Урок математики в 7-м классе по теме
тема: «Функции. Графики функций». учитель математики- Джаватов Шамхал Казибутаевич Урок математики в 7-м классе по теме
«Функции. Графики функций».
Джаватов Шамхал Казибутаевич -учитель математики
Тема урока: «Функции. Графики функций».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока: создать максимальные условия для проявления ценностно–эмоционального и ценностно–смыслового отношения обучающихся к знаниям.
Цели урока:
Образовательные:
Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Функции. Графики функций»
Активизировать знания учащихся в практической ситуации.
Формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках математики.
Развивающие
Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике .
Развивать навыки анализа и синтеза информации, умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Научить отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать культуру чертежа и математической речи.
Техническое обеспечение:
1. ноутбук, презентация к уроку
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Как Ваше настроение? се ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда начнем урок.
Перед нами стоит цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Функции. Графики функций». Нам предстоит непростая работа, но я уверена, что совместными усилиями мы преодолеем любые трудности и достигнем желаемых результатов.
Повторение материала по математике по теме «Функции. Графики функций».
1). Из истории функции ( краткое сообщение ученика)
Понятие функции уходит своими корнями в ту далёкую эпоху, когда люди впервые поняли, что окружающие их предметы взаимосвязаны. Они ещё не умели считать, но уже знали, что:
• чем больше оленей удастся убить на охоте, тем дольше племя будет избавлено от голода;
• чем сильнее натянута тетива лука, тем дальше полетит стрела;
• чем дольше горит костёр, тем теплее будет в пещере.
Когда возникли первые цивилизации, образовались большие армии, началось строительство гигантских пирамид. Древние учёные стали составлять таблицы для облегчения вычислений. В Древнем Вавилоне были составлены таблицы для функций y=1/x, y=x^2, y= x^3, y= x^2+x^3.
Понятие переменной величины было введено в науку французским учёным и математиком Рене Декартом (1596-1650). Он ввёл идею числовой функции числового аргумента. При записи зависимостей между величинами Декарт стал применять буквы. Он начал геометрически изображать не только пары чисел, но и уравнения, связывающие два числа.
Одновременно с Декартом к мысли о соответствии между линиями и уравнениями пришёл другой французский математик – Пьер Ферма (1601-1665). Он был советником тулузского парламента и занимался математическими исследованиями лишь в свободное время. Тем не менее Ферма получил ряд первоклассных результатов в различных областях математики.
Термин «функция» начал применять в конце XVIII века Лейбниц (1646-1716) и его ученики.
Вопросы обучающимся:
Что такое функция?
Как называют независимую переменную?
Что из себя представляет область определения функции?
Перечислите способы задания функции.
Что мы называем графиком функции?
Графики каких функций изображены на слайде
Является ли функцией зависимость пройденного пути от времени движения?
Запишите примеры функциональных зависимостей из физики и математики.
2). «Линейная функция»
Вопросы обучающимся: (слайд)
Какая функция называется линейной?
Как будет называться линейная функция , если b = 0?
Перечислите свойства линейной функции.
Что является графиком линейной функции? Как ее построить?
Зависимость калорийности молока от его жирности можно выразить формулой k=100a+330, где k – калорийность молока в калориях, а – процент жира в молоке. Является ли эта зависимость линейной функцией?
Дана функция у = 2х. Запишите функцию, график которой будет параллелен данной функции.
Сформулируйте условие параллельности графиков линейных функций.
Приведите свои примеры параллельных прямых.
3). «Квадратичная и кубическая функции»
Вопросы обучающимся:
Определение квадратичной функции .
Как построить график функции у = х2?
Как называется график функции у = х2?
Перечислите свойства функции у = х2?
Какую функцию называют кубической?
Как называют график функции у = х3?
Перечислите свойства функции у = х3?
Принадлежит ли графику функции у = х2 точка А(4; - 2)?
При каких значениях m точка Р(m; 64) принадлежит графику функции: а) у = х2; б) у = х3?
Физкультминутка.
4). Самостоятельная работа. Тест по теме «Функции.Графики функций»
1.Из предложенных формул выберите ту формулу, которая задает функцию, представленную на графике
а) у=-3х+1; б) у=2х+1; в) у=3х+1.
2. Из предложенных формул выберите ту формулу, которая задает функцию, представленную на графике.
а) у=x2;
б) у=-2x2;
в) y= x2+1.
3. Из предложенных формул выберите ту формулу, которая задает функцию, представленную на графике.
а) y=x3/2;
б) y=2x3;
в) y=x3
4. Лыжник вышел из поселка и через t ч оказался на расстоянии S км от него. Запишите формулу, задающую зависимость S от t, если скорость лыжника была равна 10 км/ч.
а) S=10t ; б) S=10+t ; в) S=10-t.
5. Используя формулу S=x2, где S – площадь квадрата, х – длина его стороны, определите, как изменится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 10 раз?
а) увеличится в 10 раз;
б) увеличится в 20 раз;
в) увеличится в 100 раз.
6. Для y=x3 найдите значение аргумента, соответствующее значению функции, равному 125.
Проверка результатов
№ задания | ответ |
1 | в |
2 | а |
3 | а |
4 | а |
5 | в |
6 | б |
Критерии выставления оценок
Оценка 5 выставляется за 6 верно выполненных заданий
Оценка 4 выставляется за 5 верно выполненных заданий
Оценка 3 выставляется за 4 верно выполненных заданий
Оценка 2 выставляется за 3 (и менее) верно выполненных заданий
5) Итоги урока
РЕФЛЕКСИЯ каждый ученик делится своими впечатлениями об уроке, используя примерную схему ответа
на уроке я работал… | активно/пассивно |
своей работой на уроке я… | доволен/недоволен |
урок для меня показался… | коротким/длинным обычным/необычным |
за урок я… | не устал/устал |
моё настроение… | стало лучше/ стало хуже |
материал урока мне был… | понятен/непонятен полезен/бесполезен интересен/скучен |
домашнее задание мне кажется… | лёгким/трудным интересным/неинтересным |
6) Домашнее задание
1. Построить график функции . Принадлежит ли графику этой функции точка B(8; -19)?
2. Постройте график уравнения: и найдите ординату точки с абсциссой 3.
3. Дома найти из интернета информацию о том, какие функции называются экзотическими.