СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Познавательная программа "Путешествие в страну лосося".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества

пгт.Ноглики

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛОСОСЯ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ  

Объединение «Лососевый патруль»

Педагог высшей категории Л.Н.Еременко

пгт.Ноглики

 

Содержание

1. Конспект занятия

1.1.Общие сведения………………………………………………………………

1.2.Структура учебного занятия……………………………………………….. .

1.3.Содержательные блоки учебного занятия………………………………….

1.4.Методы обучения…………………………………………………………….

1.5.Планируемый результат……………………………………………………..

1.6.Оценка результативности……………………………………………………

1.7.Материально- техническое оснащение занятия …… ……………………  .

 

 

  1. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛОСОСЯ»

1.1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата, время и место проведения занятия:

 28 февраля   МОБУ ДОД ЦДТ, 13-00 – 15-45

Время проведения программы: 14-00 – 15-00

Ф.И.О.: Еременко Людмила Николаевна

Наименование объединения:  «Лососевый патруль». Индивидуальные образовательные маршруты.

Численность учебной группы: 5 человек

Возрастные характеристики: 12 лет

Тема учебного занятия: промежуточный итог по индивидуальным  образовательным программам

Место занятия в дополнительной образовательной программе: освоение приемов презентации исследования.

Степень сложности занятия в т.ч. для данной группы: ребята впервые выносят на аудиторию результаты своих  исследований. Это первый опыт передачи изученной и исследованной информации:  строение лосося и паразиты  лососевых  видов  вид;  экологические игры: создание и проведение; экологическое состояние береговой зоны р.Тымь; жизненный цикл лососевых видов рыб и разнообразие тайменя. Проведение программы планируется в разных кабинетах, поэтому на каждой станции будет работать один ведущий. Это накладывает на детей дополнительную ответственность. Кроме того, мы не можем заранее знать, сколько придет гостей и какого возраста. Поэтому,   работа ребят на станциях может быть несколько перестроена во время  проведения программы. 

Цель занятия: формирование   практических навыков просветительской деятельности

Задачи занятия:

создать условия для формирования  у воспитанников коммуникативных способностей и навыков просветительской работы

оценить умения и навыки  самостоятельной просветительской работы и степень развития познавательных способностей и навыков (умение анализировать учебную деятельность, развитие критичности в мышлении).

Форма учебного занятия:  практическое занятие

Тип занятия: самостоятельное применение знаний, умений и формирование навыков просветительской работы        

Форма организации работы: мелкогрупповая

Форма подведения итогов: анкетирование зрителей (участников программы), самоанализ, педагогическое наблюдение, оценка наблюдателя.

 

1.2.СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Время

Блок  занятия

Краткое содержание блока

Продолж. 

1

13-00 – 13-45

Вводная, организационная часть

1. Организация программы.

Повторение техники безопасности при работе с оборудованием.

Организация места проведения программы и подготовка оборудования (проверка работы компьютеров, проектора). Размещение  раздаточного материала. Репетиция.

45 мин

 

 

14-00 - 14-03

2.Встреча гостей.

Приветствие гостей. Ознакомление гостей с планом программы и раздача маршрутных листов.

3 мин

2

14-03 -14-45

Основная часть

1. Проверка знаний и умений обучающихся ребят.

Работа на станциях:

*строение лосося и паразиты  лососевых  видов  рыб  

*особенности жизненного цикла  лососевых видов рыб. Нерест в р.Тымь.  

 *разнообразие семейства   Лососевые. Виды тайменей   

*береговая зона р.Тымь: экологическое состояние  

Ведение  обучающимися ребятами  экологического познавательного   материала  для  гостей. Вопросы   от ведущих на станциях гостям для закрепления  экологического материала.

Педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся ребят на станциях  с целью проверки  их знаний и умений.

32 мин

 

 

 

2. Обобщение, систематизация, закрепление материала

Работа всех ребят на последней станции – игровая. Проигрывание с гостями  экологических игр созданных ребятами в соответствии с темами  станций: ролевые, сюжетные, интеллектуальные игры  

10 мин

3

14-45 – 15-00

Заключительная часть

1.Свободное общение.

Обмен мнениями.

Заполнение анкет гостями. Фотография на память.

15 мин

 

15-00 -  15-45

 

2.Подведение итогов занятия.

Анализ анкет гостей. Самоанализ обучающимися ребятами.  Оценка  деятельности ребят педагогом.

45 мин

 

 

 

 

 

 

 

1.3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

блок

этап

содержание этапа

значение  этапа в занятии

Блок 1. Вводная, организационная часть

Этап 1.   Организация программы.

 

Организация начала занятия:

*педагог проводит тренинги с ребятами: работа  с голосом; психофизические упражнения;

*ребята повторяют технику безопасноти при работе с оборудованием;

*ребята совместно подготавливают  станции для проведения программы:

 проверяют работу  компьютеров,  проектора;

 размещают  раздаточный материал    (маршрутные листы,   анкеты)  и демонстрационный материал  (плакаты, схемы, карты);

* ребята проводят репетицию по станциям

Настрой на продуктивную работу, снятие психоэмоционального напряжения;

проверка  у ребят знаний и умений и их готовности  к проведению программы.

2.Встреча гостей.

 

Ребята  встречают гостей в фойе. Приветствуют. Сообщают гостям название программы и  знакомят с ее планом, вручают      маршрутные листы.

Настрой гостей на принятие  программы.

Блок 2 . Основная часть

1. Проверка знаний и умений воспитанников.

 

Программа начинается одновременно на всех станциях по звонку:

1.каждый обучающийся на своей станции представляет результаты своего исследования: рассказывает теоретический материал, который сопровождается слайдами и роликами. Группы гостей, согласно, маршрутным листам, перемещаются по станциям.

