СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему «Синтаксис и пунктуация сложного предложения» в 9 «А» классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему «Синтаксис и пунктуация сложного предложения» в 9 «А» классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1»







Открытый урок

на тему

«Синтаксис и пунктуация сложного предложения»

в 9 «А» классе


















Провела: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»

Эфендиева Зарема Керемовна




Цель урока: создание комфортных условий для обобщения и систематизации знаний, полученных по теме «Сложные предложения» и подготовки к ОГЭ;

Задачи:

Обучающие: закрепить синтаксис сложного предложения, навыки пунктуации в сложных предложениях; умение составлять схемы, умение находить средства выразительности, учить выявлять тему и основную мысль текста, находить грамматические основы, учить производить замену словосочетания на синонимичное, повторять некоторые орфограммы (правописание приставок, корней, суффиксов и пр),

Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, развивать умения и навыки анализа текста, находить сложные предложения, учить формулировать собственные мысли, развитие коммуникативных умений и навыков учащихся; высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе (паре); учить ставить цели, планировать, производить самоконтроль, учить оценивать свою работу и работу других адекватно, развивать познавательный интерес и умения, мышление, память, внимание, самостоятельность;

Воспитательные: воспитывать в детях навыки совместной работы в классном коллективе; содействовать формированию умения познавать природу и мир в целом, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к слову, формировать патриотические чувства учащихся, умения видеть прекрасное, воспитывать настойчивость, умение слушать; воспитывать положительное отношение к предмету, воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе, интерес к истории Забайкалья,

Оборудование: классная доска, проектор, компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями, текст песни «Родом я из степей Забайкалья», видеоклип о Забайкалье с песней «Родом я из степей Забайкалья», тетради.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, прочитайте предложение: (слайд № 1)

В Забайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния... Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии (А.П. Чехов).

Вопросы:

- О чём этот небольшой текст? (о Забайкалье)

- Какой раздел грамматики изучает предложения? (синтаксис)

- А первое предложение простое или сложное? (Сложное)

- Исходя из данного ответа, постарайтесь сформулировать тему урока (синтаксис и пунктуация сложного предложения с использованием краеведческого материала)

- Сделаем записи в тетрадях (Число, классная работа, тема урока)

- А как вы думаете, это для нас новая тема или нет? (нет)

- Следовательно, целью нашего урока будет… (систематизация и обобщение синтаксиса и пунктуации сложного предложения)

- А чтобы достичь этой цели, что нам, как вы думаете, нужно делать на уроке, какие задания и упражнения выполнять? (работа над текстом, синтаксический разбор сложного предложения, составление схем и т.п.)

3. Актуализация знаний. 1) Составление кластера

«Сложное предложение» (на доске)

Союзное Бессоюзное



Сложносочинённое сложноподчинённое



СПП с одним придаточным СПП с несколькими придаточными



С однородным подчинением с последовательным подчинением



С неоднородным (параллельным) с смешанным подчинением

2) Вопросы:

- Какое предложение называется сложным? (СП – это такое сложное предложение, в котором две и более грамматические основы, которое состоит из двух и более простых предложений)

- Какое предложение называется ССП? (ССП – это такое СП, части которого присоединяются при помощи сочинительных союзов)

- Какое предложение называется СПП? (СПП – это такое СП, части которого присоединяются подчинительным союзом, где одно предложение – главное, а другое придаточное, которое подчиняется главному)

- Назовите разновидности СПП с несколькими придаточными.

- Вот мы с вами и вспомнили основную информацию о сложных предложениях.

- Синтаксис постоянно сопровождает пунктуация. Что такое пунктуация? (это система знаков препинания)

Вывод, итог: Молодцы!!



4. Работа с текстом.

1) Просмотр видеоклипа о Забайкалье и слушание песни «Родом я из степей Забайкалья» -

- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть клип о Забайкалье. Прослушайте внимательно песню. (Слушают)



2) Беседа (раздать текст песни Приложение № 1)

- Какие чувства и эмоции вы испытали, пока слушали песню и смотрели клип? (гордость, любовь, патриотизм и т.п.)

- О чём текст песни? Какова же тема текста? (Забайкалье родное)

- Сформулируйте и запишите основную мысль текста, оформив её в сложном предложении. (поэт выразил любовь к родному краю, к малой родине, к Забайкалью. Показал красоту природы, что жители Забайкалья – это настоящие патриоты, честные люди с огромной душой, что жизненная дорога трудна, но всё нужно преодолевать и тогда найдёшь благодать в душе и в жизни и т. д.)



Реализация домашнего задания. Сочинения-рассуждения на тему: «Что такое любовь к Малой родине?» (зачитывает 1 ученик)

- Справился ли он с заданием? (да, так как есть тезис, определение, комментарии, примеры и вывод)



3) Дифференцированное задание (групповая работа).

- Какие тропы использует автор, чтобы передать красоту и любовь к Малой родине?

