СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый бинарный урок-викторина с использованием интерактивной доски "Знаешь ли ты лекарственные растения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бурный прогресс науки нашего века позволил разгадать многие тайны природы. Однако и сегодня мы продолжаем поражаться

ее сложностью и красотой, не устаем удивляться историям о чудесных исцелениях, о волшебной силе лекарственных растений, пришедшей на помощь нам или нашим близким. В наш просвещенный век есть место легендам, но в отличие от легенд и сказок прошлых времен, приписывавших волшебные свойства тем или иным травам, легенды наших дней -это дань их чудесным свойствам, позволившим спасти огромное количество людей.

В начале XX века лекарственные растения составляли 80% всех используемых лечебных средств, затем их потеснили синтетические, антибиотические и гормональные препараты, однако в настоящее время, несмотря на значительные успехи в создании ценных синтетических лечебных препаратов, лекарства из растений продолжают занимать важное место в современной научной медицине и соотношение тех и других стабилизировалось.

В России препараты растительного происхождения составляют

Просмотр содержимого документа
«Открытый бинарный урок-викторина с использованием интерактивной доски "Знаешь ли ты лекарственные растения"»

Организаторы: ЦМК № 3, 4


Ведущие: - преподаватели Гаврилова Н.М., Пономарёва О.Н.


Состав участников: группа 303 (18 человек),

специальность 060301 Фармация

Состав жюри: Гаврилова Н.М., Пономарёва О.Н.

Место проведения: «Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной»

кабинет № 7


Время: 45 минут


Наглядное оформление:

- интерактивная доска

-компьютерная программа для конкурса

-мультимедийная презентация викторины

- планшеты «Лекарственные растения»

-гербарий

-образцы фитопрепаратов


Форма проведения: мультимедийный бинарный урок – викторина.

Тип урока – закрепление и проверка знаний, умений.

















План проведения интегрированного урока – викторины

1. Вступительное слово ведущих – преподавателей

Бурный прогресс науки нашего века позволил разгадать многие тайны природы. Однако и сегодня мы продолжаем поражаться

ее сложностью и красотой, не устаем удивляться историям о чудесных исцелениях, о волшебной силе лекарственных растений, пришедшей на помощь нам или нашим близким. В наш просвещенный век есть место легендам, но в отличие от легенд и сказок прошлых времен, приписывавших волшебные свойства тем или иным травам, легенды наших дней -это дань их чудесным свойствам, позволившим спасти огромное количество людей.

В начале XX века лекарственные растения составляли 80% всех используемых лечебных средств, затем их потеснили синтетические, антибиотические и гормональные препараты, однако в настоящее время, несмотря на значительные успехи в создании ценных синтетических лечебных препаратов, лекарства из растений продолжают занимать важное место в современной научной медицине и соотношение тех и других стабилизировалось.

В России препараты растительного происхождения составляют

более 40% общего количества используемых в практической медицине лекарств.

На мировом рынке каждый третий лечебный препарат имеет

растительное происхождение и широко используется в медицине.

Для студентов фармацевтического отделения медицинского колледжа будет интересно узнать о происхождении, исторических источниках латинских названий растений.

Подавляющее большинство лекарственных трав отпускается из аптек без рецепта врача ,поэтому на фармацевта ложится ответственность за грамотную, квалифицированную консультацию посетителя аптеки о правилах применения и хранения лекарственного сырья в домашних условиях. Чтобы проверить ваши знания, мы проведем викторину «Знаешь ли ты лекарственные растения?» с использованием интерактивной доски.

Группа делится на пары, каждая пара выбирает порядковый номер выступления. На экране будет изображен рисунок лекарственного растения и задание. На подготовку дается 3 минуты. В ответе участвуют оба студента. Один должен рассказать легенду о происхождении названия растения и назвать показания к его применению.

Другой - написать на латинском языке, какое сырьё заготавливают и назвать главные БАВ и фармакологическое действие сырья.