2.вопросы   от ведущих на станциях гостям для закрепления  экологического материала.

Продолжительность работы   каждой станции – 8 мин. (6 мин – представление исследования, 2 мин – ответы на вопросы по теме). По звонку команды переходят на другую станцию в соответствии  с маршрутным листом.

Темы станций:

*строение лосося и паразиты  лососевых  видов  рыб  

*особенности жизненного цикла  лососевых видов рыб.Нерест в р.Тымь   

 *разнообразие семейства   Лососевые. Виды тайменей   

*береговая зона р.Тымь: экологическое состояние  

 

Этот блок является основным в занятии. Он позволяет педагогу  оценить степень  освоенных ребятами  знаний и умений посредством педагогического наблюдения.

 Презентации ребятами  ученических исследований формируют навыки просветительской работы.

 

2. Обобщение, систематизация, закрепление материала

 

Станция  Игровая   является  заключительной и совместной  для всех  участников программы  и ведущих станций.

1. Ведущие   проигрывают с гостями    экологические игры,  созданные ребятами в соответствии с темами  станций: ролевые, сюжетные, интеллектуальные игры.

2.Ведущие задают вопросы по темам игр.

3.Ведущие подводят итоги и отмечают самую успешную команду, набравшую большее количество баллов. 

 1.Совместные игры по темам презентаций  не только закрепляют экологические знания, сплачивают участников программы, но и позволяют каждому прочувствовать  взаимоотношения, которые складываются между  объектами  экосистем.

2. Вопросы по темам, которые задают ведущие  гостям,   позволяют оценить степень  понимания гостями не только темы, но и прозвучавшей проблемы.

 

Блок 3.

Заключительная часть

1.Свободное общение.

Обмен мнениями.

Заполнение анкет гостями. Фотография на память.

1.Ведущие программы благодарят всех за активное участие в программе, высказывают свое мнение. Обращаются к гостям с пожеланиями услышать их мнения  о работе станций, о важности приобретенных знаний. Предлагают  гостям заполнить анкеты «Мнение участника программы».

 Ведущие предлагают всем участникам   сфотографироваться на память.

Позволяет оценить  впечатление всех участников программы, выявить  сильные и слабые стороны. Основа оценки - анкеты  для гостей

 

2.Подведение итогов занятия.

Анализ анкет гостей. Самоанализ воспитанниками.  Оценка  деятельности ребят педагогом.

В  классе ребята проводят самоанализ  работы на станциях. Изучают мнение гостей. Делают выводы.

Педагог высказывает свое мнение о работе группы в программе.

Позволяет сделать обобщенный вывод о программе.

 

 

1.4.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

При подготовке, организации и проведении  занятия  использованы деятельностные методы обучения.

Личностно-ориентированные занятия, предусмотренные индивидуальными образовательными маршрутами, предполагают применение двух групп методов: репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный, проблемное изложение) и продуктивные (частично-поисковый и исследовательский, проблемное изложение).

В процессе обучения, направленного на разработку  обучающимися  индивидуальных тем, используется  репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый.

На данном занятии применяется  репродуктивный метод. В рамках познавательной программы,  воспитанники не только воспроизводят полученные ими знания от педагога и других источников информации и ихтиологических исследований, но  и осваивают новый для них способ деятельности – просветительский.

 

1.5.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предполагается, что в процессе подготовки  программы и проведения  представлений своих исследований, ребята приобретут   начальный опыт просветительской работы. Деятельностно - практическая компетенция  ребят, реализованная в рамках данного занятия, создаст позитивное отношение к себе, к группе. Придет осознание того, что их деятельность не только социально  полезна, но и вызывает интерес к экологии и краеведению п.Ноглики у детей, подростков, и людей старшего возраста. Кроме этого,   ребята смогут:

*обрести умения  презентации своих исследований;

*получить  «обратную связь» от других участников программы, что позволит оценить деятельность каждого и наметить пути для исправления ошибок или зафиксировать положительные (удачные)  результаты  деятельности;

*сделать объективные выводы о процессе подготовки к представлению своих исследований и их презентаций.

 

1.6.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Для отслеживания результативности занятия  разработаны  бланки анкет для гостей, анкет для ведущих станций.  Участники программы смогут их заполнить по ее окончании. Кроме того, предполагается живое обсуждение  деятельности ребят.  Во  время  занятия будет проводиться педагогическое наблюдение и оценка  наблюдателя.

 Данное занятие, в соответствии с   программами ИОМ,   представляет собой промежуточный этап  оценки УУД, поэтому здесь  применима  диагностика «Критерии отслеживания результативности обучения    программы  ИОМ». Для отслеживания эффективности учебного занятия  и дальнейшего системного анализа  используется  «Технологическая карта учебного занятия».

 

1.7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ  ЗАНЯТИЯ

Аудитория: 5 учебных классов (по одному классу на каждую станцию).

мебель: 4 стола для компьютеров и демонстрационного материала.

учебное оборудование: карандаши - 8; доска для размещения наглядного материала (плакатов и таблиц).

технические средства: 4 компьютера  с колонками.

наглядный материал: плакаты (жизненный цикл ТОЛ; бассейн нерестовой реки; строение лосося); определители «Прирусловая растительность»; таблица «Семейство лососевые».

демонстрационный материал:  видеоролики (Жизненный цикл ТОЛ; Сплав леса; Браконьер; Паразиты лососевых ферм);  слайды (Жизненный цикл ТОЛ. Нерест в р.Тымь; Тунеядцы-убийцы; Береговая зона р.Тымь; Разнообразие лососевых видов рыб. Таймени).

раздаточный материал: маршрутные листы; анкеты  «Мнение участника программы»; анкеты «Самооценка моей презентации».

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!