Тема: «Уроки Детства».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Задачи урока: формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию; развивать нравственные качества (доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность); обогащать словарный запас детей.
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш урок с прослушивания замечательного стихотворения. Кира, пожалуйста. (Г.К.)
II. Мотивация и актуализация знаний.
- Ребята, о чем это стихотворение? Почему именно это стихотворение было предложено Вашему вниманию? ( Мы завершаем большой раздел, который посвящен детству).
-Верно, мы с Вами в данном разделе познакомились со многими произведениями о детстве, о детях.
III. Постановка целей и задач урока
- Детство всегда овеяно какой-то тайной, неизведанностью, желанием проникнуть во взрослый мир. Пожалуй, самое удивительное свойство детства-то, что ребёнку разрешено совершать ошибки. Почему? Да потому, что взрослый мир ему пока непонятен, ребёнок изучает его. Давайте проверим, насколько хорошо вы изучили произведения данного раздела.
Работа по теме урока.
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, попробуйте узнать по портрету,
писателя (обсуждение).
-Какие произведения данных автором мы с вами прочитали в этом разделе? (ответы детей). С. Чёрный «Когда нет никого дома. В.Д. Берестов «Сердцевина», «Пловец», А.А. Фет «Одинокий дуб», «Учись у них, у дуба, у берёзы». Молодцы!
Работа в группах
1. Соотнеси писателя и произведение.
Сейчас вы поработает в группах, не забывайте о правилах. У каждой группы на столе есть лист с тремя отрывками из произведений, которые мы уже изучили, так же имеется таблица, слева номер текста, справа ФИО автора, ваша задача сопоставить отрывок текста с его автором. Сопоставление производите с помощью стрелок. Даю Вам 3 минуты.
- Как задание будет выполнено, покажите готовность.
(Обсуждение работ групп, согласие-несогласие).
Молодцы. Справились с работой.
2. Тест по прочитанным произведениям.
Следующее задание, которое я хотела Вам предложить, это тестовая работа по произведению Ю. Нагибина «Зимний дуб». Работу вы выполняете на листочках. (выполнение теста)
По завершению работы дети меняются листом с соседом, взаимопроверка по слайду.
Ребята, все посмотрите свои отметки, которые вы получили по тесту, запомните, пожалуйста, где вы сделали ошибки, в каких вопросах, нужно будет прочитать еще раз произведение.
Физминутка.
-Предлагаю Вам отдохнуть. При изучении каждого раздела, мы с вами встречаемся с новыми словами, которые есть у нас в словаре читатели, не исключение и наш раздел «Уроки детства». Я Вам буду называть слова, если вы знаете что обозначает слово, вы прыгаете вверх и хлопаете в ладоши, сообщаете нам, что это слово обозначает.
Чело, очи, словеса, лик, ветла, полынья, пращур, венец, онуча, псалтырь, запонка.
3. Говорят персонажи.
А мы продолжаем, обратите, пожалуйста, внимание на слайд, каждой группе предлагается высказывание персонажа из прочитанных произведений. Первое высказывание для первой группы, второе для 2, и т.д. Ваша задача узнать, кто из героев произносит данные высказывания, название данного произведения и его автора. Можете приступать к обсуждению. Даю вам не более 3-х минут. Как будете готовы ответить, покажите готовность.(Обсуждение)
(Если успеем, выполним задание )
А теперь давайте поговорим о характере и о личных качествах уже известных вам героев. Представляет Вам первое произведение Шабанов Тамир (обсуждение героя, аналогичная работа проводится со вторым стихотворением).
Молодцы!
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу, сейчас попрошу каждого оценить себя, как вы считаете, знаете ли вы авторов, названия произведений, можете ли дать характеристику главного героя по теме: «Уроки детства»?
(Дети заполняют оценочный лист)
-Поднимите руку кто действительно уверен, что знает название произведений, их авторов и может охарактеризовать героев?
-Поднимите руку те, кто еще, пока, имеет трудности по данной работе?
Домашнее задание.
В завершении хотела бы вам посоветовать почитать другие произведения о детстве, это и будет Вашим домашним заданием.