СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания о данной теме

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Имя существительное»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Наследие»













Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»















Учитель начальных классов

Курманова А.Б.










Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи:

1)познакомить с именем существительным как частью речи, наблюдать за значением имен существительных, учить находить признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.

2)развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.

3)Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:

1) личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма: урок-путешествие.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс 2 часть; мультимедийный проектор; карточки с материалом для урока.


Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего отношения и бережного отношения друг к другу!

Нам сегодня предстоит непростое приключение. Мы отправимся в путешествие по неизведанным местам. Нам необходимо помочь нашему знакомому в поисках сокровищ! Угадали, кто это? (Джек Воробей). Правильно! Отправляемся!


  1. Актуализация опорных знаний

Станция 1. «Знаешь ли правило?»

Для начала нам необходимо запастись знаниями, не можем же мы отправиться в путешествие, не зная правила! Итак, кто скажет мне, что мы уже знаем об имени существительном?


Составление кластера «Имя существительное»

Часть речи, обозначающая предмет

Отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные и неодушевленные

Женский, мужской и средний род

Единственное и множественное число


  1. Словарная работа. Станция 2.

Фронтальная работа.

Кораблю нужна дозаправка! Наполните эти две бочки необходимым топливом. Для этого вам необходимо разложить слова в свою бочку.

Мы с вами вспомним словарные слова.

Показываю картинку, называем что это.

Петух, месяц, собака, малина, солдат.


Посмотрите внимательно на наши слова: на какие 2 группы можно разделить их? /Одушевленные и неодушевлённые/

- Назовите одушевленные?/Петух, собака, солдат/

- Назовите неодушевлённые?/Месяц, малина/

- На какие они вопросы отвечают?/кто? Что?/

- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока? /Имена существительные, отвечающие на вопрос: кто? Что?/


Познакомимся со значением слова «СОЛДАТ»

-Слово «солдат» – итальянское слово, произошло от итальянского soldo- жалованье.

Первое значение – рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаёмный. (Служить в солдатах).

Второе значение – крупный муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов.

-Давайте определим, какой частью речи являются слова?/существительные/

-Какая часть речи называется существительным?


Станция 3. Работа на карточках.

(Работа в парах)


-Ребята, давайте попробуем составить предложение.


по, Костя,улице, идёт, широкой

Костя идёт по широкой улице.


-Мы с вами прочитаем его, назовите слова, в которых есть правило, орфограммы. Запишите предложение, выделите орфограммы карандашом.


-О ком говорится в этом предложении?

-Возьмите линейки и подчеркните главные члены предложения. Давайте определим, какой частью речи является подлежащее (Костя) и на какой вопрос отвечает?/кто?/

Обратите внимание, что существительное имеет еще один признак. Какой можно сделать вывод? /имена собственные пишутся с заглавной буквы/




  1. Физминутка.

Если вы услышите существительные, отвечающие на вопрос кто? – поднимаете руки вверх и тянитесь на носочках, если услышите существительное, отвечающее на вопрос что?- садитесь на корточки. Будьте внимательны!

Слова: парта, матрос, карандаш, кошка, художник, линейка, змея, ножницы, часовщик, черепаха.


  1. Выборочное письмо с последующей проверкой.

Упражнение 9 стр. 9 в учебнике.

1 вариант – одушевленные.

2 вариант – неодушевленные.


Давайте сделаем вывод…


  1. Самостоятельная работа

Работа с перфокартой


- Ну, а теперь Джек Воробей предлагает вам такое задание: на слайде написаны имена существительные. Вам надо записать в столбики только вопросы, на которые они отвечают.


Кто?


Кто?


Кто?

мышка, девочка, ёж



Кто?


Что?


Что?

кошка, мяч, берёза



Кто?


Кто?


Кто?

солдат, матрос, капитан


Что?


Что?


Кто?

книга, фломастер, бабочка



Кто?


Кто?


Кто?

заяц, ласточка, воробей.



Давайте проверим.

Как вы определили одушевленность и неодушевленность существительных?



Продолжаем работать по теме нашего урока.

-Какое сейчас время года?/зима/

-Придумайте группы существительных на тему зима.

- На какой вопрос отвечают ваши существительные?/что?/

-Придумайте слова связанные со словом снег. /Ребята предлагают свои варианты/

- А теперь назовите существительные, отвечающие на вопрос кто?/снегирь/

Сколько месяцев длится зима?

Дети: - Три.

У. – В каком порядке наступают зимние месяцы?

Этот месяц год кончает, а зиму начинает.

Декабрь

Этот месяц году начало, а зиме середина.

Январь

Месяц этот всех короче, и короче стали ночи.

Февраль



Итог урока. Рефлексия. Станция 6.

Слайд 6

- Я понял, что …

- Было интересно …

- Было трудно …

- Мне захотелось …

- Я научился …


Выберите смайл, оцените себя.


Домашнее задание


Упражнение 11.










































Самоанализ урока русского языка в 3 классе

« Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Во время рефлексии были подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!