СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Я обвиняю фашизм"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит факты Нюрбернгского процесса 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Я обвиняю фашизм"»








Открытый урок на тему:


«Я обвиняю фашизм», посвященный 70-летию Нюрнбергского процесса.

70 лет назад.

























Провела: Магомедова П.Р учитель истории и обществознании

17 НОЯБРЯ 20015года, 9 «А» классе.




Тема: «Я обвиняю фашизм» 

17 ноября в 9 «а» классе прошел открытый урок на тему: «Я обвиняю фашизм», посвященный 70-летию Нюрнбергского процесса. 70 лет назад состоялся главный процесс человечества – суд над военными преступниками, руководителями гитлеровского режима. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба – правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. Классу показали кадры Нюрнбергского процесса и жестокости нацистов.

Цель урока:

1. Рассказать о Нюрнбергском процессе как возмездии нацистам за совершенные преступления перед человечеством

2. Отрабатывать навыки самостоятельной подготовки к урокам, работы с дополнительной литературой, работы с документами и их анализом

3. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности и ответственности за прошлое, настоящее и будущее нашей Родины

4. Воспитывать духовный иммунитет к партиям, пропагандирующим идеи фашизма

Урок провела Магомедова Патимат Расуловна в 9 «А» классе.  Она рассказала об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ за преступления против мира и человечества, в том числе геноцид и массовое уничтожение растительного и животного мира. В заключении она обратилась с напутственным словом к собравшимся: «Будьте патриотами своей Родины. Вы входите во взрослую жизнь, поэтому будьте бдительны, аккуратны и берегите себя».





Тема урока: «Я обвиняю фашизм»

Форма урока: урок-суд (заключительный урок по теме: «Вторая мировая и Великая Отечественная войны»), групповая работа

Цель урока: 1. Рассказать о Нюрнбергском процессе как возмездии нацистам за совершенные преступления перед человечеством

2. Отрабатывать навыки самостоятельной подготовки к урокам, работы с дополнительной литературой, работы с документами и их анализом

3. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности и ответственности за прошлое, настоящее и будущее нашей Родины

4. Воспитывать духовный иммунитет к партиям, пропагандирующим идеи фашизма

Оборудование урока: политическая карта мира, плакат о Нюрнбергском процессе, запись с речью Р.А. Руденко «Бухенвальдский набат», фотодокументы, репродукции картин из серии «И помнит мир спасенный…», гитара, аудиозаписи песен.



Ход урока

Вступительное слово учителя: Мы с вами закончили изучать тему «Вторая мировая и Великая Отечественная война». Сегодняшний урок – это эпилог второй мировой войны. Мы сегодня будем присутствовать на Нюрнбергском процессе, где свершится правосудие над фашизмом, будем не зрителями, не пассивными слушателями; вы- ребята, будете сегодня общественными обвинителями – помощниками прокурора Украинской ССР Р.А.Руденко. Такова сегодня ваша миссия.



На доске эпиграф:

Та память вынесенных мук

Жива, притихшая в народе,

Как рана, что нет-нет – и вдруг

Заговорит…

А. Твардовский





Учитель: 1. Процесс Международного трибунала над главными военными преступниками проходил в Нюрнберге с 20.11.1945г по 1.10.1946г Почему был выбран именно этот город? Нюрнберг – родина германского фашизма, здесь была провозглашена националистическая партия Германии, здесь фюрер пришел к власти, здесь рождались его бесноватые идеи, здесь Шипельгрубер стал Гитлером; здесь и должно было закончиться то, что стало коричневой чумой 20 века

2. Главным обвинителем от СССР был генерал-лейтенант юстиции, генеральный прокурор Украины Р.А.Руденко. С обвинительной речью он выступил 12 февраля 1946 года

Аудиозапись: Прослушивание записи с речью Р.А.Руденко (до слов: мы обвиняем фашизм в том, что…)





Работа общественных обвинителей:

I группа – Рассказ о Хатыни (звучит запись ВИА «Песняры» «Хатынь»)

II группа – Казнь З.Космодемьянской, допрос в гестапо (театральные фрагменты), стих М.Джалиля «Варварство» (из «Мообитской тетради»)

III группа – рассказ о концлагерях с использованием фотодокументов, документы л-ря Равенсбрюка, аудиозапись «Бухенвальтский набат»

IV группа – работа с документами «Пишу тебе в последний раз», аудиозапись «Журавли»

Учитель: 1) У вас на партах лежат фрагменты документов – проанализируйте их (стр. 104-110, кн.3 «История Отечества в документах 1917-1993 гг»)

2) Всего состоялось 403 судебных заседания Международного военного трибунала. Было допрошено 116 свидетелей и 19 подсудимых. Суд изучил несколько тысяч документов, большинство из которых в свое время было составлено или подписано самими подсудимыми. Преступления фашистских главарей были доказаны…

Аудиозапись: Прослушивание записи и речью Р.А.Руденко (в чем он обвиняет фашизм)

Учитель: Как видите, уважаемые общественные обвинители, ваши обвинительные акты полностью совпали с обвинениями Р.А.Руденко. А теперь слово защите.

Защитник: Егорова Л. – Высокий суд! Ваша честь! Прошу обратить внимание на то, что вина подзащитных не одинакова: одни издавали и подписывали приказы (Гиммлер, Риббентрот, Киттель, Йодль…), а другие – были лишь исполнителями чужой воли (фон Панен, Шахт, Фриче)



Учитель: 1) 30 сентября – 1 октября 1946г. был оглашен приговор Международного военного трибунала; вот его итоги (работа с плакатом)

2) Через несколько дней приговор был приведен к исполнению (чтение ст. «Как были казнены гитлеровские военные преступники», В. Темин – корр. Газеты «Правда», Б.Афанасьев – корр. ТАСС)

3) Зачем мы должны помнить о ВО войне? Ее уроках? Какая связь между прошлым и настоящим? Война, какая бы она ни была, - это боль, страдания, потери, слезы, сиротство стариков, детей. Афганистан. Чесня. Это боль сегодняшнего дня. Это наше настоящее

Звучит песня Ю.Златова «Ордена», песня С.Трофимова «Алешка»

Заключение: 1. Подведение итогов урока (оценка самостоятельной работы учащихся)

2. Если этими уроками, и сегодняшним в частности, я заложила в ваши умы и сердца крупинку иммунитета к зарождающимся неофашистским группировкам, партиям и движениям в нашей стране и за ее пределами, я буду считать, что со своей миссией учителя истории я справилась.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!