План проведения открытого урока по дисциплине «математика»
Тема: «Логарифмические преобразования и уравнения»
для учащихся 10 класса
Урок обобщения изученного материала
Автор разработки
учитель математики
Черемина Светлана Алексеевна
г.Краснодар 2016 год
АННОТАЦИЯ
Авторская разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Логарифмические преобразования и уравнения».
Урок посвящен проблеме систематизации и обобщению знаний и умений преобразовывать логарифмические выражения с помощью определения, свойств логарифма и логарифмических функций, применение их при решении логарифмических уравнений различными методами.
Урок разработан для учащихся 10 класса. На уроке используется презентация «Логарифмические преобразования и уравнения», а также работа с интерактивной доской.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного урока – повторение теоретического материала, основных формул и способов логарифмических преобразований и решение логарифмических уравнений различными методами.
Урок разработан дляучащихся 10 класса как урок обобщения. На уроке решаются задания, подобные экзаменационным задачам для того чтобы учащиеся имели представление о требованиях экзамена.
Урок состоит из 4 частей:
Повторение теоретического материала.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы, решение уравнений у доски.
Самостоятельная работа обучающего характера.
Решение задания части С для наиболее подготовленных учеников.
На уроке применяется презентация Power Point, а также работа с интерактивной доской.
Тема урока: «Логарифмические преобразования и уравнения»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по данной теме.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить умения преобразовывать логарифмические выражения с помощью определения и свойств логарифмов;
Систематизировать знания и умения учащихся по применению методов решения логарифмических уравнений.
2. Развивающие:
Развитие операций мышления (обобщения, анализа, выделения главного).
Развитие культуры математической речи, интереса и внимания.
Развитие навыков сотрудничества.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к изучению математики.
Воспитание стремления к самосовершенствованию.
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
Методы: наглядно – иллюстративный; самостоятельная работа с последующей проверкой.
Используемые технологии: информационно – компьютерная технология с использованием презентации к уроку.
Мотивация учащихся: подготовка к экзамену для успешной сдачи его, возможность самостоятельно выбрать учебные упражнения, проанализировать свои ошибки.
Оборудование: проектор для воспроизведения презентации Microsoft Power Point, интерактивная доска для работы на уроке.
Ход урока.
Организационный момент (5мин)
Здравствуйте, студенты и гости, присутствующие на нашем занятии.
Цель нашего занятия: обобщить и систематизировать знания по теме: «Логарифмические преобразования и уравнения» (слайд 1)
Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова великого ученого П.С.Лапласа
«Изобретение логарифма,
сократив работу астронома,
продлило ему жизнь»
Фронтальный опрос
А сейчас проведем фронтальный опрос по теории для того, чтобы частично подкорректировать знания. Студенты отвечают на вопросы, а затем показывается слад
Дайте определение логарифма? (слайд 2)
«Логарифмом числа b по основанию a, где a 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить b:
log a b = x ax = b при a0, a≠1, b0»
Что обозначает логарифм с основанием 10? ( называется десятичным логарифмом) (слайд 2)
Что обозначает логарифм с основанием е? (е ≈ 2,7) (называется натуральным логарифмом) (слайд 2).
Как еще можно записать определение логарифма? ( можно записать по-другому):
Как называется такое равенство?».
Студенты отвечают, что такое равенство называется основным логарифмическим тождеством.
Устное решение примеров на применение определения и основного логарифмического равенства (слайд 4)
1) log216 = 4, т.к. 24 = 16,
2) log3 = -2, т.к. 3-2 = ,
3) 3log318 =18,
4) 8 log25 = (23)log25 = 53 = 125.
Назовите основные свойства логарифмов и сопоставьте начало каждого свойства с его окончанием на интерактивной доске. (Слайд 5).
Один студент у интерактивной доски сопоставляет, с помощью стрелок, начало и окончание каждого свойства. Далее все проверяют правильность выполнения задания (на слайде 5 появляются стрелки)
Также преподаватель напоминает не основные свойства логарифмов, но которые тоже полезно знать и уметь применять (слайд 6)
logab =
logan bm = log ab при а0, а≠1, b0.
logan b = logab при а0, а≠1, b0.
