СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 4 класс»

Урок русского языка в 4-м

Тема "Глагол"


Цель:

  • повторить понятия о глаголе, как части речи;

  • формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

  • выяснить роль глаголов в речи;

  • развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;

  • воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, «Русский язык» Иванов С.В. учебник для 4 класса, издательство "Вентана - Граф" 2009г

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок

Ну как, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


II. – Открывайте тетради. Запишите число классная работа.

1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)

Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось? Назовите.

Доска: слайд 2

смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит

– Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)

б). Игра “Разгадай-ка”.

Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово. Слайд 3

П Х Г Л С Ш А Г К О Л

Читаю стихотворение (во время работы детей).

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет,

Чистит – все расскажет нам… (глагол)


– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)


в). А о глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.

Игра “Верю – не верю” (Я пополняю кластер по вашим ответам) слайд 4

1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)

2. Обозначает действие предмета? (Да)

3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)

4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, только по числам и родам)

г). Заполнили кластер.


2. Осмысление новой информации.

Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся, наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).

а). Откройте учебники с .71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимание»

– Что знаете, вы рассказали.

– А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)

– Может, кто-то знает, какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)

б). Скажите, ребята:

– Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)

– Сможем ли мы построить распространенное предложение?

– Будет ли понятно, о чем сообщается? (нет, не будет понятно, о чем сообщается)

– Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.

Доска (записан текст без глаголов)

Вот и …(промчалось) знойное лето. …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.

1. Прочитайте.

– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать, о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст. Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, ,помогают точно понять смысл сказанного).

Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.

2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)

в). Физминутка.

3. Закрепление

а) с. 71 упражнение 1.

– Задание: прочитайте текст. Выпишите глаголы. (Добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)

б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Поможет ответить на вопрос пословица. Слайд 5.

Устами младенца глаголет истина.

– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.

г). Работа над развитием речи и внимания.

– Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?

Говорить в глаза слайд 5

Спилить дерево

Съесть помидор

Спешить на работу

– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).

– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).

– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.

Взаимопроверка.

д). Работа в парах.

На партах лежат карточки.

Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.

Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

1 карточка.

А рядом, у проталинки

В тр..ве между к..рней

Б..жит, струится маленький

Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са медвяная

Сп..лзает по р..ке,

Под нею зел..нь пряная

Сияет в серебре.

3 карточка

Черепуха душистая

С в..сною расцв..ла

И ветви з..л..тисные

Что кудри зав..ла.

Проверка:

Прочитайте глаголы, в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).

Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).

Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).

Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)

А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных, я проверю сама, проверяя тетради.

e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам

I в – 1,2. II в – 3,4

Задание: Записать в 2 столбика

Дополнительно: с любым словом составить предложение.

Проверка (взаимопроверка).

ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.

Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

III. Рефлексия слайд 6

Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.

Устная

Вы сегодня много работали по теме.

Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?

Каждый воспринимает информацию по-своему.

Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока?

А сейчас возьмите цветной карандаш и нарисуйте цветочек определённого цвета, как было комфортно на уроке

Красный – трудно.

Жёлтый – не очень.

Синий – легко.

Оценки

Домашнее задание слайд 7

с. 71-72 правило,

а) упражнение 3,

б) упражнение 4


Всем спасибо! Слайд 8


Презентация прилагается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!