Цели и задачи урока - викторины:

образовательные

-закрепить знания о латинских названиях лекарственных растений,

БАВ, фармакологическом действии, сырья;

-углубить, актуализировать новые знания; закрепить сведения,

используя информационные технологии;

-формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; выявить и оценить

степень овладения системой знаний;

-внедрить нетрадиционные формы обучения

развивающие

-формирование познавательных потребностей;

-формирование социальных профессионально

-компетентностных связей;

-формировать умение систематизировать, использовать знания по теме;

-организовывать устную коммуникации (создавать деловую атмосферу,

диагностировать задание, анализировать задание);

-активизировать мышление;

-ускорять переработку информации;

-вырабатывать и принимать творческие решения;

-формировать логическое мышление;

дискутировать и отстаивать личную точку зрения;

-привить навыки публичных выступлений;

-повысить общегуманитарную подготовку студентов.

воспитательные

-воспитание положительной мотивации учения;

-развивать коммуникативные умения;

-формировать навыки самостоятельной работы

  1. Информация об этапах проведения викторины

  2. Информация о критериях оценки ответов

4. Деление группы на пары, жеребьевка

5. Мультимедийная презентация викторины

(на обдумывание каждого ответа выделено по 3 минуты)

6. Подведение итогов: подсчитывается количество баллов

и выставляется оценка каждой пары


































План проведения бинарного урока- викторины

Тема: «Знаешь ли ты лекарственные растения?»



п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1

Организационный

Приведение в порядок внешнего вида студентов, заполнение журнала


Подготовка студентов к занятию

3

2

Вступительное

слово

Объявление темы и цели занятия, определение задачи и актуальности данной темы, значение ее изучения для профессиональной деятельности фармацевта

Мобилизация внимания студентов

5

3

Жеребьёвка

Деление группы на пары.Студенты берут карточки с номерами заданий.

Подготовка

к выполнению заданий

2

4

Мультимедийная презентация

Студентам задаются вопросы в форме мультимедийной презентации, ответы оцениваются экспертами

Активизация познавательной деятельности студентов


30

5

Подведение итогов занятия

Каждому студенту выставляется оценка с учетом критериев

Выработка умений анализировать и синтезировать полученную информацию



5














Бинарный урок- викторина

Тема: «Знаешь ли ты лекарственные растения?»

Группа 303

Эксперт: Гаврилова Н.М.

Критерии оценки ответов

1

Доступность изложения

2

Отсутствие ошибок

3

Культура речи





Шкала оценки критериев:

0 – не соответствует критерию

1 – значительное нарушение критерия

2 незначительное нарушение критерия

3 – критерий выдержан полностью



Оценка

Количество баллов

«5» – отлично

9

«4» – хорошо

8

«3» – удовлетворительно

7

«2» – неудовлетворительно

6




Ф.И. студента

задания

Критерии оценки

Количество баллов

Оценка

1

Доступность изложения

2

Отсутствие ошибок

3

Культура речи

1

Жучкина А.

Гайназарова Ф.

3

3

2

3

8

4

2

Батурина А.

Валеева Г.

1

3

3

2

8

4

3

Венская М.

Лукьянова Е.

5

3

3

2

8

4

4

Батракова Е.

Гайнуллина Д.

4

3

2

3

8

4

5

Ахмедова К.

Малкина В.

6

3

1

3

7

3

6

Маможонова Д.

Мустафина А.

7

3

3

2

8

4

7

Саркисян Р.

Фадеева Е.

2

3

3

3

9

5

8

Мингафина Р.

Кравченко К.

8

3

3

2

8

4

9

Яшин Р.

Гордеев Е.

9

3

2

2

7

3

2. Викторина: «Знаешь ли ты лекарственные растения?»



Задания

Эталон ответа

1

1.Какая легенда связана с происхождением латинского названия этого растения?

2.Назовите показания к применению.

3.Напишите на латинском языке, каое сырьё заготавливают, главные БАВ и фармакологическое действие сырья.



1.Ласточкина трава. Научное название чистотела происходит от латинского слова Chelidonium (ласточка) и объясняется древним поверьем: будто бы растение зацветает весной с прилетом ласточек, которые собирают сок и летят с ним к своим слепорожденным детям, чтобы возвратить им зрение.