1-й ряд находят их в 1-м предложении; 2-й ряд – во 2-м предложении.

(Выдать памятки: тропы – приложение № 2)

(1-е предложение: бродяги-ветра – сравнение; песни шальные – эпитет; живут облака, напевают бродяги-ветра – олицетворение)

(2-е предложение: туманы плачут, заря зажигает – олицетворение, хрустальной росой – метафора, плачут росой – сравнение, костёр колдовской, багряный костёр – эпитеты)

Вывод:

- Ребята, зачем же нужны тропы, средства выразительности? (чтобы сделать текст выразительным, интересным, красивым, чтобы выразить мысли)



4) Словарная работа.

- Все ли слова вам понятны?

- А что такое саранка? (Саранка - это лилия кудрявая, символ экологической чистоты и красоты природы Забайкалья, аленький цветочек Забайкалья)

- Составьте со словом «саранка» ССП. (Около леса красиво цветут саранки, и я любуюсь этими замечательными лилиями.)



Синтаксическая физкультминутка. Отдых с пользой.

- Все встали, вышли из-за парт. Я зачитываю предложения, если предложение союзное, то вы должны присесть и закрыть глаза, если предложение бессоюзное – открыть глаза, встать, поднять руки вверх.

- Начали. 1. Когда сходил снег, зацветал прострел - лохматые, волосатые  подснежники, и зацветали кусты багульника. – союзное. 2. Ходить в это время в тайгу было нежелательно – начиналась сильная головная боль от дурманящих запахов. – бессоюзное. 3.  Военный городок находился на краю тайги около реки Ингоды,  в пяти-семи километрах от станции Дарасун, куда нас возили в школу на грузовой машине с тентом. – союзное. 4. Сестрёнка спать хочет - в тенечек на травку рубашку свою постелил.  – бессоюзное. (Душевные рассказы о Забайкалье. Автор Сергей Балвский)





5) Работа по синтаксису текста (работа в парах)

- Что вы можете сказать о синтаксисе текста? Какие предложения преобладают? (сложные)

- Давайте докажем это. Итак, задание: составить схемы предложений и дать им характеристику.

- 1-я пара: Женя К., Максим К – 1,10 предложения;

- 2-я пара (тройка): Данил В., Сергей Х., Илья В. – 2,9 предложения;

- 3-я пара: Вика М., Егор К. – 3,5 предложения.

- Проверка (схемы на слайде)

Вывод: Какие же сложные предложения преобладают в данном тексте? (СПП, ССП с одним и несколькими придаточными, СП с разными видами связи)

- Объясните постановку запятых в этих предложениях.

6) Реализация домашнего (индивидуального) задания. (Слайд – схемы постановки знаков препинания в БСП)

Данил В., Козлов Ж., Мирсанова В. приготовили рассказ о пунктуации в БСП.

Запятая и точка с запятой в БСП – Женя, тире в БСП – Данил В., двоеточие – Вика М.

7) Пунктуационный диктант.

Задание: Записать под диктовку, комментируя расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы:

1.Забайкалье еще сравнительно недавно называли белым пятном на археологической карте нашей страны: оно было слабо изучено археологами. 2. Низменностей на карте края практически нет - есть всхолмленные плодородные равнины.

- Сделаем вывод. Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных? (бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее четко выражаются смысловые отношения между частями. Для более ясного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения используются, как и в союзных предложениях, запятые, а также очень часто точка с запятой, двоеточие и тире).

5. Самостоятельная работа по тексту. Выполнение заданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). (приложение № 4)

- Проверка (ответы на слайде)

- Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующего согласного звука.

1-я пара: в 1-2 предложениях (восход во 2-м предл);

2-я пара (тройка): в 5-6 предложениях (рассказать в 5-м предл);

3-я пара: в 7-8 предложениях (раскалённой в 7-м предл).

- Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласования. (из Забайкальских степей)

- Укажите количество грамматических основ:

1-я пара: в 5-м предложении (2);

2-я пара (тройка): в 10-м предложении (2);

3-я пара: в 9-м предложении (2).

- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)

1-я пара: из 2-го предложения (туманы плачут, заря зажигает);

2-я пара (тройка): из 8-го предложения (колокольчик зазывал);

3-я пара: из 11-го предложения (журавли стонут, хочется упасть, ворковала благодать).

- Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личного предложения (4).

Обсуждение и коррекция ошибок.

Выводы: проверив и проанализировав допущенные ошибки, каковы должны быть ваши дальнейшие планы?



6. Рефлексия (итоги, выводы урока)

- Как вы оцениваете нашу работу?

- Кто, по-вашему, работал на уроке лучше всех? Почему?

- Чем был интересен, необычен урок?

- Что повторили на уроке?

- Достиг ли урок цели?

- Проанализируйте работу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку. (приложение № 5)

7. Домашнее задание.

Упр 393, творческое задание: дать развёрнуты ответ на вопрос: Как я понимаю строки: «Что родиться мало человеком. В жизни это надо доказать».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!