СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Обучающая:

- выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела;

- введение такой характеристики вещества, как плотность:

- выяснение физического смысла плотности;

- формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях.

2. Развивающая:

- развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы;

- развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

- развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.

 

3. Воспитательная:

- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;

- воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Оборудование для проведения практических работ: весы, тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объема.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике в 7 классе»

Открытый урок по физике в 7 классе
«Плотность вещества»

Подготовила и провёл:

учитель физики

Рагимов Р.Г.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Обучающая:

- выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела;

- введение такой характеристики вещества, как плотность:

- выяснение физического смысла плотности;

- формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях.

2. Развивающая:

- развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы;

- развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

- развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.



3. Воспитательная:

- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;

- воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Оборудование для проведения практических работ: весы, тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объема.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте ребята, садитесь.

2. Мотивация

Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.

Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках:

1. Что такое масса? (Масса - физическая величина, характеризующая инертные свойства тел)

2. Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии)

3. Как обозначается масса?

4. В каких единицах измеряется измеряется?

5. С помощью какого прибора измеряют массу?

А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем.

  1. Как обозначается объем?

  2. В каких единицах измеряется?

  3. Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

  4. Как найти объем тела неправильной формы?

3. Определение темы и целей урока

- Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». А если эти вещества взять одинакового объёма? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему?

- Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах в наборе № 1 два цилиндра, сравните их объёмы? (Они одинаковые) Как вы думаете, а массы будут какими?

- Давайте сравним их массы с помощью весов. (сравнивают массу на рычажных весах)

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной).

- А теперь выполним другой опыт. Возьмите цилиндры из набора № 2. Что вы можете сказать про их объемы? (они разные) А про массы?

- Давайте сравним их массы. Что вы увидели? (массы одинаковые) Как вы думаете почему? (они сделаны из разных веществ, у тел с одинаковой массой может быть разный объем)

- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? (зависит)

- Как вы думаете, а почему так? (разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее)

- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА» (откройте тетради, запишите тему урока и дату на полях)

- А теперь давайте вместе определим цели урока, что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться? (узнать: что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, ее единицы измерения)

4. Изучение нового:

- В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная. Что вы можете сказать сравнив, массы приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров? (у одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.)

- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали.

А теперь главное:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Еще раз повторю:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Ну а теперь внимательно прослушайте определение

Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.

Плотность обозначается буквой ρ.

А теперь мы вместе выполним очень сложное задание: мы получим формулу для вычисления плотности.

Используйте подсказку: масса равномерно распределяется по объему. Какое действие в математике по смыслу ближе к слову распределение? Подумайте и каждый на листе напишите маркером формулу для вычисления плотности. Покажите ваши листы.

И так, как же вычислить плотность?

А теперь прочитаем формулу физически, заменив слово деление на слово отношение.

Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Так как плотность это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте ее определим.

- В каких единицах в СИ измеряется масса? А объем?

- Тогда единица измерения плотности будет? (кг/м3)

Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = 1кг/м3

Также мы будем использовать еще одну более мелкую единицу измерения плотности - 1г/см3.

5. Физпауза

Нам еще предстоит много работы, так что сделаем перерыв на гимнастику для глаз.

6. Закрепление изученного

- Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении различных задач. Ребята, откройте учебник на странице 50-51, и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.

(Далее учитель рассказывает о таблицах, по какому принципу они делятся. Как составлены.)

- Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.

- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы!

- Теперь давайте выясним, что же показывает плотность, каков ее смысл.

- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.

7. Применение нового знания

Ну а теперь, ребята, я предлагаю вам выполнить практические задания по группам. У каждой группы на партах есть набор оборудования и конверт, в котором задание для вас. Предлагаю вам их выполнить вместе. (выполняя измерения объема, находят плотность, массы известны).

Вопросы для отчета:

  1. Какие величины вам необходимо было узнать для выполнения задания?

  2. Как вы их нашли?

  3. Какой получился результат в г/см3. А в кг/м3?

  4. Трудное ли было задание?

  5. Сможете ли вы научить других ребят определять плотность?

8. Рефлексия. Домашнее задание.

Оцените свою работу на уроке в листках учета знаний и сдайте мне. Я просмотрю их и на следующем уроке вы узнаете свои оценки.

Запишите в дневник домашнее задание.

Изучить § 21, ответить на вопросы к § 21,

выполнить упражнение 7

(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)

Выполнив домашнюю работу, вы должны знать определение плотности, ее формулу, уметь пользоваться таблицей плотностей веществ.

Мы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте подведем итог.

  1. Что нового вы сегодня узнали?

  2. Сможете ли вы определить плотность веществ, которых нет таблице?

  3. Что вызвало у вас затруднения?

  4. А что понравилось?

Спасибо вам, ребята, за урок. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!