2. Наружно: прижигание бородавок,

труднозаживающие раны, туберкулез кожи;

внутрь: заболевания печени, желчного

пузыря, язва желудка. Препараты: настой,

«холагогум», «витаон», «иберогаст».

3. Трава чистотела - Herba Chelidonii

БАВ: алкалоиды- производные изохинолина,

аскорбиновой кислоты, каротин, сапонины,

флавоноиды, органические кислоты.

Фармакологическое действие: спазмолитическое, желчегонное, противовоспалительное, бактерицидное, ранозаживляющее (применяют

по назначению врача, соблюдают дозировку).

2

1.Как называли это растение древние греки?

2.Назовите показания

к применению.

3.Напишите на латинском языке, какое сырьё заготавливают, главные

БАВ и фармакологическое действие сырья.






1.«Сладкий корень» - так назывался корень солодки за приторно-сладкий вкус. Древние греки покупали ее у скифов, поэтому и называли скифским корнем. В I в.н.э. знаменитый греческий врач Диоскорид назвал растение, дающее скифский корень, за его сладкий вкус глицирризой, а римляне переделали это название в более созвучное их языку слово «ликвирица», отсюда возникло еще одно название сладкого корня – лакричный корень.

2. Показания: болезни органов дыхания; от кашля: отвар, сироп, эликсир грудной, «Линкас», сироп Доктор йМОМ,«Ликвиритон»; «Флакарбин» - гиперацидны гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки-«Флакарбин;«Релцер» - обволакивающее, антацид;«Иберогаст» - для лечения функциональных расстройств ЖКТ, в терапии язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки;Глицерам-антиаллергическое, противовоспалительное, при бронхиальной астме, экземах, аллергических дерматитах.

3. Radices Glycyrrhizae

БАВ: тритерпеновые сапонины: из которых

главный – глицирризин, флавоноиды,

полисахариды (крахмал, пектины); витамин С,

Оказывает отхаркивающее , слабительное,

мягчительное, гормоноподобное действие

3

1.От каких слов произошло название этого растения?

2.Назовите показания к применению.

3.Напишите на латинском языке, какое сырьё заготавливают, главные БАВ

и фармакологическое действие сырья.








1.Дуб. Quercus произошло от кельтских слов «красный» и «дерево» и может быть переведено как «красное (красивое) дерево».

2. Применяют водные отвары 1:10 – для полоскания полости рта; примочки (20% раствор) – при ожогах, потливости ног, стоматитах. Порошок коры- в ветеринарии.

Входит в сборы, в состав препаратов «Стоматофит», «Тонзильгон Н».

3. Cortex Quercus

БАВ: 10-20% дубильных веществ.

Пектиновые вещества , флавоноиды.

Оказывает вяжущее, противовоспалительное,

антимикробное дейстивие.

4

1.Каковы источники латинского названия этого растения?

2.Назовите показания

к применению.

3.Напишите на латинском языке, какое сырьё

заготавливают, главные

БАВ, фармакологическое

действие сырья.



1.Малина. Родовое название малины по латыни Rubus образовано от слова rubber (красный) в связи с окраской плодов. Сочетание Rubus idaeus встречается у Плиния. Видовое определение idaeus (от носится к горе Иде – горный массив в центре острова Крит) указывает на место произрастание кустарника.

2. Настой, потогонные сборы, применяют при

различных простудных заболеваниях, как витаминное, как противосклеротическое средство.

Сироп малины-при болях в желудке, для улучшения аппетита и работы сердца, для улучшения вкуса лекарств.

3. Fructus Rubi idaei.

БАВ: содержат различные активные вещества:

до 12% сахаров ; органические кислоты пектины, дубильные вещества. антоцианы, микроэлементы: Cu , K;

витамины: В1, В2, РР, фолиевая кислота. , аскорбиновая кислота, каротин, жирные кислоты. .Плоды оказывают спазмолитическое, потогонное, жаропонижающее действие.

5

1.роисхождения названия

этого растения?

2.Назовите показания к применению.

3.Напишите на латинском языке какое сырьё заготавливают, главные БАВ и фармакологическое действие сырья.




1.Алоэ. На аккадскам языке (древнейшем из всех известных семитских языков) алоэ обозначалось «si-bu-ru». От этого слова произошло арабское «sabr», или «saber», означающее «терпение», «выносливость». Именно алоэ считали арабы символом терпения, поэтому выпаренному досуха соку алоэ они также дали название «сабур», которое дошло до наших дней. Слово «алоэ», есть предположение, что оно связано с арабским словом «блестящий» и еврейским «горький» и объясняется вкусом и внешнем видом высушенного сока растения.

2. - таблетки алоэ п/о как неспецифическое средство при комплексном

лечении глазных болезней.

- линимент алоэ наружно при ожогах и для предупреждения и лечения

лучевых поражений кожи.

- сок алоэ - для лечения гнойных ран (в виде примочек), ожегов,

воспалительных процессов внутрь при гастритах

(с пониженной кислотностью), энтероколитах, запорах,

повышения аппетита, слабо действует для повышения

сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям,

при ринитах острых – закапывают в нос.

- сироп алоэ с Fe - при анемиях

- биоарон-С - укрепляет иммунитет, стимулирует аппетит

Алоэ используют в косметике.

3.Folia Aloes arborescens recentia

БАВ: антрагликозиды, биогенные стимуляторы.

Препараты алоэ обладают п/воспалительными,

ранозаживляющими, антибактериальными,

противоожоговыми свойствами.

6

1. Назовите три версии

происхождения названия

этого растения.

2.Назовите показания к применению.

3.Напишите на латинском языке какое сырьё заготавливают, главные БАВ и фармакологическое действие сырья.












1.Полынь горькая

Происхождение латинского названия растения Artemisia имеет несколько версий. По одной из них, растение названо в честь жены царя Мавзола Артемизии, которая, по сообщению Плиния, излечилась этим растением. Другая связывает название полыни с греческим словом «здоровый», что объясняет целебное действие растения. Согласно третьей, названо оно было в честь богини Артемиды. Вот как объясняется это в поэме Одо из Мена «О свойствах трав» - литературном памятнике раннего средневековья: «Действие этой травы, говорят открыла Диана, что Артемидой зовётся у греков; отсюда название».

2. Применяют для возбуждения аппетита, при заболевании печени и желчного пузыря, эффективна при заболеваниях, вызванных патогенными грибами.

Для изгнания остриц делают клизмы из настоя полыни и отвара чеснока.

Настой полыни в комбинации с листьями мяты и шалфея для полоскания рта (для устранения запаха).

Настой, настойка, горькая настойка, экстракт густой, входит в состав желудочных капель, желудочных таблеток, сборы аппетитные и

желчегонные, препараты «Витаон», «Тройчатка - Эвалар», «Мараславин».

3. Herba Artemisiae absinthii

Folia Artemisiae absinthii

БАВ: Эфирное масло (туйол, туйон, азулен и др);

горькие гликозиды, фитонциды, флавоноиды, дубильные вещества, витамины, каротин, аскорбиновая кислота, алкалоиды, органические кислоты (яблочная, янтарная), полисахариды.

Горечи возбуждают аппетит, улучшают пищеварение, сырьё оказывает желчегонное, противовоспалительное действие, обладает фунгицидными свойствами, эфирное масло по свойствам

близко к камфаре – действует возбуждающе на ЦНС.

7

1. Какие мифы существовали у древних римлян о происхождении названия растения этого растения?

  1. 2.Назовите показания к применению.

  2. 3.Напишите на латинском языке какое сырьё заготавливают, главные БАВ и фармакологическое действие сырья.


1.Красавка-белладонна. У древних римлян существовал миф, согласно которому продолжительность жизни человека находится в руках трех парок. Одна из них – Лахезис - свивала нить жизни, вторая – Клото – держала веретено, а третья, самая старшая, - Атропа – обрезала нить жизни, что неминуемо вело к смерти. И когда шведский ботаник Карл Линней давал название этому растению, он вспомнил о безжалостной парке. Подобно ей, красавка может оборвать человеческую жизнь, для чего достаточно съесть несколько ее сочных ягод, напоминающих вишню.

