СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Живой мир нерестовой реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Визитная карточка мероприятия

Название мероприятия

«Живой мир нерестовой реки»

Тема мероприятия

Экология нерестовой реки

Форма  мероприятия

Познавательно – игровая программа

Цель мероприятия

Закрепить знания детей об экосистеме нерестовой реки

Возраст аудитории

Дети 6-7 лет объединения «Любознайка»

Численность группы

10 чел.

Место мероприятия в дополнительной образовательной программе

Закрепление этапа «Взаимосвязь природы и человека»

Степень сложности для детей

Мероприятие не вызывает трудностей, потому что содержание бесед обсуждалось на занятиях, игры разрабатывались на занятиях совместно детьми и педагогом

Форма подведения итогов

Игровая программа, совместное обсуждение  способов решения экологических проблем нерестовых рек

 

Сценарий  открытого занятия.

Экологическая  познавательно-игровая программа

«Живой мир нерестовой реки»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подведем итог по теме «Живой мир нерестовой реки». Вспомним понятия: нерестовая река, прирусловая растительность, пресноводные беспозвоночные, паразиты лососевых рыб,  угрозы нерестовой реки. Посмотрим видеосюжеты о нерестовой реке и проиграем ситуации  из мира  природы. В заключение программы каждый из вас поделиться своими впечатлениями и все вместе сделаем вывод - как нам сохранить природу.

Блок 1. Нерест лосося

1.Тымь – нерестовая река

 Нерестовые реки на Сахалине - это реки,    в которых лососевые виды рыб выметывают икру, чтобы продолжить свой род. В этих реках развивается молодь рыбы. Давайте проследи  жизнь в нерестовой реке на примере р.Тымь.

Скажите, что значит понятие «река Тымь ?» (Тымь в переводе с нивхского языка  означает «Нерестовая река»). По своим размерам р.Тымь занимает второе место на Сахалине после р.Поронай.

На  берегах  какой  реки   расположен  п.Ноглики? (по берегам р.Тымь)

В какой части р.Тымь нереститься лосось?  (в верховьях реки и средней части).

Почему именно в верхнем  и среднем течениях реки?  (хорошие условия для нереста: галечно-гравийный грунт с примесью булыжника, быстрое течение, холодная и прозрачная вода с большим содержанием кислорода).

Давайте сравним с дном реки нижнего течения (в нижнем течении снижается скорость  воды, поэтому дно заиливается, появляется много растительных остатков и уменьшается количество кислорода).

Какие виды тихоокеанского лосося заходят на нерест в р.Тымь? (сима, горбуша, кета)

Ребята, от места где расположен п.Ноглики до устья р.Тымь около 12 км.  Ширина реки здесь около 330м, дно  песчано-илистое, песчаное  с растительными остатками, местами торфянистое, скорость течения ниже, чем в верховье реки.  Может ли в таких  условиях нереститься лосось? (нет, потому что условия  участка не подходят для нереста).

2.Видеосюжет «Жизненный цикл лососей.Нерест».(1:06)

3.Нерестовые игры: «Займи место нереста», «Колюшка и личинки»

Блок 2. Река Тымь: прирусловая растительность, пресноводные насекомые

1.Значение прирусловой растительности для реки. Роль насекомых

На   берегах  рек  мы  можем наблюдать   много  растительности.  Это растительность называется  кратко - прирусловая, потому,  что произрастает  вдоль русла реки. Назовите формы прирусловой растительности (травы, высокие и низкие, кустарники, деревья). 

Скажите, насколько важна прирусловая  растительность для реки?

 (корни   сохраняют берега от эрозии (осыпания), кроны создают тень для реки, на растительности есть насекомые, которые являются источником пищи для мальков; некоторые из этих насекомых откладывают яйца в воде).

Какие деревья мы можем встретить на берегах  р.Тымь? (береза, осина,  ольха, ива, лиственница, рябина).

Мы уже говорили о том, что мальки лососевых  рыб питаются  личинками   насекомых. Например: веснянки, ручейники. Назовите других пресноводных беспозвоночных (мошки, рачки, моллюски, личинки комара-звонца, долгоножки).

  В какой воде обитают  ручейники, веснянки?  (показатели  чистой воды; чувствительные; не переносят загрязнения, высокую температуру или низкое содержание кислорода).

