2. Мультимедийный проектор.
3.Презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учителя. - Кто хочет сегодня узнать что-то новое и интересное? - Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся, ответы |
Включение учащихся в систему новых знаний. | – А что вы скажете о сегодняшней погоде? (слайд 2 ). Чтобы охарактеризовать погоду, нам потребовалась особая часть речи. Какая? Прочтите два текста (слайд 3). - Какой текст вам больше понравился и почему? - Слова какой части речи появились во втором тексте? - На какие вопросы они отвечают и что обозначают? 3.Определите тему нашего урока. 4.Что вы уже знаете об этой части речи? 5. Чтение теоретического материала по учебнику, страница 85. 6.(Слайд 3) - Выпишите из текста 3 словосочетания « прил.+ сущ.», определите род, число и падеж прилагательного. - Оцените свою работу. В чем испытывали затруднения? 7. (Слайд 4) - Спишите, вставляя в текст подходящие имена прилагательные. Подчеркните их как члены предложения. 8. Проверка (слайд 5) | Учащиеся характеризуют погоду (солнечная, ветреная, пасмурная, холодная). Читают тексты. Во втором тексте находят прилагательные, ставят к ним вопросы и определяют их значение. Запись числа и темы урока. Ответы Чтение. Выполнение задания. Взаимоконтроль. Списывают текст, вставляют и подчеркивают имена прилагательные. Пришла __долгожданная_ весна. Светит _тёплое солнце. На проталинах появилась _зеленая трава, _весенние цветы. Возвратились_перелетные птицы. Повсюду слышится громкое щебетание. На деревьях скоро распустятся нежные листочки. |
Закрепление изученного материала. | Проверочный тест (карточки). Тест 1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные? а) что делать? что сделать? б) какой? чей? в) когда? где? 2. С какой частью речи «дружит» имя прилагательное? а) с наречием б) с местоимением в) с именем существительным 3. Что обозначает прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Каким членом предложения обычно является имя прилагательное? а) подлежащим б) определением в) сказуемым Проверка по слайду (слайд 6). | Варианты ответа: 1-б; 2-в; 3-б; 4-б(в). |
Физминутка. | Учитель: Закройте глаза, представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы, вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. | Дети выполняют действия. |
Исследовательская работа в группах. | Проведем исследования в группах «Без прилагательных не обойтись на уроках…..» (слайд 7) Вспомните, какие прилагательные используются на уроках: 1 группа – математики; 2 группа – биологии; 3 группа – истории. На уроке литературы (слайд 11). а) чтение стихотворения А.С. Пушкина (учитель) б) прочтите стихотворение без прилагательных в) назовите прилагательны - Какие прилагательные употреблены в переносном значении? (слайд 12) - Что такое «эпитет»? - Прилагательные –эпитеты придают тексту яркость, выразительность и помогают увидеть картину осени во всей красе. 3. Можно ли обойтись без прилагательных на уроках? 4. В чём испытывали затруднения? 5. Это интересно знать (слайд 13) | Дети каждой группы называют прилагательные, учитель дополняет(слайды 8, 9, 10). Эпитет – художественное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Дети указывают прилагательные – эпитеты (унылая, прощальная, одетые, пышные, волнистою, редкий, первые, седой) Дети делают вывод и оценивают свою работу |
Творческая работа в группах. | (Слайд 14) Написать мини-сочинение по картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» используя имена прилагательные. - 1 группа – Какие краски использовал художник в картине? 2 группа – Сравните два букета на картине. 3 группа – Ваши впечатления по картине. 2.Прочтите своё сочинение. Оцените свою работу. | Пишут мини-сочинения и читают их. 1 группа: На картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» изображены красивые букеты цветов. Художник использовал очень яркие краски: сиреневый, жёлтый, оранжевый, голубой, тёмно-зелёный, белый. Эти цвета очень сочные и придают свежесть и красоту полевых цветов. 2 группа: Художник изобразил на картине несколько букетов в разной посуде разной высоты. Букеты расположены так, что большие цветы не загораживают маленькие. В них больше всего белых ромашек с ярко-жёлтой сердцевиной. Букеты прекрасны и ароматны. 3 группа: На картине А.М. Герасимова изображены яркие полевые цветы. Белые ромашки, яркие синие колокольчики и фиолетовые васильки украшают букеты. Глядя на них мы представляем зелёный луг, на котором растут эти красивые цветы, и вдыхаем их степной аромат. |
Рефлексия. | 1.Домашнее задание (слайд 15) Учебник страница 85, написать сочинение о прилагательном: - «Волшебное слово»-прилагательное - Без прилагательных не обойтись… 2.Сделаем вывод: -Что нового вы узнали сегодня о прилагательных? - Почему прилагательные называют «волшебными словами»? - Что такое эпитет? -Для чего нужны имена прилагательные? - Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательных? 3.Дополните текст подходящими именами прилагательными. (слайд 16). Вот и подошёл к концу……урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ……… Мои одноклассники были……. Они давали….. ответы. На уроке я узнал много …… и ….. Результат выполненного теста …… Своей работой на уроке я ……И сейчас у меня ….. настроение. | Записывают в дневник. Подводят итоги. Вставляют подходящие по смыслу прилагательные (интересный, выразительнее, активны, правильные, нового и интересного, отличный, доволен. хорошее. |