СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории»

«Олимпийские игры» (ФГОС).

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.


Планируемые результаты

личностные:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

  • развивать умение работать в коллективе;

  • оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;

  • привлечь к занятию спортом;

метапредметные:

  • проанализировать информацию, полученную из исторических источников;

  • сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;

  • предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

предметные:

Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;

Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;

Пятиборье - система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;

Ипподром - место для проведения конных состязаний;

1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)

Судьи – элленодики

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Расскажите о общегреческих праздниках стр 168 Создание проблемной ситуации. . Учитель Недавно на адрес нашей школы для нас с вами пришло письмо от неизвестного автора (внимание на слайд!) , в котором он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

  • Скажите, любезный, а куда все спешат?

  • А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

  • А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...

  • Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...»

  • Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх) .

  • Сформулируйте тему урока.

«Олимпийские игры». (Записать тему в тетрадь)

СЛАЙД У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!»

-Ребята, а что же вы узнали из письма об олимпийских играх?

- Каким образом добирались на Олимпиаду? (Пешком, на повозках, на кораблях).

- Как часто проводились Олимпийские игры в древности? (1 раз в 4 года).

-Назовите место проведения игр. (Юг Греции, Пелопоннес г.Олимпия).

- Сколько дней продолжались Олимпийские игры (5 дней).

- Кого называют атлетом? (Человек крепкого телосложения, силач, участник соревнований)

- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).

-Какое обязательное условие должны были соблюдать все полисы во время проведения Олимпийских игр? (Объявлялся священный мир).

- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? (Когда появились игры, какой порядок проведения, какие были виды состязаний, как награждали победителей и т.д.). Об этом вы непременно узнаете при изучении вопросов нашего плана урока:

1. История возникновения Олимпийских игр.

2. Организация и проведение Олимпийских игр.

3. Знаменитые атлеты.

Слайд № 3 Постановка проблемного вопроса: К концу урока мы с вами должны ответить на вопрос: « Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

Не случайно музыканты посвящали им гимны, художники писали картины, поэты воспевали в стихах.

III. Усвоение новых знаний.

СЛАЙД Работа с картой

Перед вами карта Древней Греции. Мы уже знаем, что Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции - Пелопоннес, где протекает река Алфей. Здесь находился долина Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также были расположены места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром.

Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.

Именно здесь в Олимпии зародились игры в честь самого главного бога Древней Греции, которые стали называться Олимпийские игры.

Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.

Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции.

Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

Первые Олимпийские игры состоялись в июне 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого «олимпийского летоисчисления» (запишите дату и определение в свои тетради).


Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько мифов об основании Олимпийских игр

Миф об основании Олимпийских игр»

Миф о возникновении Олимпийских игр.

Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.


Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.


-Представьте, что мы с вами прибыли в Олимпию. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. Огромный стадион продолговатой формы. 60 тыс. зрителей заняли места с вечера или с раннего утра. Ведь билета покупать не надо. Зрители стоят, сидят или лежат, здесь же корзины с едой, одеяла. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими криками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.

Кто мог участвовать в играх ? стр 169 посл абзац


В состязаниях могли участвовать только свободные греки: богатые и бедные; знатные и незнатные. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления


- Давайте узнаем, как шла подготовка к играм. Для этого нам необходимо прочитать стр 170. «Как готовились к играм»


К играм готовились 10 месяцев до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлеты выступали на играх как посланцы определённых государств и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Олимпийские игры действительно были самым любимым и главным праздником всех Греков. Сотни спортсменов и десятки тысяч зрителей приходили и приезжали в Олимпию.


Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Выпишите новое слово себе в тетради.


- Мы уже сказали : Сколько дней продолжались Олимпийские игры ( 5 дней)

Пять незабываемых дней. Стр 172 по группам

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Проводились игры в течение 5 дней.

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города. После того, как принесли жертву Богам, атлеты и судьи дали клятву.



СЛАЙД Работа с текстом клятвы.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова! Клятва чести

«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».

ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду соблюдать правила ».

Судьи – элленодики(записать)- клялись выносить справедливые решения.

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем ,что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.


Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.


Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.


2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение

Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта


В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя). Его именем называется вся олимпиада. Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца. . Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка.

Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верхнюю часть туловища вперед и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг, маленькие-1.5 кг.

А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.


4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований)(запись в тетради) Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются.


. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке.


Физкультминутка

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.


Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!


5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город.

Въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город.

Во всех районах Древней Греции были свои герои. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.


Вопрос учащимся:

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Учитель:

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.

Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации


Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: (записать) дом задание

Милон Кротонский, Полидам, Феаген

Дополнение учителя при наличии времени: Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э.. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора одержали победы и после традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать…

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

СЛАЙД Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

СЛАЙД - Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.


СЛАЙД

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.


Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, имеют большое значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, , -- посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей».


1 -Ребята, а , когда в нашей стране будут проходить Олимпийские игры? 2014 -Сочи 23 зимние 2018-Южная Корея Пхёнчхан откр 15 февр


  1. Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).







Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление нового материала.

1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх

4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?


2..Как вариант можно предложить тест.

Тест «Да или нет» (на каждый вопрос вам необходимо ответить только «да» или «нет»).

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да




Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале нашего урока.

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

(ОТВЕТ: посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 10-ти месячная подготовка к О.И.)

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА НА МЕСТАХ. (Приложение)



Рефлексия

А сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение:

Сегодня на уроке, я узнал, что….

V. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Параграф 39-40 Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: (записать) дом задание



V1. Подведение итогов урока.

Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметить работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.















Кроссворд «Олимпийские игры».

По горизонтали:

1.Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.

2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

3.Спортивный снаряд дискобола?

4. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских игр.

По вертикали:

1.Кому запрещалось присутствовать на играх?

2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач?

3.Победитель Олимпийских игр.

4. Главное состязание Олимпийских игр.

5. Место проведения игр.

6. Место для проведения конных состязаний











4




















2

















2

















1




3




5




6






1
























































4






































































































































3























:
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!