СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории древнего мира "Индийские касты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по истории для 5 класса в рамках ФГОС по теме "Индийские касты". Урок разработан на 30 минут в рамках конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории древнего мира "Индийские касты"»

Конспект открытого урока по истории «Индийские касты» в 5 классе по ФГОС


Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

- самостоятельно делать выводы;

– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные:

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– планировать пути достижения целей;

– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге;

–слушать и понимать других;

– работать в группах

Личностные:

- Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов


Основные понятия, изучаемые на уроке: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.






























Организационная структура урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об Индии. Но вот нам доставлена посылка из Индии. А вам интересно, что в ней? А открыть эту посылку сможет только тот, кто сможет выполнить все задания, захочет узнать новое об удивительной стране Индия, помочь однокласснику, если ему будет трудно.

  1. Этап актуализации и постановки проблемы

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Там записаны слова. (БРАХМАНЫ, ВОЙНЫ, СЛУГИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, НЕПРИКАСАЕМЫЕ)

Как Вы думаете, что они обозначают и о чем здесь идет речь….????

А что же это за люди? Можем ли мы дать более общее определение для характеристики всех этих людей? (если не назовут слово, то ребус)

А о каком государстве мы говорим? (Индия). Значит касты какие? (индийские)

Вот мы и сформулировали тему урока. (записываем в тетрадь)

А как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (дети предлагают варианты, я их фиксирую на доске и должна подвести к основным позициям, т.е.

  1. Что такое касты? Сформулировать определение

  2. Откуда они взялись? Происхождение

  3. Основные занятия и особенности жизни каждой из каст.)

  1. Этап реализации проблемы

1.Что такое каста? (пробуем сформулировать)

Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. (записываем в тетрадь)

2.Происхождение каст. Для этого я предлагаю вам посмотреть мультфильм, сделанный ребятами о происхождении индийских каст. (видео 2 мин). А теперь откуда взялись закрепляем надписями на доске.


Физкультминутка

Давайте прогуляемся по индийским джунглям.

  1. Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем (повторяем несколько раз)

  2. Идем по тропинке (ходьба на месте) стараемся высоко поднимать ноги (вдруг нам встретятся змеи)

  3. Увидели птицу слева, справа (поворачиваем голову)

  4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

  5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя руками)

  6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивание). Присаживаемся.


3.Основные занятия и особенности жизни.

Каждому ученику дается табличка – одна из каст, там есть подсказки, которую нужно заполнить за 5 минут

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы (I группа)

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии) (II группа)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука


Земледельцы (вайшью) III группа)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали


Слуги (шудры) (IV группа)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Неприкасаемые (V группа)

Не принадлежали ни к какой касте.




Рассказали, выводы сделали

Молодцы. А теперь давайте с вами посмотрим, что же у нас было в посылке: там картинка с шахматами….

Почему шахматы. Индия являлась родиной шахмат. В древней индии войско состояло из пехоты, конницы, колесницы, и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество зависит не от количества воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник-брахман. В Индии придумали игру для царей – шахматы (фигурку колесницы называют ладьей, а советника – ферзем)

Давайте подведем итог нашему с вами уроку:

Каждый из вас выбирает один цветок того цвета, в зависимости от того, как прошел урок сегодня для него:

Красный цвет – если на уроке все было ясно и понятно

Желтый или оранжевый – если что-то осталось неясным




Домашнее задание: когда вы будете уходить, на столе будут лежать листочки с д/з, сформулированные по уровню сложности


параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»


Каста неприкасаемых находится за пределами общественного деления Индии. Они работают на самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и занимаются выделкой кож. Для неприкасаемых закрыты двери храмов. Люди ничего не могут сделать со своим положением, определяющимся только по праву рождения. Вход во дворы домов любого из членов высших каст неприкасаемым строго воспрещен, а того, кто рискнет осквернить общественный колодец своим ведром, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.













С.101-103 пункт 2. Как брахманы приносили жертвы, пункт 3. Периоды жизни брахмана.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый


Жизнь делилась на 3 периода:


С. 103-104 пункт 4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Воины (кшатрии) (II группа)

красный


Считали, что


С. 103-104 пункт 4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Земледельцы (вайшью) III группа)

желтый


Относились к слугам……


С. 103-104 пункт 4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Слуги (шудры) (IV группа)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права


С.104 пункт 5. Неприкасаемые

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Неприкасаемые (V группа)





Методы работы на уроке:

Основные методы:


1. объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов, применение компьютерных технологий и т.д.;


2. репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование;


3. проблемное изложение изучаемого материала;


4. частично-поисковый, или эвристический метод;



Фронтальная форма познавательной деятельности


Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.


Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семина­рах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Работа в парах.


Здесь общее задание делится между чле­нами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся со­седних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а ос­тальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

























Жрецы (брахманы)

Воины (кшатрии)

Земледельцы (вайшью)

Слуги (шудры)




параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»



параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»



параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»



параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»



параграф 21 читать. + подготовить сообщение об изобретениях древних индийцев.


параграф 21 читать + Составить синквейн «Касты», «Буддизм» Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину.


параграф 21 читать + Найти информацию в СМИ «Существует ли кастовое деление общества в современной Индии»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!