СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Методы работы со слабоинтонирующими детьми на уроках академического вокала».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего урока – «Методы работы со слабоинтонирующими детьми на уроках академического вокала».

Урок проводился с ученицей 0 ст. класса, Монькой Анастасией

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Методы работы со слабоинтонирующими детьми на уроках академического вокала».

Урок проводится с ученицей 0 ст. класса, Монькой Анастасией.

Цели урока:

1. Улучшение качества звука и развитие интонации у ребенка путем работы над дыханием, дикцией и атакой звука.

2. Работа над программными произведениями и подготовка к новогоднему утреннику.

 

       Сегодня на уроке мы будем работать над звукообразованием и будем добиваться красоты, легкости  и правильности звучания нот. Перед нами с Настей стоят такие задачи: повторить динамические оттенки, содействовать выработке правильной артикуляции; закрепить навыки певческого дыхания, избавиться при атаке звука от шумовых призвуков и подъездов; использовать в пении высокую певческую позицию; добиться ровного нефорсированного звучания голоса на всем диапазоне.

Методы работы на уроке:

словесный: рассказ, объяснение, беседа;

наглядный: демонстрация правильного пения преподавателем;

практический: самостоятельное исполнение ученицей музыкальных произведений и

                         выполнение упражнений.

 

 

         Воспитание чистоты интонации у детей младшего возраста длительный и кропотливый процесс, - он  не может идти сам по себе, в отрыве от развития певческого дыхания, звукообразования, дикции, формирования гласных, ладового чувства. Причин неточного интонирования может быть достаточно много: от банального отсутствия навыка пения (отсутствия координации между слухом и голосом) до различных зажимов на фоне неблагоприятного психоэмоционального состояния ребенка (стеснительность, общая вялость, апатичность или, наоборот, чрезмерная активность может приводить к напряжению лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, что так или иначе скажется на звучании: приведет к форсированию и крикливой зажатости или полного непопадания в заданные ноты).

        Если певческий диапазон колеблется от 2-х до 4-х звуков в малой октаве или в 1-ой октаве - это говорит о недостаточном развитии координации голоса и слуха учеников, об отсутствии навыков дыхания во время пения, а вовсе не об отсутствии у них музыкального слуха.

        Большая часть работы над интонированием проводится на распевках. Основной принцип этой работы: идем от легкого к сложному. Начинаем мы с коротких попевок на удобных нотках и постепенно расширяем диапазон упражнений и добавляем ритмические и интонационные сложности.

                                                      Работа над произведениями.

        При разборе произведения мы сначала сольфеджируем мелодию, если ребенок еще плохо знаком с нотной грамотой – поем на определенный слог. Когда ребенок глубит звук, то выводим звучание на «И» или «Э»; если поет слишком широко – на «О» или «У». Для свободы звукоизвлечения я, обычно, использую звук «А».

        При нечистом интонировании верхних нот помогает создание яркого образа, например, говорим как персонажи мультфильма, или пищим как мышка, комарик. Когда перед верхней нотой идет скачок, то наша задача петь нижние ноты в позиции верхней ноты, тогда скачок, скорее всего, удастся. Если не получается пропевать низкие ноты – наша задача не давить их на горле. Многим ученикам помогает сначала проговорить низкую ноту, потом её потихоньку продлевать, начинать её пропевать.

      Выбирая произведения для слабоинтонирующих детей, я отдаю предпочтение произведениям без особых интонационных сложностей, с поступенным движением или скачками на терцию-кварту. Также желательно давать детские песни, что, как говорится, «на слуху».

 

 

 

        Преподаватель: Как ты себя чувствуешь? Как настроение? Первое, что мы сделаем с тобой  - расслабимся, уберем зажимы в дыхании и настроимся на работу. Давай сейчас сделаем глубокий  вдох, будто вдыхаем аромат «цветка», и спокойно выдохнем на «ха».

       Певческая установка: давай вспомним, как мы должны стоять при пении (положение корпуса).

Теперь начнем нашу разминку. Как называют разминку вокалисты,  ___ ? (распевка)

Большая часть работы по исправлению интонации проводится во время распевки.

 

Упражнение первое: разогрев голосового аппарата, снятия напряжения голосовых связок. Начинаем с середины диапазона «мычание» (секундовое), на верхних нотах поем на «У», чтобы ненароком не зажать дыхание. При зажатии используем упражнение «листочек» или «греем ладошку».

Упражнение второе: настраивание голосового аппарата на звучание. На 3 нотах «Зима идет скоро Новый год» - полезно при вялом тонусе, сиплом звуке для активизации головного резонатора.

Давай вспомним, что такое стаккато? (отрывисто). Чтобы правильно исполнять его, нам надо правильно дышать. Как у нас фыркает ёжик? Мы вдыхаем запах цветочка, на секунду задерживаем дыхание и фыркаем на одном выдохе.

