СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему : В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с произведением В.Астафьева «Стрижонок Скрип»,  анализировать поступки героев, давать характеристику,  узнать  главную мысль рассказа  В.Астафьева «Стрижонок Скрип» .

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему : В.Астафьев «Стрижонок Скрип»»

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс

В.Астафьев « Стрижонок Скрип


Ф.И.О. учителя



Федотова О.В.


4а класс

В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Класс

Тема урока

Цель

Продолжить знакомство с произведением В.Астафьева «Стрижонок Скрип», анализировать поступки героев, давать характеристику, узнать главную мысль рассказа В.Астафьева «Стрижонок скрип» .

Универсальные учебные действия

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.


Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Интерактивная доска, компьютер; лист самооценки, выставка книг В. Астафьева, словарь,справочники.




Этапы

занятия

Длительность этапа

Задачи

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап мотивации

1 мин

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока

Словесный

Беседа




Ф



Проверяет готовность обучающихся к уроку

Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе.


Побуждает к высказыванию своего мнения

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

Этап актуализации знаний. Речевая разминка

3 мин

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Наглядный














Ф

Отгадайте загадку:

Воздух режут без усилья, 
Как серпы кривые крылья. 
Промелькнет – не разглядишь, 
Так летает только ...
(Стриж)

А маленький –стрижонок.

Вспомните как звали стрижонка в рассказе который читали на прошлом уроке?

Какая тема урока?

Кто автор рассказа? Читая этот рассказ какую цель поставим?

Какие задачи?

Исходя из темы, определите цель урока?

-Какие учебные задачи нам предстоит решить, чтобы достигнуть поставленной цели





-Знание этой темы ,как может пригодиться в жизни человеку?




Автор В.Астафьев.




(Узнать какая главная мысль рассказа В.Астафьева «Стрижонок скрип»)

(1.Дать характеристику героям рассказа

2.Составить план рассказа;

3.Выяснить, чему учит этот рассказ)

(рассказывают дети)









. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной


Познавательные:Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.
























Любить природу. Бережно относиться к животным.

Этап выявления затруднений

ВЫЗОВ
























Проверка Д/З










Работа над новым материалом














9 мин

Создает проблемную ситуацию.

Анализ, беседа

Частично- поисковый








Наглядный

Частично- поисковый







































И

П
























































В ходе работы над целью урока, нам предстоит выполнить коллективное творческое дело. Одним словом –проект. Что напоминает , на что похож наш проект вы скажите в конце урока.

Работаем с оценочными листами, каждый этап урока оцениваем












Дети делятся на 7 групп. (задача каждой группы: прочитать часть, кратко пересказать, выбрать заголовок, и рисунок к своей части. Всё оформляем на ватмон.


Почему рассказ называется «Стрижонок скрип»


Подробнее о стрижах узнаем из справочного материала

1 группа

2 группа

Заполняем оценочный лист.


































Пересказ рассказа детьми по по частям.









Он главный герой рассказа.



Выступление детей

1.Кузнецов С.

2.Мироненко Е

3.Кузина А.











Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, услышанную информацию.





















Познавательные:Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.



Физкультминутка

1 мин








Этап объяснения (добывания) нового знания

ОСМЫСЛЕНИЕ

13 мин

Зафиксировать новое знание

Словесный

Беседа




Метод продуктивного чтения

Анализ (органолептический)

Ф

Учитель для работы на уроке организует

Дополнительные сведения о стрижах. Ласточках-береговушках.

1.Справочник

2 Разрезной

материал.


1.Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (

СТРИЖОНОК

СКРИП

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».


2.Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была

воспитателем?

- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).

- Какой урок преподала мать стрижиха сыну?


3. Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).

ДРУЖНЫЙ

НАРОД

СТРИЖИ

- Вас ничего не удивляет в этих словах? (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ с.105-106

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

ВРАГИ

4.Какой урок преподали Скрипу ВРАГИ? ворона

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют сокол

это явление в окружающем мире? (цепь питания) змея

- Почему мы сожалеем о смерти стрижихи? (Добро побеждает зло).

МАЛЬЧИШКИ

- 5.Зачем писатель вставил (Бывают хорошие, бывают

плохие).

эпизод с мальчишками?

- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (Как выжить, что

для этого нужно).

Сирота





В соответствии с планом, вам пред


Вырезают приклеивают на ватмон








Голодный, храбрый,

любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный)..




Подчеркните эпитеты- I вар. Действия- II вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).

(Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,

оберегала, защищала).



ТЕРПЕНИЕ

ХИТРОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ЗАБОТУ

БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

ДОБРОТУ

РАВНОДУШИЕ

СОЧУВСТВИЕ

- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй


Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

1 группа

При солнышке тепло, при матери добро

Дело словом не заменишь”

Не страшись, да и не хвались”

2 группа

На друга надейся, а сам не плошай!”

Один за всех, все за одного”.

Больше дела, меньше слов”

3 группа

Мир не без добрых людей”.

Хозяин всегда себе дело найдет”

Страшна беда, пока не пришла”

Правила составления синквейна:

1.В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2.Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  1. 3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

  2. 4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  3. 5.Пятая строка – одно слово, синоним темы.


Выбрать правильную пословицу




























Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ


Познавательные:

Классифицировать информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять информацию,  обдуманно принимать решение, осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона, оценивать свою работу

РЕФЛЕКСИЯ Включение нового в систему знаний.

5 мин

Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

Словесный

Наглядный

Беседа










Ф,

И

Учитель контролирует работу обучающихся по тесту и совместно с детьми подводит итог урока.



Обучающие выставляют баллы, оценки


Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие.

Итог урока

3 мин

Формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания по теме

Словесный

Наглядный

Беседа

Ф

Организует рефлексию и самооценку детей собственной учебной деятельности на уроке.

-Что же мы называем полезными ископаемыми?


  • Я узнал на уроке ..

  • Мне было интересно потому, что ... .

  • Меня удивило ...

  • Я бы хотел(а) ….

  • Я сделал(а) вывод, что…

  • Я похвалил(а) бы себя за

Ответы детей


Дети формулируют оценку

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

Домашнее задание

1 мин




Задание: с.100-110,вопрос.7

Дети записывают задания

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!