СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные — опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, научить учащихся используя закон Ома решать расчетные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи" 8 класс»

Открытый урок по физике на тему

"Закон Ома для участка цепи" (8-й класс)


Цели урока:

Образовательные — опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, научить учащихся используя закон Ома решать расчетные задачи.

Воспитательные — приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске; точности оформления и чтения графиков; доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.

Развивающие — продолжать развивать умение анализировать условия заданий, проводить анализ и оценку работы одноклассников



1 .Организационный  момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! 

 Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие?

- Сила тока, напряжение, и сопротивление,

-Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

- Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

-Правильно! А как называется такая зависимость?

- Прямая зависимость!

-Верно! И графиком этой зависимости будет прямая! Но ведь у нас еще есть третья величина - сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

- Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.



2. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

  • Назвать величину.

  • Что характеризует данная величина?;

  • Как обозначается?

  • В каких единицах измеряется?

  • Каким прибором измеряется?

  • По какой формуле вычисляется?

Напряжение

Сила тока

Сопротивление

Напряжение характеризует электрическое поле в проводнике – «пастух»

Характеризует электрический ток в проводнике – 
какой заряд, то есть сколько электронов пройдут 
по проводнику  за 1 с

Характеризует сам проводник (или цепь)

Обозначается буквой U

Обозначается буквой I

Обозначается буквой R

Единица напряжения 1 В

Единица напряжения 1 А

Единица измерения 1 Ом

Измеряется вольтметром

Измеряется амперметром

Измеряется омметром

Вычисляется по формуле: 

Вычисляется по формуле: 

Вычисляется по формуле: 

Эти физические величины мы изучали по отдельности, но ведь они существуют и характеризуют нечто общее – электрическую цепь. Значит, они должны быть связаны между собой.  На прошлом уроке мы установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

Учитель:  А как называется такая зависимость?

Ученик: Прямая зависимость!

Учитель: Графиком этой зависимости будет прямая! Мы установили зависимость между силой тока и напряжением, но у нас еще есть третья величина –  сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Учитель: Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи. На этом уроке вы должны

-научиться установить зависимость между силой тока, напряжением на участке электрической цепи и сопротивлением этого участка;

-познакомитесь с формулировкой Закона Ома;

-опытным путем определите численные значения силы тока и сопротивления;

- научитесь собирать простейшие электрические цепи, правильно изображать и читать схемы.

-Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называют законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827г.



Закон Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

U=I*R


UU=I*R

I=

R



R=U/I





I-сила тока в участке цепи

U-напряжение на этом участке

R-сопротивление участка


Единицы измерения

[ I ]=[A]

[U]=[В]

[R]=[Ом]


1A=

1 Ом

3. Закрепление изученного материала

Цель: проверка уровня усвоения материала и умения применять на практике.

1. Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.

Познакомимся с  классификацией задач по теме «Закон Ома»:

а) Решение задач.

Задача 1

А) U=20 В, R=10 Ом, I-?

Б)I=10А, R=5 Ом, U-?

В) I=5А, U=15В, R-?

Задача 2

Определите силу тока в проводнике сопротивлением 25 Ом, на концах которого напряжение равно 7,5В.



2. Логические задачи на понимание взаимосвязи между током, напряжением и сопротивлением цепи

1. Напряжение в цепи увеличили в 4 раза. Как изменится сила тока в такой цепи?

(Ответ: так как сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению в ней, то при увеличении напряжения в 4 раза и сила тока увеличится в 4 раза (при неизменном сопротивлении цепи)).

2. Сопротивление цепи увеличили в 2 раза. Как изменится сила тока, если напряжение в цепи останется неизменным?

(Ответ: так как сила тока в цепи обратно пропорциональна сопротивлению цепи, то при увеличении сопротивления в 2 раза сила тока уменьшится в 2 раза (при неизменном напряжении)).

3. Расчетные задачи на применение закона Ома

1. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента (спирали внутри корпуса) равно 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

2. Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определить напряжение, под которым находится лампа.

3. Сила тока в спирали электрической плитки равна  5 А. Напряжение, под которым находится плитка, равно 200 В. Определить сопротивление спирали.

4. Задача-график

Пользуясь графиком зависимости силы тока от напряжения между его концами, определить сопротивление этого проводника.

4. Домашнее задание:  § 44, упр.29 (2,3,4).

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

5. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке вы познакомились с одним из важных законов при изучении электрических явлений “Закон Ома для участка цепи”. Научились  устанавливать зависимость физических величин путем проведения эксперимента, решения задач. 
1. Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома? 
2. В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
3.Что понравилось на уроке?
4. Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными?

6. Рефлексия (показать картинку со смайликом).

  • На уроке было комфортно и все понятно.

  • На уроке немного затруднялся, не все понятно.

  • На уроке было трудно, ничего не понял.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!