Этап закрепления материала (10 мин)
Решение примеров на применение свойств логарифмов. Учащиеся комментируют, дополняют, заполняют пропуски в решениях и проверяют правильность выполнения заданий (слайды 7 + интерактивная доска для заполнений пропусков)
Далее учитель вызывает учащихся, по одному, к интерактивной доске решать задания по данной теме (слайды 8,9,10,11), с последующей проверкой.
Вычислите:
Ответ: -
Ответ: 0,7
Ответ: 3
Найдите , если = m.
Ответ: -4m
4. Систематизация умений решать задания стандартного уровня. Повторение алгоритмов при решении логарифмических уравнений.
1) Вы видите равенства содержащие переменную (слайд 13).
2) Как называют эти равенства? Что общего у них? (эти равенства содержащие переменную под знаком логарифма называют логарифмическими уравнениями).
3) Какие знания будут нам необходимы для решения логарифмических уравнений? (слай 14)
Чтобы решить логарифмические уравнения нужно знать:
4) Назовите методы решения логарифмических уравнений?(слайд 15)
Студенты называют методы решения логарифмических уравнений, кратко комментируют сущность каждого.
Методы решения логарифмических уравнений.
по определению;
метод потенцирования;
преобразование уравнения по формулам;
введение новой переменной;
логарифмирование обеих частей уравнения;
приведение логарифмов к одному и тому же основанию;
функционально-графический.
5)Укажите метод, которым следует решать уравнение? (слайд 15)
6) Сформулируйте алгоритм (план) решения логарифмического уравнения?
(слайд 16).
Учащиеся отвечают:
Записать условия, задающие ОДЗ.
Выбрать метод решения.
Решить уравнение.
Проверить получившиеся корни, подставив их в условия ОДЗ.
При записи ответа, исключить посторонние корни.
Решить уравнения, используя алгоритм и методы решения.
На доске записаны 3 уравнения. К доске выходят по желанию учащиеся и решают логарифмические уравнения. Задания дифференцированы.
1) ;
2) ;
3) .
5. Самостоятельная работа (разноуровневая)
Обучающиеся, которые первыми решили логарифмические уравнения получают карточки с разноуровневыми заданиями по теме. Ребята выбирают любые уравнения.
Вариант 1. | Вариант 2. |
I уровень на «3»: | I уровень на «3»: |
1. ; 2. ; 3. ; 4. ; | 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; |
II уровень на «4»: | II уровень на «4»: |
| |
III уровень на «5»: | III уровень на «5»: |
1. ; 2. ; 3. ; 4. ; | 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; |
Итог урока.
Какие уравнения мы сегодня решали на уроке?
Какие знания нам помогали их решать?
Домашнее задание
Решить тест он-лайн вариант 5 http://ege.yandex.ru/math/X
Подведение итогов, выставление оценок
Студенты сдают преподавателю индивидуальные карты.
№ ФИО учащихся | Работа устно | Решение заданий | Выполнение сам. работы | Общая оценка |
| | | | |
Список литературы
1. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч.
Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)
2. А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — М. : Мнемозина, 2009.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс В 2 ч.Ч. 2.
Задачник для учащихся общеобразовательньх учреждений (профильный уровень)
3.А. Г. Мордкович, Денищева Л.О., Звавич Л.И. и др. под ред. А. Г. Мордковича. — 3-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2009.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef77265a-595e-428b-868d-02f73703c187/?from=a87d6303-ae07-46dd-a18a-855c725fb448&
http://ege.yandex.ru/math/X
САМОАНАЛИЗ
Урок проводился у10 класса. Учащиеся очень серьезно отнеслись к теме. Данный урок – обобщение знаний и это подготовка к экзамену. Здесь повторяется теоретический материал: свойства и определение логарифма, способы преобразований логарифмических выражений, решение уравнений различными методами и решение разноуровневых заданий. Знание теории помогает учащимся объяснить решение каждого задания, для того чтобы, в дальнейшем, успешно написать экзамен.