– обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
– развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
– воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы и методы Технологии проведения Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
Организационный этап Цель: включение учащихся в учебную деятельность, 3 мин | Здравствуйте, ребята. (слайд 1) Посмотрите, всё ли в порядке, Книжки, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места. У вас всё готово к уроку? На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и улыбнитесь, а теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, пожелайте товарищу успеха. Я тоже желаю вам успешной работы и обещаю помочь тому, кто будет затрудняться. Сегодня на уроке ребята, мы работаем в группах. Форма работы для вас знакомая. Хочу напомнить правила, которые вы должны выполнять, работая на уроке (слайд 2) Соблюдать тишину, если нужно договориться, договариваемся шепотом, не мешая соседним группам; Работает каждый, а не пользуется результатом труда товарищей; Отвечаем, подняв руку, с места не выкрикиваем, иначе ответ не будет засчитан; Будет оцениваться вклад каждого ученика и результат группы в целом. Ребята, в течение всего урока вы будете работать с оценочной картой, подпишите её, пожалуйста. В первой колонке карты указан вид работы, во второй будут баллы за выполненные задания, в конце нашего урока мы суммируем баллы и переведем их в отметку. За некоторые правильно выполненные задания, вы будете получать жетоны. Начать наш урок я хочу с притчи: «Однажды к мудрецу пришёл юноша и спросил: - Скажи, что такое счастье? Мудрец взял виноградную кисточку и сказал: - Посмотри, эти виноградины впитывают солнечные лучи и дарят их людям. Виноградные косточки малы, но из них вырастают гибкие лозы и щедро одаривают людей богатым урожаем. В жаркий день виноградные листья спасают нас от зноя. Мудрец обратился к юноше: - Теперь ты понял, что такое счастье? Юноша ответил: - Это быть нужным людям, терпеливо идти к своей цели, приобретая знания и применяя их для блага людей. Вот и мы сегодня с вами попробуем последовать совету мудреца. И девизом нашего урока пусть станут слова известного американского математика XX века Джорджа Пойа «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (слайд 3). Ведь нет знаний прочнее, чем те, которые получены самостоятельно. Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби). Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? Пожелайте друг другу удачи. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Повторяют фразу, получают позитивный заряд, настраи-ваются на работу | | Личностные: нас-траиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цели: создать условия для полного усвоения учащимися полученных знаний, умений и навыков умений ,5мин | Давайте вспомним, что мы уже узнали о дробях. Каждый может за версту (слайд 4) Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменатель. Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется числитель №1.Какая часть фигуры закрашена? (слайд 5) №2. а) Назовите правильные дроби б) Назовите неправильные дроби в) Назовите дроби с одинаковыми знаменателями г) Назовите дроби с одинаковыми числителями (слайд 6) №3.Найди лишнее число При каких значениях а дробь будет правильной? (слайд 7) №4 (слайд 8) Мышонок спит 9 часов в сутки, учится 5 часов. Какую часть суток мышонок спит? Какую учится? (9/24, 5/24) Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть от килограмма весит это яблоко? (1/5) В огороде у Копатыча 10 грядок с овощами. 𝟐/𝟓 грядок засажено капустой. Сколько грядок в огороде у Копатыча с капустой? (4) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | | Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: высказывать свое предположение |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включение в учебную деятельность; установить тематические рамки, 5 мин | (Слайд 9). Мама на тарелку положила 17 конфет. Когда мама вернулась в комнату, на тарелке осталось 10 конфет, кто стащил конфетки? Давайте посмотрим сколько конфет успел взять каждый из воронят. 1-й -3, 2-ой- 4 конфеты. Какую часть от всех конфет взял первый вороненок? ( ), второй? ( ). А какую часть они взяли вместе? Как мне сосчитать? (сложить). Но у нас дроби. Мы умеем их складывать? А сможем научиться? Давайте сформулируем тему нашего урока.(учащиеся предлагают). Учитель корректирует: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (слайд 10). А какая цель нашего урока? (предполагают) -сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; - научиться применять их при решении задач и вычислении значений выражений. | Проговаривают тему урока, называют тип урока и шаги учебной деятельности | | Коммуникативные: уметь совместно договари-ваться о пра-вилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Первичное усвоение новых знаний Цели: организовать фиксирования индивидуального затруднения учащихся; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи затруднение,15 мин | Сегодня на уроке мы узнаем, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Научимся применять эти знания на практике. Но самые ценные знания те, которые мы получаем сами. Я предлагаю вам самим добыть знания. Результаты работы будет представлять один ученик от каждой группы. Практическая работа в группах. Решить задачу и вывести формулу для сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями Работа в группах. Выводы в тетрадь (слайд 11) (приложение), 10 мин Физкультминутка (слайд 12), 3 мин Ребята, давайте вернемся к нашей задаче с воронятами. И ответим на вопросы: -Какую часть от общего числа конфет взяли воронята вместе? -Какая честь конфет осталась лежать на тарелке? 2 мин | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Фиксируют новые знания в речи Исследуют | Формулы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: уметь рабо-тать индиви-дуально и в группе; уметь формулировать аргументиро-вать и отстаи-вать своё мнение Регулятивные: уметь проговари-вать последова-тельность дейст-вий на уроке, высказывать свое предположение |
Первичное применение нового знания (работа индивидуальная, в группах, парах) Цели: реализовать построенный проект в соответствии а планом; закрепить новые знания в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего затруднения 5 мин | Работа по учебнику №№1011,1006,1008 | Выполняют задания | | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке). Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками, 10 мин | Приложение. А теперь, я предлагаю выполнить самостоятельную работу (4 варианта, 2 задания). Время выполнения 10 мин., обязательная часть- примеры на вычисление. | Самостоятельное выполнение заданий | Применение формул при решении примеров и задач | Регулятивные: контроль, кор-рекция, выделе-ние и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осоз-нание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением парт-нера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Рефлексия. Подведение итогов урока Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию, 3 мин | Урок подошёл к концу. Подведём итог. (Озвучиваются предварительные итоги работы). Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с дробями. Поднимите, пожалуйста, карточку соответствующую строчке: Урок полезен, все понятно- . Лишь кое-что чуть-чуть неясно- Еще придется потрудиться- Да, трудно все-таки учиться!- (Слайд 13) А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. Задание на дом: (слайд 13 ) №1039,1041. Творческое задание: составить задачу на применение правил сложения (вычитания) обыкновенных дробей и решить её. (Слайд 14) Хочется, чтобы математика научила вас внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы. СПАСИБО ЗА УРОК! | | | |