Видовое название «белладонна» также указывает на некоторые свойства растения. В переводе с итальянского оно означает «прекрасная женщина». Женщинам Древнего Рима было известно свойство сока красавки сильно расширять зрачок при попадании в глаза. В результате глаза приобретают особый блеск. А если этим же соком натереть щеки, на них появится радостный румянец. Однако неосторожное обращение с красавкой, чрезмерное увлечение ею приводили к буйству даже самых скромных и тихих женщин, а иногда и к смерти из-за паралича дыхания.

2. Применяют при язвенной болезни желудка и 12п. кишки и др. заболеваниях сопровождающихся спазмами гладкой мускулатуры внутренних органов, дрожательном параличе, бронхиальной астме. Атропина сульфат для расширения зрачка.

Лекарственные средсва: атропина сульфат, настойка, сухой и густой экстракты, таблетки желудочные с экстрактом красавки, свечи с экстрактом красавки, свечи «Анузол», «Бетиол».

Комплексные препараты: «Бесалол», «Бекарбон» , «Бепасал», «Беллалгин», «Белоид», «Беласпон», сбор противоастматический, «Солутан», капли Зеленина содержат настойку красавки, «Беллатаминал», «Белластезин», «Спазмоцистенал»

3. Folia Belladonnae.

Herba Belladonnae

Radices Belladonnae

БАВ: Все части растения содержат тропановые алкалоиды:

гиосциамин, скополамин, атропин.

гликозид метилэскулин (сахар плюс хризатроповая к-та),

хризатроповая к-та имеет дигностическое значение

Препараты красавки оказывают спазмолитическое действие

8

  1. 1.Почему и как Карл Линней назвал это растение?

  1. 2.Назовите показания к применению.

  2. 3.Напишите на латинском языке какое сырьё заготавливают, главные БАВ и фармакологическое действие сырья.












1.Синий василек. Карл Линней назвал этот цветок Centaurea в честь мифических кентавров – существ с туловищем лошади и головой человека. Из записей Плиния известно, что мудрейший из кентавров – Хирон, знавший силу разных лечебных трав, исцелял разных героев мифов с помощью василька. Своему искусству Хирон обучил не мало юношей, среди которых был и сын Аполлона Асклепий, позднее ставший богом медицины. Так растение стало известно как цветок кентавра, или центавра. Правда, есть одно придание, объясняющее видовое название василька. Цианус – имя юноши, который был так пленен красотой лазоревых цветков, что одевался только в синее и все свое время проводил в поле за плетением венков и гирлянд. Ведь в дословном переводе с латинского cyanus означает синий.

2. Применяется при отеках, связанных с заболеваниями ССС.

Используют настой , сборы, чаи

3. Flores Centaureae Cyani

БАВ: флавоноиды, антоцианы, производные флавонов,

горький гликозид – центаурин, дубильные в-ва, слизь.

Оказывает легкое мочегонное и желчегонное, противовоспалительное и антимикробное действие.

9

  1. Каковы версии

происхождения названия

этого растения?

2. Назовите показания к

применению.

3. Напишите на латинском языке, какое сырьё заготавливают, главные БАВ и

фармакологическое действие

сырья.


1. Ландыш майский - Convallaria majalis

Происходит в связи с местообитанием, от латинского Convallis – долина, греческое leirion – лилия, т.е «лилия долин», латинское majalis - майский

2. Настойка ландыша; настойка ландыша вместе с настойкой пустырника, валерианы. Применяется при неврозах, нарушениях сердечной деятельности, обладает седативным действием. Коргликон вводят внутривенно при острой и хронической сердечной недостаточности II и III стадии. Из ландыша дальневосточного получают «Конвафлавин» - при холециститах, холангитах и др.

3. Flores Convallariae

Folia Convallariaе

Herba Convallariae

БАВ: сердечные гликозиды карденолиды, производные строфантидина.

Оказывает кардиотоническое, седативное действие.

ландыш дальневосточный – желчегонное.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!