Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Учитель начальных классов
Курманова А.Б.
Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи:
1)познакомить с именем существительным как частью речи, наблюдать за значением имен существительных, учить находить признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.
2)развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
3)Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.
В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:
1) личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
2) познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
3) регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
4) коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма: урок-путешествие.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс 2 часть; мультимедийный проектор; карточки с материалом для урока.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего отношения и бережного отношения друг к другу!
Нам сегодня предстоит непростое приключение. Мы отправимся в путешествие по неизведанным местам. Нам необходимо помочь нашему знакомому в поисках сокровищ! Угадали, кто это? (Джек Воробей). Правильно! Отправляемся!
Актуализация опорных знаний
Станция 1. «Знаешь ли правило?»
Для начала нам необходимо запастись знаниями, не можем же мы отправиться в путешествие, не зная правила! Итак, кто скажет мне, что мы уже знаем об имени существительном?
Составление кластера «Имя существительное»
Часть речи, обозначающая предмет
Отвечает на вопросы кто? что?
Одушевленные и неодушевленные
Женский, мужской и средний род
Единственное и множественное число
Словарная работа. Станция 2.
Фронтальная работа.
Кораблю нужна дозаправка! Наполните эти две бочки необходимым топливом. Для этого вам необходимо разложить слова в свою бочку.
Мы с вами вспомним словарные слова.
Показываю картинку, называем что это.
Петух, месяц, собака, малина, солдат.
Посмотрите внимательно на наши слова: на какие 2 группы можно разделить их? /Одушевленные и неодушевлённые/
- Назовите одушевленные?/Петух, собака, солдат/
- Назовите неодушевлённые?/Месяц, малина/
- На какие они вопросы отвечают?/кто? Что?/
- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока? /Имена существительные, отвечающие на вопрос: кто? Что?/
Познакомимся со значением слова «СОЛДАТ»
-Слово «солдат» – итальянское слово, произошло от итальянского soldo- жалованье.
Первое значение – рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаёмный. (Служить в солдатах).
Второе значение – крупный муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов.
-Давайте определим, какой частью речи являются слова?/существительные/
-Какая часть речи называется существительным?
Станция 3. Работа на карточках.
(Работа в парах)
-Ребята, давайте попробуем составить предложение.
по, Костя,улице, идёт, широкой
Костя идёт по широкой улице.
-Мы с вами прочитаем его, назовите слова, в которых есть правило, орфограммы. Запишите предложение, выделите орфограммы карандашом.
-О ком говорится в этом предложении?
-Возьмите линейки и подчеркните главные члены предложения. Давайте определим, какой частью речи является подлежащее (Костя) и на какой вопрос отвечает?/кто?/
Обратите внимание, что существительное имеет еще один признак. Какой можно сделать вывод? /имена собственные пишутся с заглавной буквы/
Физминутка.
Если вы услышите существительные, отвечающие на вопрос кто? – поднимаете руки вверх и тянитесь на носочках, если услышите существительное, отвечающее на вопрос что?- садитесь на корточки. Будьте внимательны!
Слова: парта, матрос, карандаш, кошка, художник, линейка, змея, ножницы, часовщик, черепаха.
Выборочное письмо с последующей проверкой.
Упражнение 9 стр. 9 в учебнике.
1 вариант – одушевленные.
2 вариант – неодушевленные.
Давайте сделаем вывод…
Самостоятельная работа
Работа с перфокартой
- Ну, а теперь Джек Воробей предлагает вам такое задание: на слайде написаны имена существительные. Вам надо записать в столбики только вопросы, на которые они отвечают.
Кто? | Кто? | Кто? | мышка, девочка, ёж |
Кто? | Что? | Что? | кошка, мяч, берёза |
Кто? | Кто? | Кто? | солдат, матрос, капитан |
Что? | Что? | Кто? | книга, фломастер, бабочка |
Кто? | Кто? | Кто? | заяц, ласточка, воробей. |
Давайте проверим.
Как вы определили одушевленность и неодушевленность существительных?
Продолжаем работать по теме нашего урока.
-Какое сейчас время года?/зима/
-Придумайте группы существительных на тему зима.
- На какой вопрос отвечают ваши существительные?/что?/
-Придумайте слова связанные со словом снег. /Ребята предлагают свои варианты/
- А теперь назовите существительные, отвечающие на вопрос кто?/снегирь/
Сколько месяцев длится зима?
Дети: - Три.
У. – В каком порядке наступают зимние месяцы?
Этот месяц год кончает, а зиму начинает.
Декабрь
Этот месяц году начало, а зиме середина.
Январь
Месяц этот всех короче, и короче стали ночи.
Февраль
Итог урока. Рефлексия. Станция 6.
Слайд 6
- Я понял, что …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Мне захотелось …
- Я научился …
Выберите смайл, оцените себя.
Домашнее задание
Упражнение 11.
Самоанализ урока русского языка в 3 классе
« Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Во время рефлексии были подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели.