СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии "Ухо и слух"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии для 8-9 класса по разделу Человек

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии "Ухо и слух"»

Открытый урок в 9 классе по теме: «Ухо и слух»

Цель урока: изучить строение слухового анализатора и правила гигиены слуха у человека

Задачи урока:

  • Образовательная:  выявить особенности взаимосвязи всех отделов уха; познакомить учащихся с интересными и научными фактами по теме, сформировать и закрепить знания по гигиене слуха, продолжать формировать умение работать с дополнительной литературой, обобщать знания и делать выводы;

  • Воспитательная: продолжать этическое и эстетическое воспитание учащихся, ориентируя на сложное строение организма человека, углубляя знания по анатомии, воспитывать потребность в бережном отношении к своему здоровью;

  • Развивающая: развивать самостоятельность мышления, стимулируя интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; выработать умение применять знания для обобщения материала; развивать умение работать с учебником, выделяя главное, и конспектом при составлении таблиц и схем.

Межпредметные связи: биология, история , медицина, экология, музыка;

Оборудование:  макет строения уха, раздаточный материал, рабочие карточки. презентация, компьютер, проектор, экран.

Структура урока: комбинированный урок с изучением нового материала.

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Встаньте ровно. Настройтесь на хорошую учёбу. Садитесь

ІI. Мотивация и целеполагание

Учитель. Полюбуйтесь прекрасным видом и послушайте чарующие звуки природы. Благодаря каким органам чувств мы можем ощущать все это? Благодаря органу зрения и слуха. С органом зрения мы познакомились на прошлом уроке. А тема нашего урока: «Ухо и слух». 

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное - общение с окружающими людьми.

Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Как вы думаете, что мы сегодня изучим на уроке? (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на слух. 

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель: Более 90% информации человек получает с помощью органа зрения и лишь небольшую его часть с помощью слуха. Но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.


     1. Значение слухового анализатора.

Речь и слух тесно связаны. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.


2. Задание 1. Вспомните, что называют анализатором. Из каких частей он состоит? Расставьте части слухового анализатора по порядку (работа учащихся в рабочей карточке).


3.  Строение органа слуха

Учитель: Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно.

Посмотрите на рисунок и скажите: сколько отделов уха различают, назовите эти отделы.

Ответы учащихся: В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо.


Итак, наружное ухо состоит из …(ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки).

Ушная раковина состоит из хряща, покрытого кожей. Какую функцию выполняет ушная раковина? (Ответы учащихся)

Рассказ учащегося (Ясенок Иван): Французский врач Поль Ножье рассматривал наружное ухо как перевернутый эмбрион в утробе матери, причем, в ушной paковине тело человека и все его органы проецируются так же, как в коре головного мозга. Внутренне строение эмбриона и форма ушной paковины пpaктически идентичны. Если наложить изображение эмбриона и ушной paковины друг на друга, то обнаружится, что биологически активные точки на ушной paковине расположены именно там, где у зародыша находится соответствующий внутренний орган. В 1957 году Ножье описал топографию точек и зон на ушной paковине. В настоящее время иглотерапию применяют для лечения аллергических заболеваний, болевых синдромов, при гипертонической болезни и ряде других заболеваний.

Демонстрация слайдов с нарушением строения ушной раковины.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой сфере деятельности человека кроме медицины могут пригодиться знания и строении ушной раковины? (ответы учащихся)

Бертильона́ж — система идентификации преступников по их антропометрическим данным (строению ушной раковины) ; получила название по имени её изобретателя, — французского юриста и изобретателя Альфонса Бертильона. Применялась в криминалистике,

Физкультминутка: Массаж ушной раковины»

Учитель: Наружный слуховой проход имеет длину около 3,5 см. Он прекрасно усиливает звуковые волны. В нём имеются волоски и железы, выделяющие ушную серу – липкое жёлтое вещество.

Ребята, а вы знаете, кто такой "копуша"? (Ответы учащихся). Правильно, так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое отношение "копуша" имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Заглянем в историю.


Рассказ учащегося (Степанов Степан): В Новгородском историко-археологическом музее-заповеднике в витринах можно увидеть найденные при раскопках палочки - "копушечки". В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно их делали их дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. Позже, так стали называть любого, кто уделял много внимание второстепенным, мелочным заботам. "Копушечками" прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы.

Учитель: Ребята. А нужно ли постоянно чистить слуховые проходы от серы? Ответы учащихся

Современная гигиена и медицина отвечает на этот вопрос отрицательно. Достаточно периодически промывать теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако, и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предмета - спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит: к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез - повышенной выработке серы. Она может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образую серную пробку, что приводит к снижению слуха.

Врачи-отоларингологи легко удаляют серные пробки. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях. Вспомните фильм "Кавказская пленница" Леонида Гайдая. В действительности никаких уколов таким шприцем никогда никому не делают.


Учитель: Барабанная перепонка образована соединительной тканью и имеет толщину всего лишь 0,1 мм. Она преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.