Кто из пресноводных беспозвоночных обитает в нижнем течении реки Тымь?

(выносливые насекомые: комары-звонцы, долгоножки, мошки, рачки, - могут выживать в водах с изменившимися условиями: понижением  кислорода, появлением большого количества осадков, загрязнением).

2.Видеоролик  «Выносливые беспозвоночные: мошки, рачки мизида».(1:01)

3. Игра «Мальки и личинки насекомых»

Блок 3. Паразиты лососевых рыб

1.Чем опасны паразиты лососевых рыб?

Когда малек подрастает, он  спускается в устье реки, где его организм привыкает к соленой воде, затем  отправляется в путешествие по морю. На этом долгом  пути его поджидает   невидимая опасность  под названием  паразиты лосося - лососевые вши.

Давайте вспомним, что значит явление «паразитизм»?

(паразит в течение своей жизни нападает всего на одну особь и поедает только часть жертвы, что может привести к медленной смерти; паразит живет в теле или на поверхности тела хозяина).

Назовите паразита, который живет на поверхности тела лососевых рыб? (лососевые вши)

2. Мультфильм «Лососевые фермы Канады». (02:09)

3. Игра «Лососевые вши»

Блок 4.Угрозы лососевым рыбам в природе

1.Опасность со стороны животных

Основную опасность для лососей в природе представляют медведи. Для того, чтобы запастись энергией на  долгую зиму, бурому  медведю необходимо съедать по 50 кг лосося в день.

Другие обитатели природы тоже не прочь полакомиться  насыщенной питательными веществами и жирами мясом  лосося. Назовите их  (выдры, лисы, орланы).

2. Видеосюжет «Анадромная миграция и нерест. Хищники». (05:24)

3. Экологические игры: «Лосось и орланы», «Медведь на рыбалке».

Блок 5. Угрозы для  реки, созданные человеком

1.Угрозы, созданные человеком.

Лососевым видам рыб нужна чистая, холодная, прозрачная вода, насыщенная кислородом. Но часто человек об этом не задумывается  и  совершает действия, которые приносят вред природе, то есть создает угрозы для  реки.  Скажите, какие существуют угрозы:  (моют машины в реках,  в результате чего  в реку попадают химические вещества, очень опасные  для живых организмов, изменяется запах реки).

Часто можно встретить, как после отдыха на природе, люди оставляют пакеты с мусором. Среди мусора есть пластиковая посуда, целлофановые пакеты, которые никогда не растворятся. Таким образом, с годами мусора становится все больше. Мусор попадает в реку, затем течением  относит в Охотское море. В итоге весь мусор скапливается в Тихом  океане. Многокилометровые горы мусора, скопившиеся в Тихом океане, видны даже из Космоса.

Другая опасность, это ливневые и сточные воды. В п.Ноглики  вода с улиц поселка попадает в р.Тымь. Чтобы избежать попадания в реки грязных вод с улиц поселка необходимо построить  дорогостоящие сооружения.

Спускаясь к роднику по крутому склону, люди, придерживаясь за ветки деревьев, повреждают их, подошвами обуви снимают верхний слой земли.

Еще одна опасность, созданная человеком – это сельскохозяйственная деятельность. Выпас  коров на нерестовые реки  представляет большую угрозу  для нерестовых бугров. Наступая на нерестовые бугры, коровы, сами того не понимая, разрушают гнезда лососей, в результате чего, личинки лосося гибнут.

Большой урон наносят браконьеры, вылавливая без меры, в огромных количествах  лосося для продажи.

2.Видеосюжет  «Рыбаки и браконьеры». (02:34)

3. Экологические игры:  «Главный враг лосося – браконьер», «Браконьеры и инспекторы», «Коровы и нерестовые бугры».

Блок 6 . Подведение итогов

(проводится после игровой программы)

Что мы должны сделать, чтобы сохранить  природу?

(бытовой мусор выбрасывать в контейнеры для мусора, а не оставлять на природе; если вырубить деревья по берегам рек, почва начнет осыпаться и попадать в реку, тогда вода в реке станет мутной, будет быстрее нагреваться, уменьшиться количество кислорода; в речку не должен попадать бензин и нефть; нельзя выпасать коров около нерестовых рек, потому что они могут разрушить нерестовые бугры, наступив на них; большую опасность представляют браконьеры).

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!