СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Где зимуют птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Где зимуют птицы?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Явасская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района РМ
















КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Где зимуют птицы?»

1 КЛАСС








Составитель:

Резепова Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов











Явас 2019 год.


№ урока в теме

Тема урока

Соответствующий раздел государственного стандарта

Форма урока (тип урока)

Использование электронных материалов

Форма контроля

7

«Где зимуют птицы?».

«Где и когда?»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Презентация с использованием видео- и аудиоматериалов

Самопроверка

Фронтальный опрос



Тема урока: «Где зимуют птицы?».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний 

Технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные. 
Оборудование и ТСО: интерактивная доска, компьютер, музыкальное оформление (запись птичьих голосов); учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах. 

Цели урока:

  1. расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о научном поиске, методах работы орнитологов;


  1. развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;


  • определяет тему с помощью учителя (П);

  • Отвечает на вопросы учителя (П);

  • Совместно с учителем ставит учебную задачу и принимает ее (П);

  • Принимает ориентиры действия выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется (П); (Работа по этапам)

  • фиксирует элементарную информацию рисунком, знаком, символом с помощью учителя (П); (Рабочая тетрадь – стрелки, фишки, подчёркивание)

  • анализирует объекты с помощью учителя; классифицирует объекты по 1 признаку (П); (Работа в парах, работа у интерактивной доски, работа в тетрадях)

  • делает выводы на основе наблюдений с помощью учителя (П); В конце каждого этапа и в конце урока)


  1. воспитание бережного отношения к птицам.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы, объяснять, как ученые выяснили, куда улетают на зиму птицы.




Ход урока.

1.Оргмомент.

Проверка готовности к уроку, включение в деятельность.
ЦЕЛЬ: Создать благоприятную психологическую обстановку, настрой на восприятие урока.

Просмотр видеоролика «Утро в лесу» (Слайд 1)

-Что вам напомнил этот клип?

-Можем ли мы услышать такую музыку природы зимой? Почему?

- Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?

Ответы детей.

- прочитайте тему урока в учебниках и на слайде. (Слайд 1)


-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь?


2. Актуализация знаний.

Птицам было уже посвящено два урока. Вспомните урок «Кто такие птицы?» (Слайд 2) О каких характерных признаках птиц мы говорили? Чем они отличаются от других животных?

О птицах мы говорили и на уроке «Как помочь птицам зимой?» (Слайд 3)

-почему надо помогать птицам в это время года?

- Как можно помочь птицам зимой?

Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. (Слайд 4)

-Каких птиц называют зимующими? (Это те птицы, которые не улетают на юг.

- Каких птиц называют перелётными? (Тех, которые каждый год осенью улетают их наших мест на юг)


 3.Работа по теме урока.
Поиск ответа на вопрос «Почему некоторые птицы улетают на зиму в теплые края»


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием пернатых, с термином «перелётные птицы»; дать представление о разновидностях птиц.


Работа в парах (карточки)

Вы сейчас будете работать в парах. Помните, пожалуйста, что работая в паре, нужно договариваться друг с другом, помогать и не ссориться.

- Разделите птиц на две группы: зимующих в одну сторону, а перелетных в другую. (Приложение 1)

(Атлас-определитель)

-Проверка. Послушайте, внимательно ответы одноклассников. Все разделили так же? (одна пара рассказывает, остальные слушают. Потом высказывают свое согласие или несогласие).

Проблема - Как так, задание одно, а выполнили по-разному. Почему?

Может мы не знаем чего-то очень важного?

Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться?

- Выскажите свое мнение, предположение. (учащиеся выступают: им холодно, ….)

- Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!


Работа по учебнику.

-Откройте учебник (с. 16) . Рассмотрите рисунок. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными – перелётных.

- Самопроверка по учебнику (с. 84-85)



Поиск ответа на вопрос «Куда улетают некоторые птицы на зиму?»

-Мы уже знаем, что некоторые птицы улетают на зиму в теплые края. А можете ли вы сказать, куда именно они улетают? (Слайд 5)

Выскажите свое мнение, предположение.

Возникли разные мнения.

- Я думаю, ответить на этот вопрос поможет схема. Откройте рабочие тетради на с.15.

Работа в тетрадях (с.15).

- Рассмотрите схему, которая расположена слева. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето, а жёлтым – места, где они проводят зиму. Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками (образец), куда летят ласточки на зиму.

-Проверим. (Слайд 6)

-Кто знает, как называются эти районы?

На зиму ласточки летят в Африку, Индию.

Возьмите зеленый карандаш и покажите стрелочками, куда они полетят на лето. Откуда и куда нужно вести стрелочки. Куда же они летят?

На лето ласточки возвращаются в те же места, где вывелись.

В Африку также летят другие наши маленькие птички: стрижи, мухоловки.

Грачи зимуют во Франции.

Утки – в Северной Америке.

В общем, птицы разлетаются по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.


-Итак, ответим на вопрос «Куда же именно улетают птицы?».

Поиск ответа на вопрос «Как ученые узнали, где именно зимуют перелётные птицы?»

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы?

Как же это удалось ученым? (Слайд 7)

- Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам.

Рассматривание колец. (Слайд 7)

– Как кольца на лапках могли помочь узнать, куда улетели птицы? /размышления детей/

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!


 Проблемный вопрос: с.13 Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы: – Почему ласточка улетает на зиму в тёплые края, а дятел остаётся? (Слайд 8)

Ответы детей:

- Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.

- Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.


 – Почему журавль улетает, а сова остаётся? (Слайд 9)

/ дети обсуждают ответы в парах/   


Учитель:

- Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета вместе с родителями.




-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Учитель:

-Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места?

Ответы детей:

- Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.

Учитель:

- Молодцы!



Беседа-вывод.

- Почему птицы улетают в тёплые края?

- А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?

- А какая птица первой прилетает на родину? (Слайд10)

- Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.


Закрепление.

ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о перелётных и осёдлых птицах.

1.Работа с электронным приложением.


2. Викторина «Отгадай птицу по голосу». (Слайд 11,12,13,14,15)

Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц.

Ответы детей.

- Молодцы!


3.Игра «Третий лишний». (Слайд 16)

аист синица гусь

сова ласточка журавль

скворец поползень журавль

грач чайка дятел

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ (Слайд 17)

Закончите предложение: сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу объяснить…..

Я научился различать ……

1. Я все понял и смогу объяснить товарищу.

2. Я все понял, но еще не могу объяснить товарищу.

3. У меня остались вопросы.


Итог урока.

Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


2.Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима!


3.Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


4.Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


5.Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!