1.Организационный | Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку. Выбор ролей для группы: Куратор Лаборант Архивариус Научные сотрудники | Приветствует учащихся, настраивает на работу. Делит учащихся на группы по 4 - 5 человек | Приветствуют учителя | Личностные: Позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности Коммуникативные сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания Вопросы и задания 1) Преобразуйте схему в уравнения реакций: Р → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 2) Предложите способ распознавания карбоната натрия и хлорида бария с помощью одного реагента (на выбор из предложенных). Проведите данные реакции. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. (Самопроверка и оценка работы группы) | Коррекция, координация деятельности обучающихся. Проверяет знание пройденного материала | Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников. Выполняют лабораторный опыт. Наблюдают, делают выводы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные: построение логической цепи рассуждений |
3.Целеполагание | Эпиграфом к нашему уроку может служить следующее высказывание: Бриллианты – это всего лишь кусочки угля, которые очень хорошо поработали над собой. Посмотрите на картинку на слайде, что на ней изображено? (Уголь, карандаш и алмаз). Как вы думаете, что между ними общего? На этот вопрос мы и ответим в конце урока. Как вы считаете, с какой группой химических элементов мы будем сегодня знакомиться? Совершенно верно! А знакомиться с этой группой мы будем на примере следующего вещества: Из меня состоит все живое, Я – графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель. Определим план изучения темы. | Привлекает учащихся к определению темы и постановке цели урока Предлагает методом мозгового штурма определить пункты плана урока | Делают предположения. Определяют цель урока, план изучения углерода Накидывают пункты плана методом мозгового штурма Знакомятся с планом, предложенным на слайде. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Умение составлять план работы |
4. Изучение нового материала. | Вопросы и задания 1) Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов? Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов? 2) Охарактеризуйте электронное строение атома углерода. 3) Напишите электронную конфигурацию атома углерода 4) Укажите высшее и низшее значение степени окисления углерода в соединениях. 5) Приведите примеры углерода как простого вещества. Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 6) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки алмаза. 7) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки графита. Опишите известные вам физические свойства графита. Как связаны свойства графита с областями его применения? 8) Что вам известно о фуллерене и графене? Послушайте сообщение 9) Как можно химическим путем доказать, что алмаз и графит являются аллотропными видоизменениями одного и того же химического элемента? Демонстрационный опыт. Взаимодействие сахара с серной кислотой 10) Выпишите определение адсорбции в тетрадь. Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля? 11) Виртуальная экскурсия (немного истории по презентации) 12) Нахождение в природе 13) Применение | Организует работу по презентации, по заданиям с раздаточного листа. Организует обсуждение прочитанного текста, прослушанных сообщений, проведённого опыта. Показывает опыт Вводит понятие Адсорбции. Рассказывает о применении активированного угля и демонстрирует его. | Определяют положение углерода в ПСХЭ, строение атома, возможные степени окисления. Сравнивают строение атомов углерода и кремния Вспоминают материал об аллотропии и её причинах. Строят модели атомов алмаза и графита. Изучают строение и свойства алмаза и графита, выявляют причины их отличий. Заполняют таблицу Обсуждают опыт. Дают ответ на проблемный вопрос. Наблюдают, делают выводы относительно адсорбирующей способности активированного угля. Делают записи в тетради. | Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица) Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Аналитический. Закрепление изученного. Рефлексия | Возвратимся к плану, который составили в начале урока. Всё ли мы с вами выполнили? Выполните тест с раздаточного листа. Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок. Так что же общего между алмазом, карандашом и углем? Почему алмаз твердый, а графит мягкий? Поставьте себе на оценочных листах отметки за урок, а кураторов попрошу подвести общие итоги | Организует работу по повторению. Выставляет и комментирует оценки за урок. | Соотносят материал урока и составленный план. Обучающиеся устно отвечают на проблемные вопросы урока. Оценивают свою работу | Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; |