СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на базе школьного Этнографического музея "Быт, традиции и обычаи русского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока-экскурсии в Этнографическом музее

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на базе школьного Этнографического музея "Быт, традиции и обычаи русского народа"»

Открытый урок на базе Этнографического музея: «Быт, традиции и обычаи русского народа» (мастер-класс)



Цель: приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кухонные принадлежности и т.д.);

  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, элементам народного творчества

  • развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приёмы:

  • погружение в эпоху, как средство повышения интереса учащихся к самостоятельному углубленному изучения предмета;

  • использование музейных предметов.

  • вопросно-ответный метод;

  • наглядно- образный метод.



Оборудование:   интерьер «Русской избы», оснащённый  предметами  русского быта (стол, лавка, половички, утюг, самовар, лапти и др.), запись  русской народной мелодии в исполнении балалайки, русские народные костюмы для участников театрализованной постановки.

Ход занятия:

Звучит народная музыка.

Ведущий 1.

Низкий поклон вам, гости дорогие!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.

Ведущий 2.

Хоть и более привычно
Посидеть нам всем в кругу,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Ведущий1: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы пришли в гости в школьный этнографический музей.

-Кто из вас раньше был в музее? Какие предметы вы там видели?

Что такое музей?

Ведущий2: Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем школьном этнографическом музее тоже много старинных вещей. Сегодня мы пойдем в гости в настоящую русскую избу. Там мы увидим много интересного. Узнаем, как жили наши с вами далекие предки. Прежде чем мы отправимся в избу, давайте вспомним, что мы уже знаем о предметах старинного русского быта. Какой посудой и приспособлениями пользовались наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Давайте посмотрим на экран…

(показ презентации на тему «Предметы старинного русского быта, их назначение).

Ведущий1:

1слайд: Как называется этот предмет (картинка «самовар»)? Для чего использовался самовар? (картинка «чашка», звук воды). С этим продуктом русские люди любили пить чай? Назовите его (картинка «баранки (сушки)»). Русские люди очень любили пить чай из самовара (картинка «семья за столом»). За столом собиралась вся семья. Поэтому самовар считается символом русского гостеприимства. Интересно, что самовар появился после того, как в Россию из Азии был завезен чай. Еще некоторое время чай считался лекарственным напитком. Повседневным напитком на русском столе считался сбитень, когда в горячую воду добавляли мед и пряности. Позже чай почти полностью вытеснил сбитень и стал основным напитком на столах в русских семьях.

Ведущий 2:

2 слайд: А в этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет (картинка «чугунок»). Посмотрите и скажите: что варили в чугунке? (картинка «суп»). Кто из вас любит кушать суп? А еще варили…? (картинка «каша»). Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна (картинка «чугунок ставят в печь на огонь»). Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

Ведущий 1:

3 слайд: У русских людей было много одежды. Чем же они ее гладили? Как называется этот предмет? (картинка «утюг»). Зачем у старинного утюга открывалась крышка? Что закладывали внутрь, чтобы утюг был горячий? (картинка «раскаленные угли»). От горячих углей утюг нагревался, а затем хозяйка горячим утюгом гладила одежду. Вот так. (картинка «утюг гладит рубашку»). Кто из вас умеет гладить? Интересно, что утюг появился еще в тот период, когда одежда людей состояла только из шкур животных. До чугунного утюга были деревянные утюги, не похожие на современный утюг. Например, такие. (показывают). Чугунным утюгом гладить тоже было сложно, так как вес некоторых из них доходил до 10 кг. Небезопасно было и то, что во время глажения из жаровни вылетали мелкие угольки и искры и прожигали одежду. Для мелких деталей одежды и тонких тканей использовали маленькие утюжки, размером с поладони.

Ведущий2:

4 слайд: Был в русской избе предмет, в котором хранили одежду. Скажите, как он назывался?(картинка «сундук»). Сейчас мы будем складывать в него вещи, а вы их мне называйте (картинки «сарафан», «кокошник», «платок»). В сундуках хранилось добро. Поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Ведущий 1:

5 слайд: Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Из этих нитей они затем ткали или вязали одежду. Как называлась эта тонкая палочка, на которую девушка накручивала нить? (картинка «веретено»). А эта плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа? (картинка «прялка»). Посмотрите, как ловко крутилось веретено в руках у девушки (картинка «вертящееся веретено»).