Упражнение третье: а теперь мы с тобой поколдуем. Уже зима идет, да никак снег не выпадет. Давай-ка споем такую распевочку-заклинание «staccato» на лё-о-о-рэ-э-э-ма-а-а-рэ на одной ноте.

Упражнение четвертое: давай вспомним, как открывает рот рыбка? Хорошо и свободно открывая рот, поем  «Да». Это упражнение на выработку интонационной и ритмической точности.

Теперь давай разомнем личико: выполняем упражнения «Уточка и старушка», «Часы», «Тянемся языком», «Чистим зубки»; движем челюстью со стороны в сторону.

Упражнение пятое: для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата поем скороговороку «У воды удавы». Для того, чтобы почувствовать и развивать при пении кантиленность (непрерывность) звучания, полезно произносить поначалу тексты одними гласными: у-а-ы-у-а-ы (все буквы светлые, неглубокие).

 

 

«Как у наших у ворот»

      1. Скажи, пожалуйста, какой характер произведения?

2. Какие сложности в этой песне? (динамические оттенки). «Заведи скутер» тихо, громе, громко.

3. Повторить текст.

 

«Дед Мороз»

    1. Песня весёлая или грустная?

    2. Повторим текст (внимание на фразировку).

    3. Проработать скачки.

 

                                                         Рефлексия.

Педагог:        1. Давай вспомним с тобой, чем сегодня занимались на занятии?(Ответ)

                       2.Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Методы работы со слабоинтонирующими детьми на уроках академического вокала».»

Открытый урок

преподавателя по классу академического вокала

Перевязко Лилианы Сергеевны


на тему: «Методы работы со слабоинтонирующими детьми на уроках

академического вокала».

Урок проводится с ученицей 0 cт. класса Монькой Анастасией.

Дата проведения: 14 декабря 2021г.


Цели урока:

1. Улучшение качества звука и развитие правильного интонирования у ребенка путем работы над дыханием, дикцией и атакой звука.

2. Работа над программными произведениями и подготовка к новогоднему выступлению.


Задачи урока:


Образовательные:

- повторить динамические оттенки, добиться слышимой разницы между forte и piano;

- подготовиться к новогоднему утреннику;
- продемонстрировать методы развития интонирования у слабоинтонирующих детей.


Развивающие:

- содействовать выработке правильной артикуляции;

- закрепить навыки певческого дыхания, избавиться при атаке звука от шумовых призвуков и подъездов;

- использовать в пении высокую певческую позицию;

- добиться ровного нефорсированного звучания голоса на всем диапазоне.

Воспитательные:

- выработать сознательность и упорство в достижении результата на занятиях;

- воспитать внимание, трудолюбие и культуру поведения на уроках.


Тип урока: Систематизация знаний и умений, совершенствование навыков пения.


Методы работы на уроке:


словесный: рассказ, объяснение, беседа;

наглядный: демонстрация правильного пения преподавателем;

практический: самостоятельное исполнение ученицей музыкальных произведений и

выполнение упражнений.


Структура урока:


1. Организационный момент. 5 мин

* Приветствие: сообщение темы урока; вступительная часть.

* Беседа с ученицей (создание эмоционального фона, постановка цели и задач занятия).

2. Основная часть урока. 35 мин

* Исполнение вокально-интонационных упражнений (настраивание голосового аппарата на звучание):

- упражнения на дыхание («цветок» - делаем имитацию вдыхания аромата цветка, «листок» - колеблем листок дыханием, «ёжик»- нужно попросить ребенка положить руки на живот (чтобы он ощутил работу диафрагмы), и на звуке «ф-ф» сделать несколько быстрых активных выдохов);

- упражнения на дикцию и артикуляцию (скороговорки: «Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая»; «Заведи скутер» - имитируем рычание двигателя мотоцикла с нарастающей динамикой; «Рыбка»- свободно, широко открываем рот; «Уточка и старушка» - разминка для губ; доставание языком носа, подбородка; упражнение «Часы» - маятникообразное движение языка с открытым ртом).

* Работа над народной песней «Как у наших у ворот».

* Работа над произведением В.Корзика «Дед Мороз».



3. Заключительная часть урока. 5 мин

* рефлексия (подведение итога, повторение);

* рекомендации для самостоятельной работы.
















Список методической литературы:

1. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» 2 издание М.: Музыка, 1996г.

2. Морозов В.П. «Искусство резонаторного пения. Основа резонаторной теории и техники»М.,2002

3. Савостьянов А.И. «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией.»

4. Боровик Л.Г. «Научные основы постановки голоса» Методическое пособие. 2013г.

5. Андрияненко В.И. «Методическое пособие» 2006г.

6.Сафронов О.Л. «Распевки. Хрестоматия для вокалистов» СПб.:2016г.

7. З.И.Аникеева, Ф.М.Аникеев «Как развить певческий голос»

8. С.Крижанівський «Вправи для розпівування» Київ 1986г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!