СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Арктика- фасад России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8-х классах «Арктика-фасад России». Это первый урок в системе изучений природно-хозяйственных зон России. Ученики узнают об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Арктика- фасад России"»

МКОУ Ильковская СОШ





Урок географии



«Арктика – фасад России»





Учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство



8 класс



Раздел: природное районирование



Подготовила: учитель географии 1 категории

Золотарева Валентина Ивановна











Пояснительная записка

Методическая разработка урока по учебному предмету география, учебник под редакцией В.П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. 

Урок в 8-х классах «Арктика-фасад России». Это первый урок в системе изучений природно-хозяйственных зон России. Ученики узнают об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Ученики этого возраста адекватно оценивают влияние особенностей природы на хозяйственную деятельность человека, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют последствия деятельности человека (экологические проблемы). Предлагают пути решения.
Данная тема актуальна в современном обществе, требует системного подхода, что позволяет учителю географии постоянно внедрять на уроках бережное отношение к природе и любовь к Родине.

























Структура урока


Мотивация урока.

 «Широка страна моя родная! Много в ней морей, лесов и рек… – это строчки популярной песни. Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по ее территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, не так богаты лесом, они привлекают чем-то человека и влияние его велико, что заставляет задуматься о разумном использовании природных богатств, сохранении их для будущих поколений.


Тема урока: «Арктика-фасад России»


Цели и задачи урока.

Обучающие: Продолжить формирование знаний о ПТК; познакомить учеников с новыми терминами и понятиями; начать формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне Арктики; истории исследования и освоения; задачах современного освоения Арктики и связанных с ними экологических проблем.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с картой.

Учебно-наглядный комплекс.

Карты России – физическая, климатическая, почвенная, растительности; атласы, книги, атлас, проектор.


Формы проведения урока

Урок-путешествие


Тип урока

Изучение нового материала


Новые слова урока

Арктика, Северный морской путь


Географические объекты

Острова Арктики: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка.






Имена

Федор Литке, Семен Челюскин, двоюродные братья Лаптевы, Георгий Седов

Ход урока:

I .Организационный момент

I I. Изучение нового материала

Учитель.

Ребята, давайте представим, что мы все являемся участниками экспедиции! И мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие на север, к территориям страны которые располагаются за пределами Северного полярного круга… в Арктику.

Арктика – это необычайная красота: снежная пустыня, льды, дикие животные. Да и само ощущение пребывания на центральной точке планеты – Северном полюсе – оставляет неизгладимое впечатление на любого человека, побывавшего в этом регионе, но у нас как у любой научной экспедиции, есть цель путешествия.


Перед нами стоит задача:

1. Определить географическое положение Арктической зоны России.

2. Выявить климатические особенности региона.

3. Посмотреть, как влияют климатические условия на растительный и животный мир Арктики

4. Рассмотреть возможное хозяйственное использование зоны Арктических пустынь.

5. Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.


Прежде чем, мы отправимся в путешествие нам нужно проложить маршрут нашей экспедиции. Для этого мы воспользуемся картой, и определим, какие территории России занимает зона Арктики.


Задание №1 определить по карте «Природные зоны России» какие территории России занимает зона арктических пустынь (Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка).


Итак, мы определили интересующий нас объект.

Но мы не можем отправится в путь, как вы думаете, почему? (наводящие вопросы: когда вы отправляетесь куда-нибудь, то что вы делаете первым



делом?(собираем вещи), а как узнать, какие вещи нам потребуются? (узнать климат) значит нам нужно определить климат Арктики.


Задание №2Определите по плану климатические особенности Арктики.


План

1 климатический пояс (арктический пояс)

2. суммарная солнечная радиация ккал/см² в год. (70 ккал/см² в год→так как много радиации отражается от ледников и снега)

3. t ◦ ср. июля (0+2◦)

4. t ◦ ср. января (-20-40◦)

5. годовое количество осадков, мм (100-200 мм)

6. воздушные массы (арктические, на границе арктических и умеренных в.м. возникают сильные ветра)

7. по отношению к Северному полярному кругу (за полярным кругом →длительная полярная ночь→долгая зима с низкими t ◦ →30% (s всех арктических островов) занято покровными ледниками→достигают уровня моря→образуются айсберги).