Ведущий2: Русские девушки учились прясть с 5-6 лет. Всю осень и зиму вплоть до Масленицы они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась пением, играми и плясками.

Ведущий1:

6 слайд: А для чего служили эти два предмета и как они называются? (картинка «свеча, лампа»). Когда вечером в избушке зажигали свечку или лампу, в ней становилось уютно. Вот так (картинка «русская изба вечером»)

Ведущий 2: Ребята, я вижу, вы уже многое знаете о русской избе. А сейчас мы с вами идем туда в гости и посмотрим, кто в ней живет (ведущий и дети подходят к избе).

Просим в избу нашу красную! Будьте как дома.

Музыка продолжает звучать, девочки рассаживаются на скамейки, занимаются рукоделием.

Ведущий 1:.Вот и оказались мы в русской деревенской избе. Убранству дома придавалось большое значение.

Ведущий 2: В центре избы находилась печь. Ее обычно ставили справа или слева от входа.

Без печи хата - не хата.

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут". Все было приспособлено для приготовления пищи.

Когда в печи жарко- тогда и варко.

Ведущий 1:. Рядом с печью обязательно висели полотенце, на полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари.

Ведущий 2:Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна - неизменная прялка. На стенах - расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались – подзоры.

Ведущий 1:Почетное место в избе - "красный угол", здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ведущий 2: В старые времена был обычай у русского народа - как заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали - коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посиделки, супрядки.

- Как у нас сейчас?

Ведущий 1: Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2: А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, кто-то за прялкой сидит, а кто-то лапти плетет и вырезает деревянные игрушки.

Ведущий 1:. А знаете, какая самая древняя и удобная обувь была у русского народа?

Конечно, лапти! Недаром говорится - "лапотная Русь". Лапти появились в глубокой древности. Их плели из лыка.

Для одной пары обдирали три-четыре молодых деревца липы. Лапти плели разными, в зависимости от назначения - будничные и праздничные. Праздничные выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Ведущий 2:. Лапти можно было носить в любую погоду. Держались они на оборах - узких ремешках или веревках, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой или левой ноги:

"Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички-розни".

Ведущий 2. Плетением лаптей занимались в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

"Торопясь, и лаптя не сплетешь".

Ведущий 1: Носились лапти недолго: летом - 4 дня, зимой - 10 дней.

"В дорогу идти - пять пар сплести" - говорили в народе.

Стоили лапти дешево - не более пяти копеек.

Ведущий 2: Но сегодня мы бы хотели рассказать вам о деревянных ложках, которым уделялось особое внимание.

На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира в 998 году, который сразу после Крещения Руси запретил кушать руками. Форма ложки постоянно менялась пока в 1760 году не стала овальной и удобной.



Сегодня на занятии мы предлагаем Вам мастер-класс по росписи деревянных ложек.

А девочки нам расскажут и покажут как это делали.

Мастер-класс.

Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. История берёт своё начало в селе Хохлома Новгородской области. Староверы-беглецы укрывались от преследований помещиков. Часть из них были в прошлом иконописцами. Так как земли не давали достаточной возможности прокормиться, им пришлось реализовать свои навыки в росписи посуды. Не все хохломские ложки были окрашены, многие украшались резьбой. Вся работа выполнялась вручную.

В начале мастера вырезали заготовку из дерева. Затем её просушивали, наносили тонкий слой глины и пропитывали маслом изо льна. На древесину наносили серебристый порошок. Сверху наносили изображение. После вскрытия лаком приборы закаливали в печи. Таким образом менялся цвет от серебристого до золотистого.



Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина.

Сейчас для росписи ложек  в данной технике используются основные четыре цвета: жёлтый черный красный и зелёный, также можно использовать белый. Как правило, фон у росписи черный , красный или же золотистый.

ЭТАПЫ мастер-класса:

1. Наносим фоновую краску не задевая контур узора.

2. Ждём полного высыхания фона, после чего раскрашиваем наш орнамент (ягодки, цветы, листики).

3. Далее прорисовываем детали.

4. Важно отметить что черенок ложки обязательно должен быть золотым. А кончик можно покрыть черной гуашью.

5. Ждём полного высыхания и наша ложка готова.

Уважаемые гости, ваши ложки вы получаете в дар от нашего Этнографического музея. Рады будем видеть Вас еще раз у нас в гостях!


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!