Итак, начинаем наше увлекательное путешествие. История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их. Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси? Ученики: Она внесла огромный вклад в духовное (культурное) и нравственное развитие Древней Руси., повлияла на все сферы жизнедеятельности древнерусского государства(музыка, архитектура, литература, живопись и т.д.), определила основные пути их развития. Учитель: Под влиянием какого исторического события это произошло? Ученики: под влиянием принятия крещения на Руси. Учитель: В каком году произошло крещение Руси? При каком князе? Ученики: при князе Владимире, в 988 г. Учитель: Каковы причины христианизации Руси? Ученики (совместно с учителем дают полный ответ): Во-первых, Киевский князь стал равным среди всех христианских монархов Европы. Это принципиально изменило и сам статус Древнерусского государства. Во-вторых, на Киевского князя византийская религия распространяла представление как о помазаннике божьем. В-третьих, правящий класс получал идеологию для укрепления своей власти. В-четвёртых, восточные славяне получили обоснование единства Древнерусского государства. В-пятых, принятие христианства дало толчок развитию культуры (письменности и образования). Учитель: Молодцы, ребята! Именно эти исторические события того времени повлияли на развитие архитектуры Руси. Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего? (Слайды 4-10) Ученики: У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже по-видимому имеют крест, они построены из камня. Учитель: Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов? Ученики: такое композиционное построение соборов было заимствовано из Византии, крестово-купольный храм- это храм, в основании которого крест, а увенчан этот храм куполом. Учитель: Молодцы ребята! Но дадим более научное определение данному понятию, запишите его в тетрадь и сделайте чертеж. (Слайд 11-Определение Крестово-купольного храма и план). Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? Ученики: Из-за того, что многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества. Учитель: Верно, но, несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями. Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, (Слайд 12) т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). (Слайд 13-14)Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? Ученики: Он построен при Ярославе Мудром. Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм? Ученики: Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Учитель: Верно, ребята,Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? Ученики: Новгороде и Полоцке. Учитель: Молодцы, верно в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской. (Слайды 15-16). Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства? Ученики: Он необычайно красив и монолитен! Всё архитектурное сооружение дает ощущение защиты и спокойствия . Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Ученики: Ассоциация с крепостью, нерушимой опорой! Учитель: Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? Ученики: Нового: 5 куполов, сгруппированных в центре, глубокие, длинные проемы окон. По-видимому храм играл роль - место защиты. Учитель: Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве. (Слайд 17) Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать? Ученики (совместно с учителем): По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Учитель: Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов? Ученики:… Учитель: Спасибо, ребята, за ответы, Вы все говорите правильно! Прошу обратить внимание, появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? Ученики: Феодальная раздробленность. Учитель: Верно, мы с вами знаем, что Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? Ученики: войны. Учитель: Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? Ученики: да, повлияет, как нам известно в то времяразвиваются местные школы каменного зодчества. Учитель: Молодцы ребята, стоит отметить, что наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа. Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его. (Слайды 18-19) Какое впечатление оказывает на вас этот собор? Ученики: Это прекрасное произведение искусства, первое что бросается в глаза - богато декорированный фасад. Со всех четырех сторон стены покрыты роскошным декором. Он блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора. Смотришь на этот храм, и наслаждаешься всей красотой внешнего облика. Учитель: Великолепно, ребята! По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Посмотрите, что изображено на фасадах? (Слайд 20) Ученики: На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Учитель: Правильно, но помимо этого, особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо. |