Задание 2 . Вспомните строение наружного уха . Из каких частей оно состоит?  Запишите их в рабочую карточку (работа учащихся в рабочей карточке).


Среднее ухо – полость, заполненная воздухом.

В ней имеются 3 слуховые косточки. Особенности их строения позволили дать им названия: молоточек, наковальня, стремечко. Они образуют систему рычагов, которые в 20 раз увеличивают силу колебаний барабанной перепонки. Среднее ухо соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, которая уравнивает давление по обе стороны барабанной перепонки.

Учащиеся вместе с учителем проводят эксперимент, подтверждающий данный факт ( для этого нужно закрыть рот и нос и выдохнуть воздух внутрь себя).

 Что вы ощутили? (Потрескивание). О чем это говорит?  (Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой).

 По евстахиевой трубе в среднее ухо могут проникать бактерии и вызывать воспаление, приводящее к сращению слуховых косточек и глухоте. У детей слуховая труба короче и шире, поэтому у них часто после простудных заболеваний случаются отиты.


Задание 3 . Вспомните строение среднего уха . Из каких частей оно состоит?  Запишите их в рабочую карточку (работа учащихся в рабочей карточке).


Учитель: (демонстрация височной кости человека)

Внутреннее ухо представляет собой  костный лабиринт и лежащий в нём перепончатый лабиринт, расположенные в глубине височной кости.  В нём два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.

 Орган слуха находится в  улитке и действительно похож по форме на этого неприметного моллюска - он свернут наподобие раковинки на 2,5 оборота. Лабиринт улитки  заполнен жидкостью, колебания которой вызываются ударами  стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами. Это волосковые слуховые клетки, в которых образуются нервные импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передает их кору височных долей головного мозга. Где происходит более тонкий анализ и синтез звуков.


Задание 4 . Вспомните строение внутреннего уха . Из каких частей оно состоит?  Запишите их в рабочую карточку (работа учащихся в рабочей карточке).



   Минута релаксации и прослушиванием «Лунной сонаты».

Рассказ учащегося (Исакова Дарья): Вы услышали фрагмент пьесы Людвига Ван Бетховена. "Лунная соната" - самое известное сочинение композитора. В Австрии ее нередко именуют "Соната садовой беседки. Композитор в 1802 году посвятил произведение своей ученице, в которую он был влюблен - Джульетте Гвиччарди.

Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха - страшная беда для музыканта. До болезни слух у композитора был изумительно тонким и точным, но в результате болезни долгими мучительными ночами Бетховен мучился шумом в ушах, который не давал ему заснуть. Именно тогда, уже лишенный слуха композитор написал это произведение и, как бы, подвел итоговую черту значительному этапу в своей жизни.

История "Лунной сонаты" известна многим, но мало кто знает о девятой симфонии, которую Бетховен завершил, будучи полностью глухим! Из описания симптомов Бетховена по всеобщему мнению современных отоларингологов причиной глухоты был отосклероз.

Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слушать музыку. Он брал в зубы деревянные палочки, затем плотно прижимал их к деке рояля и слышал звуки.


Гигиена слуха

Задание 5. Прочитайте пункт учебника «Гигиена слуха» (с. 73) и запишите какие причины могут привести к нарушению слуха. 

Учащиеся читают текст учебника и выделяют причины, записывая их в рабочую карточку (работа учащихся в рабочей карточке).



Рассказ учащегося (Михайлова Анастасия): А знаете ли вы, что имеется в России памятник ушам. Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Расположена она на центральной улице города Перми. «Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.


 ІV.     Закрепление полученных знаний и рефлексия

Все пункты плана нами рассмотрены. А сейчас посмотрим, как вы изучили слуховой анализатор.


Задание 6: Прохождение звуковой волны (если останется время на уроке)

Установите последовательность прохождения звука и нервного импульса. Заполните таблицу, используя данные слова: (работа учащихся в рабочей карточке).


1.ушная раковина,

2. молоточек,

3.наружный слуховой проход,

4. барабанная перепонка,

5. наковальня, стремечко,

6. перепонка овального окна, 

7. волосковые клетки (рецепторы улитки),

8. височная доля коры больших полушарий,

9. слуховой нерв.











Вопрос к учащимся был ли для них данный урок познавательным. Учащиеся высказываются об уроке на рабочем листке.


V. Подведение итогов урока

Учащиеся сдают рабочие карточки. После их проверки оценки будут выставлены в журнал. (по определенной шкале оценивания).

8-10 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

0-3 балла – «2»

Самым активным учащимся на уроке раздаются жетончики с изображением уха, которые дают дополнительный балл при выполнении д/з или проверочных работ по биологии.


 VІ.    Домашнее задание: заполнить таблицу


Вывод по уроку: Как хорошо слышать окружающий мир, радоваться человеческому общению. Но это счастье надо беречь, бережно заботясь о своём слуховом анализаторе. Будьте здоровы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!