и не хвались” 2 группа “На друга надейся, а сам не плошай!” “Один за всех, все за одного”. “Больше дела, меньше слов” 3 группа “Мир не без добрых людей”. “Хозяин всегда себе дело найдет” “Страшна беда, пока не пришла” ” Правила составления синквейна: 1.В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). 2.Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) 3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) 4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 5.Пятая строка – одно слово, синоним темы. | Выбрать правильную пословицу Стрижонок Скрип Любознательный, трудолюбивый, сильный Не слушается, летает, строит, выживает Стал стремительным и сильным Приносит лето Стрижиха Строгая, заботливая, смелая Кормит, воспитывает, оберегает С ней очень хорошо Мать. Стрижи Дружные, милосердные Учат, кормят, оберегают Помогают выжить Народ | Познавательные: Классифицировать информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя. Регулятивные: Способность принимать, сохранять информацию, обдуманно принимать решение, осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона, оценивать свою работу |
РЕФЛЕКСИЯ Включение нового в систему знаний. | 5 мин | Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Словесный Наглядный Беседа | Ф, И | Учитель контролирует работу обучающихся по тесту и совместно с детьми подводит итог урока. | Обучающие выставляют баллы, оценки | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие. |
Итог урока | 3 мин | Формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания по теме | Словесный Наглядный Беседа | Ф | Организует рефлексию и самооценку детей собственной учебной деятельности на уроке. -Что же мы называем полезными ископаемыми? Мне было интересно потому, что ... . | Ответы детей Дети формулируют оценку | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
Домашнее задание | 1 мин | | | | Задание: с.100-110,вопрос.7 | Дети записывают задания | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |