Открытый урок литературы в 6 классе
Тема. «Г.Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»: уроки добра»
Составил: учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 178 г.о. Самара Татьяна Петровна Первова.
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализу литературного текста, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся.
3. Воспитывающие: воспитывать личность, имеющую нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, способствовать воспитанию дружбы и взаимопонимания в классном коллективе, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД: понимать тему идею произведения, анализировать художественный материал, подбирать цитаты из текста для подтверждения собственной позиции, делать выводы; работать в группе, коллективно обсуждать проблемы; владеть монологической и диалогической речью.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезу, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать и слышать собеседника, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению.
Тип урока: урок общеметодологической направленности, систематизации знаний.
Вид урока: внеклассное чтение, обсуждение прочитанного произведеия.
Метод: проблемный.
Приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, сравнение, анализ.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
3. Карточки с заданиями.
4. Детские иллюстрации к тексту.
5. Электронная презентация с видеосюжетами
6. Схематичное изображение весов на доске.
7. Смайлики: «друг» и «недруг».
8. Эпиграф: «В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности» (Г. Троепольский).
Ход урока.
Приветствие. Сообщение о предстоящей работе на уроке – обсуждение прочитанной повести Троепольского.
Вызов. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу текста? Чем вызваны ваши эмоции и чувства?
Проблема. Сообщение темы урока и чтение эпиграфа. На какие вопросы нам придётся ответить? (Слайд 1)
Почему в теме урока присутствует слово «урок»?
Что имел в виду Г.Н. Троепольский, говоря о главной цели в книге?
Как связана доброта человека и его отношение к животным?
Сообщение одного из обучающихся (предварительное задание. Слайд 2-8)
Информационная справка о биографии Г.Н. Троепольского
Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.
Его жизнь вместила в себя целую эпоху:
ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г;
в 15 лет он узнал, что такое гражданская война;
в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны.
Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже.
На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского.
Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае.
В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу.
По повести в 1977 году был снят фильм. Повесть была переведена и издана во многих странах мира.
Умер Троепольский в 1995 году.
Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
Проверка знания содержания 1 – 5 глав.
Вопросы:
Кто является главными героями повести? (Бим и Иван Иванович. Слайд 9-11)
Какие отношения установились между героями (дружба, взаимопонимание, доверие. Слайд 12, 13)
«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.»
Ответить на вопросы словом «верно»-«неверно»
№ | Утверждение | +/- |
-
| За нетипичный окрас Бима (альбинос) – свидетельство вырождения породы – хозяин хотел усыпить щенка. | + |
-
| Оказавшись дома у Ивана Иваныча, Бим порвал книги, за что получил трепку и впервые понял, что такое больно и что такое нельзя. | + |
-
| Бим уже в первый год жизни стал отличным охотничьим псом | - Только на втором |
-
| Первым загадочным существом на охоте для Бима был еж. | + |
-
| С охоты на вальдшнепов Иван Иванович и Бим возвращались с огромной добычей лесной птицы | + Нет, только одного подбил Иван Иванович, потому что был против убийства даже птиц в лесу во время охоты. |
-
| Иван Иваныч не взял Бима в лес, когда была облава на волка, потому что для Бима это было опасно. | - Бим был на охоте на волка и с тех пор безошибочно брал волчий след |
-
| Черную маленькую собачонку, от которой при первой встречи с Бимом пахло мышонком, которая очень хотела есть, звали Косматка. | - Лохматка |
-
| Павел Титович Рыдаев, председатель домкома, по прозвищу Палтитыч, сначала хотел «уволить» Бима, потому что была жалоба на него, а потом стал хорошим знакомым собаки | + |
-
| Хозяина Бима Ивана Ивановича увезли в больницу, потому что у него был инфаркт | - Осколок с войны около сердца, совсем близко |
-
| Присматривать за Бимом осталась пожилая соседка Степановна, которая не сразу стала Бима понимать | + |
-
| На табличке, которую Даша сдала для Бима, было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире один. Накормите его, люди». | - «Зовут его Бим. Он ждет хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире. Не обижайте его, люди» |
Обобщение. Какое время и почему можно назвать лучшим в жизни Бима и Ивана Ивановича? (Слайд 14).
Работа в группах по 4 человека. Задания даются сразу всем группам, проверяются по ходу урока.
Время самостоятельной работы группы
Во время беседы один обучающийся выбирается помощником учителя, задача которого приклеивать на изображение весов магнитные смайлики «друг» - «недруг».
Задание для групп 1-4. Расположить события в хронологическом порядке. Обозначить событие, наиболее ярко выявляющее доброту человека.
Задания для группы № 1
Расположить события в хронологическом порядке (как они происходили во времени, по порядку). Обозначить событие, наиболее ярко выявляющее доброту человека.
№ | События |
-
| Уличное знакомство с Дашей. |
-
| Бим побывал в дежурной части милиции в качестве виновника – сидел на тротуаре и ждал хозяина у больницы. |
-
| Знакомство с Толиком. |
-
| «Бим укрепился в решимости: прыгнул, цапнул увернувшегося врага за мягкое место и выскочил в распахнутую дверь». |
ОТВЕТ |
Задания для группы № 2
Расположить события в хронологическом порядке (как они происходили во времени, по порядку). Обозначить событие, наиболее ярко выявляющее доброту человека.
-
| «Он сошел на третью линию рельсов, остановился, вглядываясь в моргающее красное, еще не решаясь идти дальше. И вдруг под ногами что-то скрежетнуло… Бим взвыл от страшной боли, но никак не мог оторвать лапу от рельсов: на стрелке лапа попала в могучие тиски.» |
-
| Степановна дала Биму письмо от Ивана Ивановича. |
-
| Толик в школе пишет сочинение «Я люблю животных», в котором обещает Анапалне найти Бима. |
-
| Клевета о злости Бима просочилась в газеты: «Есть основание полагать: собака, беспородный сеттер, ухо черное, кусает прохожих. Знающих местопребывание таковой, а также укушенных просим сообщить по адресу… На предмет изловления для анализа и ликвидации возможных последствий. Граждане! Берегите свое здоровье и здоровье других — не молчите». |
ОТВЕТ |
Задания для группы № 3
Расположить события в хронологическом порядке (как они происходили во времени, по порядку.) Обозначить событие, наиболее ярко выявляющее доброту человека.
№ | События |
-
| Водитель автобуса продал Бима за 15 рублей. |
-
| Бим знакомится с овцами, свиньями и поросятами, коровой и пробует необыкновенное молоко: «Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тепленькое, духовитое, тут тебе и травами отдает, и цветами, полем — всем вместе, а еще (теперь уж точно!), еще — руками…» |
-
| «Бим сам, своим умом дошел, что у него появилась обязанность: поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними, когда они распущены в линию, но не возражать, когда, войдя перед вечером в село, они разбредались стайками по домам». |
-
| Бим попал на странную охоту, человек остался без добычи и чрезмерно был взбешен тем, что «Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера, что сеттер не терпит таких охотников, как он». |
ОТВЕТ |
Задания для группы № 4
Расположить события в хронологическом порядке (как они происходили во времени, по порядку.) Обозначить событие, наиболее ярко выявляющее доброту человека.
-
| Бим отвернулся сидя, собираясь уходить... И тут человек с размаху ударил его изо всей силы носком громадного сапога в грудь снизу… Бим охнул. Как человек, охнул. "Оох ! — вскрикнул протяжно Бим и упал. — Ой, ой… — говорил теперь Бим человеческим языком. — Ой… За что?!" И смотрел мучительным страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь. Потом он с трудом встал на четыре лапы, покачался чуть-чуть и рухнул вновь, шевеля лапами. |
-
| Бим проводит бессонную ночь у самой дороги. Он «дотащился до автобусной остановки, где был маленький домик без одной стены, но с широкими лавками внутри там забился в угол, под лавку, и стал ждать». |
-
| Лечение Бима в лесной аптеке: несколько дней питается лечебными травами, дичью, пьёт талую воду. «Лечился Бим еще пять дней. Питался, чем бог поможет, но лечился настойчиво. Спал в обжитой ямке, ставшей на время его домом… Хотя он исхудал, отощал от болезни и недокорма, но травы сделали свое дело — Бим не только остался жив, но нашел возможным продолжать путь, искать человека-друга. И опять это произошло без особого разума, а только от сердца, от преданности и верности». |
-
| «Допоздна провозился Толик с Бимом: расчесал его, покормил немного, выпросил у мамы тюфячок (совсем новый!), постелил в углу прихожей и сказал: — Вот твое место, Бим. На место! Бим беспрекословно лег. Он все понял: здесь он будет пока жить. Внутри у него потеплело от ласки и внимания маленького человечка. Толик лег в постель. Засыпая, он думал: «Завтра пойду к Степановне и скажу, пусть у меня живет Бим, пока не вернется Иван Иваныч…» |
ОТВЕТ |
Проверка задания групп 1-4
С какого момента в произведении начинаются злоключения Бима? (С момента разлуки. Просмотр видеофрагмента. Слайд 15,16
Как можно назвать события, связанные с трудностями, пережитыми Бимом? (Поиск хозяина. Слайд № 17)
Задания для группы № 5
К событиям, которые названы во втором столбике, подобраны цитаты.
Расположить события в хронологическом порядке (как они происходили во времени, по порядку.)
Цитата | Событие |
1. «Вот так где-то кто-то перевернул стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому кто-то нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.» | Происшествие на железной дороге |
2. «Внутри что-то оборвалось от удара, и это что-то стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание». | Клим побил Бима на охоте |
3. «Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, шаркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь» | Бим в фургоне у собачников |
4. «Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал в удивлении, в неведении и горькой обиде» | Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес |
5. «Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Бим начинал терять веру в человека» | Встреча с Серым |
6. «Нет, не подал лапу Бим. Отвернулся и смотрел в пол. Впервые ослушался» | Первая встреча с Теткой, жалоба на Бима |
7. «Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это не потребовалось» | Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам |
ОТВЕТ |
Проверка задания
Задания для группы № 6
Сопоставить героя и цитаты из текста, характеризующие его.
№ | Герои | Цитаты |
-
| Даша | «Вот эта белокурая девушка, с большими задумчивыми и теплыми глазами, которым Бим поверил с первого взгляда. И он привел ее к своей двери» |
-
| Дядька, который снял жетон | «С виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике вместо галстука, в сером пиджаке, серо-белых брюках, с короткой серой бородой, в очках» |
-
| Толик | «Мальчик в спортивных осенних брючках и желтых ботиночках, в светло-коричневом пиджачке и осенней ворсовой фуражечке каждый день, перед вечером, шел с хромой собакой по одному и тому же маршруту. Он всегда был такой чистенький и опрятный, что любой встречный думал: «Сразу видно — из культурной семьи мальчишка». |
-
| Внучка Степановны Люся | «С беленькой ровесницей, тихой и скромной, Толик подружился крепко, хотя почему-то и стеснялся брать ее на прогулки. Зато в квартире Иван Иваныча, они, бывало, забавлялись с Бимом, а тот платил им преданной любовью и неотступным вниманием». |
-
| Алешка | «Мальчик в плаще, в сапогах, на голове шапка, в руках длинная палка, лицо у него было такое же коричневое, как у доброго человека, а пахло от мальчика овцами». |
-
| Отец Алешки Хрисан Андреевич | «Человек, пахнущий травой, был явно добрый, и Бим пошел с ним рядом, печальный и расстроенный». |
-
| Клим | «В один из обычных вечеров, когда собрались все и ужинали, вошел человек — высокий, широкий, костистый, крупнолицый, но с маленькими лисьими глазками и в лисьей шапке. Бим приметил, что Хрисан Андреевич глянул на вошедшего без улыбки, а из-за стола не поднялся навстречу, как всегда, и руки не подал». |
-
| Отец Толика Семен Петрович | «Бим приметил, конечно, что папа — хороший, спокойный, уверенный и ровный. А когда, несколько позже, провел Бима по комнатам, знакомя с квартирой, то и тут Бим заметил, что папа сидит один, с газетой в руках, и тоже — спокойно и уверенно. Хороший человек — папа…» |
ОТВЕТ |
Проверка этого задания совмещается с оформлением на доске: «Друзья, неравнодушные люди» - «Враги и недоброжелатели»
Какого человека можно назвать другом?
(Друг – это человек, который поможет подняться второму, когда тот упал, и в прямом, и в переносном смысле. Человек, который рядом в трудную минуту.)
Слайды 18-25
Каких героев еще можно вспомнить как друзей или недругов Бима?
«Друзья, неравнодушные люди» | «Враги и недоброжелатели» |
1 Иван Иванович – хозяин | Продавец щенков |
2 Степановна – соседка, присматривающая за Бимом | Тетка – соседка жирная, визгливая |
3 Люся – внучка Степановны (в конце повести нарисовала портрет Бима) | Судьи на выставке собак |
4 Дворник с метлой и другие | Девушка в белом халате в больнице |
5 Даша – случайная прохожая отвела Бима домой после участка | Прохожий толстый-претолстый |
6 Дежурный милиционер – Андрей Леонидович | Толстый мальчик из компании Толика – заразная собака |
7 Толик – городской друг Бима | Серый дядька и его жена |
8 Женщина укладчица на железной дороге – Матрена и ее бригада | Люди по сортам. Бабочка с ногами–бутылками – пятая нога |
9 Машинист поезда и его помощник | Водитель автобуса – продал Бима за 15 рублей |
10 Ветеринар | Клим – избил Бима на охоте |
11 Алешка – деревенский друг Бима | Семен Петрович – отец Толика – отвез Бима ночью в лес, но потом сожалел… |
12 Хрисан Андреевич – отец Алешки | Жена Семена Петровича – надо выгнать Бима |
13 Петровна – мать Алешки, поила вкусным молоком и пахла свеклой | |
14 Жена Клима – несчастная женщина, боялась мужа, плакала на работе – Бим пожалел ее. | |
15 Строители – подкармливали. (даже после насмешки с водкой мирились колбасой) | |
16 Сторож в сторожке - Михей | Смена сторожа – человек паршивый |
Проверка задания
В произведении много сцен, в которых зло сталкивается с добром при участии Бима. Слайд с видео 26
Чем заканчивается история Бима? (Гибель)
Почему Троепольский не дает возможности встретиться Ивану Ивановичу с Бимом и жить, как раньше?
Почему Зло побеждает добро?
Что этим хотел сказать автор?
Неужели в мире зла больше, чем добра?
Слайды 27-29
Подведение итогов. Согласны ли вы с высказыванием Л.Н. Толстого «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»? (Слайд 30)
Рефлексия. К кому мы отнесем себя в отношении к главному герою?
Если мы его друзья, если глубоко прочувствовали беду собаки, возьмем магнитики с соответствующим изображением и добавим на чашу весов добра. (Слайд 31)
Домашнее задание на выбор (распечатка на каждого обучающегося).
- Выучить наизусть стихотворение о собаке.
- Написать письмо Биму.
- Ответить на вопрос: Какие герои и как изменились, благодаря встрече с Бимом?
- Определить моменты сюжета в повести (Какие моменты произведения можно назвать прологом, экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом)? Построить кривую.
- Ответить на вопрос: «Почему в повести в начале и в конце изображаетя весенняя пора»?
-Ответить на вопрос: «Почему в произведении много раз встречается слово «дверь»? Какое значение играет этот предмет в повести»?
P.S. Задания для групп даны в форме ответов (для проверки). Задания для групп 5, 6 повышенной сложности.
Материал к проверке домашнего задания.
Работа с теорией литературы.
Пролог – обращение к читателю о преданности собак и верности людей
Экспозиция – 1 – 2 глава, Появление Бима у И.И., их счастливая жизнь.
Завязка – первая встреча с злым человеком (теткой-соседкой)
Развитие событий вверх – поиски хозяина
Кульминация – Гроза в лесу и встреча с волчицей
Развитие событий вниз – возвращение в город
Развязка – Гибель Бима
Эпилог – 17 глава «Лес вздохнул» - весна
Чтение последних строк повести – их значение.
Философия
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах.
Подумайте над смыслом слов Иван Ивановича:"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
В чем суть этого философского раздумья?
(Как зима и весна, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек достигнет гармонии в мире природы.)
Жестокость людей идет от равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
Как изменились герои, благодаря встрече с Бимом?
След, который оставил Бим.
- Степановна раньше была равнодушна к собакам, но Бим заставил ее любить, заставил ее любить, заставил своей добротой, доверием и верностью своему другу – человеку.
- Алеша и Толик почувствовали дух товарищества, объединились одним желанием, одной любовью к Биму, они верили – вот в чем гвоздь их поведения. Подобные знакомства остаются на всю жизнь. Толик будет жить ожиданием встреч с Алёшей.
- В тот вечер Семён Петрович уже не был спокойным и уверенным: сын подрастал и шёл мимо отца, а он, родной отец, не заметил этого. Бим оставил след и в его душе. Может быть, это был укор совести. Но Бим тревожил Семёна Семёновича и ночью.
- Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери последнего друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привел к нему, сам того не ведая, Бим.
- Молодой собаковод Иван считает себя виновным в гибели Бима; видимо, он испытывал укор мертвого, - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. Молодой Иван слишком близко принял к сердцу свою ошибку. Он рассчитался с карантинного двора.
- Иван Иванович: старого друга никогда не забудет. Память о верном друге, о его печальной судьбе тревожила старого человека.
Дверь.
Интересно употребление в тексте и конкретного слова-символа "дверь". Это слово называет бытовую реалию, весьма "прозаическую" вещь, но заключает в себе большую образную энергию и представляет возможность описать жизнь главного героя. В повести это слово употребляется двадцать два раза и несёт в себе разный смысл: это и цель Бима, и его спасение, и его надежда, и его гибель.
Бим твердо усвоил, что двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям. Так было до последнего момента.
Но «Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим: она обита жестью, местами уже с острыми рваными пятнами. Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии...»
Р. Рождественский «Стихи о собаке»
Дворовых собак по –особому холят
За то, что они,
На луну подвывая,
От будки до дома
Все ходят и ходят
Под гулкою проволокой.
Как трамваи…
Я их не тревожу.
Я с ними не знаюсь.
За это они меня вправе облаивать…
Но жалко читать мне
Спокойную надпись:
«Собак без ошейников
Будут вылавливать…»
За что их ?
За внешность?
За клочья репейника?
За пыльную шерсть ?
За неясность породы?
За то, что щенками доплыли до берега?
Доплыли и стали ошибкой природы?..
Собаки – изгои.
Собаки- отшельники.
Надрывней поминок.
Ребенка добрее
они бы надели любые ошейники,
надели бы!
Если б ошейники грели.
За что их?
У них же- душа нараспашку.
Они ж в Человечество верят отчаянно!
И детское : «Мама, купи мне собачку…»-
В собачьих глазах застывает печалинкой…
И вот,- разуверившись в добрых волшебниках,
Последнюю кость закопав под кустами,-
Собаки, которые без ошейников,
Уходят в леса.
Собираются в стаи…
Ты знаешь, у них уж-волчьи заботы!
Ты слышишь: грохочут ружейные полымя!..
Сегодня мне снова
Приснятся заборы.
И лязги цепные за теми заборами.