Недавно было выяснено, что в современную эпоху, из-за человеческого вмешательства, происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников – ежегодно теряется около 0,2% всех запасов льда, и, возможно когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.


Вывод: для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность.

Такие условия будут сказываться на растительный и животный мир.


Теперь мы можем отправляться в путь и посмотреть, как влияют такие суровые условия на органический мир Арктики.

Давайте посмотрим на экран (просмотр слайдов «животный и растительный мир Арктики»)

Животных и птиц в Арктике очень много. Это белые (и даже, как ни покажется странным - бурые медведи), моржи, тюлени, нарвалы, полярные акулы и киты, олени, песцы, утки, гуси, полярные совы, белые чайки, моевки, крачки, бургомистры и многие-многие другие.


Ребята! Мы уже довольно хорошее имеем представление об Арктике, но пока мы не знаем о местном населении и их занятиях. Как вы думаете, есть ли в Арктике постоянные жители? (нет.) Почему? (так как суровые климатические условия).

Действительно, для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению.

Тем не менее в России большие современные города построены за Полярным кругом: Мурманск, Кировск, Норильск. Человек успешно осваивал Арктику, но при этом не всегда учитывалось, что северная природа необычайно чувствительна ко всякому неосторожному вмешательству. В наши дни, как правило, ни одно строительство не начинается без тщательного изучения возможных последствий для природы. Коренными жителями Арктики являются малые народы Севера (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и другие), которые умеют жить в согласии с природой. Их традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство — возрождаются и развиваются.

Арктический Север, все больше вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

1.Прежде всего, это богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шельфе Баренцева моря)

2. Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Северный морской путь к морям тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. А об этом нам расскажет ……….. (доклад учащегося «Северный морской путь»). Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (то Карских Ворот до бухты Провидения) 5600км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участков с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79г. шведской экспедицией Н.А.Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932г) Северный морской путь пройден экспедицией О.Ю.Шмидта на судне "Сибиряков" .


Задание №3Найдите на карте основные порты Северного морского пути: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.


3. Рыболовство, охота на промыслового зверя (белый медведь, песец, белек, морж) привели к резкому сокращению численности арктических животных.

4. Испытание ядерного оружия (остров Новая Земля), радиоактивное загрязнение.


Задание №4. Какие меры, вы можете предложить по вышеизложенным проблемам?





1. Прекращение испытаний ядерного оружия.

2. Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти.

3. Ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных.


Внимание на экран. Просмотр слайдов «Таймырский заповедник», «Заповедник на остове Врангеля»

Остове Врангеля - единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные скопления моржей. На острове Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведицы появляются малыши. Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.


В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягиваются не а годы, а на многие десятки и даже сотни лет.


I I I. Закрепление изученного материала

Наше путешествие по Арктике завершилось. Закрепим наши знания об Арктике

Слайд. Тест.

1. Зона Арктических пустынь расположена на островах:

А) Северная Земля; Б) Командорские; В) Новосибирские; Г) Сахалин.

2. Для Арктики характерны следующие животные:

А) белый медведь; Б) волк; В) зубр; Г) овцебык; Д) куница; Е) морж.

3. Отметьте характерные признаки природной зоны Арктики:

А) полярное сияние; Б) средняя температура июля около +2◦С;

В) выпадает много осадков; Г) поверхность сильно заболочена;

Д) ) практически отсутствуют почвы; Е) на скалистых берегах много птиц. Ж ) обилие ягодных кустарников.

Домашнее задание.

§ 29, на контурную карту нанести:

1) цветом территорию Арктики;

2) пунктиром Северный морской путь и пунсонами крупнейшие порты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!