Открытое занятие кружка «Вокал»
Тема « Фольклор. Жанры русской народной музыки»
Цели :
1. Образовательная – обобщить знания о фольклоре, познакомить с жанрами русских народных песен.
2. Развивающая – развивать навыки музыкального восприятия, творческие способности учащихся; умения анализировать, сравнивать, обобщать ; вокально - хоровые навыки, чувство ритма; расширять кругозор.
3. Воспитательная – обогащать духовный мир детей, воспитывать любовь к Родине, к истории своего народа.
Виды деятельности :
Пение
Слушание
Игра на музыкальных инструментах
Движение под музыку
Импровизация
Материал урока, оборудование:
Фонограммы РНП, презентация, музыкальный центр, инструменты (ложки, бубны, свистульки), ИД
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Вход под музыку « Во поле орешина» ИД слайд 1
Исполнение песни : «Дорогого гостя встречаем»
Дорогого гостя встречаем,
Радости , счастья желаем
Ты отведай гость наш , дорогой
Хлеба, соли нашего.
Ты отведай гость наш , дорогой
Хлеба, соли нашего.
Да прими поклон наш до земли,
Гостью доброму рады мы!
Угощение хлебом-солью
Ученик: Здравствуйте, гости дорогие.
Очень рады, что пришли,
Для нас времечко нашли.(поклон)
ИД слайд 2
2. Целеполагание.
На занятии мы вспомним пройденный материал о фольклоре,
петь и слушать музыкальные произведения, играть на музыкальных инструментах
3. Формирование умений и навыков.
-Какая музыка вас встретила? ( Русская народная )
-Ребята вы вошли под русскую народную песню «Во поле орешина» .
Отличительная черта РНП – её распевность, сердечная простота и задушевность, весёлый, задорный характер.
-Тема нашего занятия «Фольклор. Жанры РНМ. Слайд 3
Замечательные слова о русской народной песни сказала певица Л.Г.Зыкина.
Русская песня –это щедрость , не знающая границ.
Л.Г.Зыкина.
Слушание песни в исполнении Л.Зыкиной (видео)
Чтение стихотворения учителем
Ты откуда, русская
Зародилась, музыка?
То ли в поле чистом,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков)
-Песня являются верным спутником всю его жизнь. Детство любого человека начинается с родного дома, с голоса мамы и с песни.
- А сейчас вспомните , что такое фольклор? (устное народное творчество) Слайд 4
- Как до наших дней дошла народная песня? ( из уст в уста передавалась)
Картинка сказителей
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
-О чем мы узнаем из песен?
(Из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об исторических событиях далекого прошлого.
-Эти виды народных песен и называют жанрами народных песен.
Сегодня мы с вами будем определять жанры РНП.
( Это трудовые , обрядовые, исторические, шуточные, хороводные, плясовые, игровые, былины.
Слушание русских народных песен
- Сейчас мы с вами будем слушать РНП и постараемся определить к какому жанру они относятся. Слайд 5
Исполнение песни «Узорница та-ра-ра» Слайд 6
- Какой характер у этой песни?
- К какому жанру она относится?
- Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской.
Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.
-Какие это песни?(хороводные)
-Какие элементы хоровода вам известны? (круг, воротца, змейка, вьюн)
(Исполнение хороводной песни с движениями
« Я на камушке сижу») Слайд 7
Загадки о народных инструментах. (Презентация) Слайд 8
-Ребята , а какие инструменты являются символом России?(гармонь, балалайка)
Исполнение песни «Подай балалайку»
- К какому жанру можно отнести эту песню?
-У каждого народа свои традиции . Все важные моменты в жизни человека, в старину сопровождались обрядами, во время которых исполнялись песни
Исполнение песни Ой сад во дворе» с инструментами (ложки, бубны, свистульки)
- Какой характер у этой песни?
- К какому жанру она относится?
3. Итог занятия.
- Какая музыка звучала на занятии?
- Какие жанры РНП вы узнали?
-Какие песни исполнили? (перечислить)
Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звёзды.
И старушка Земля всё никак не поймёт,
В чём же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
Значит будет жить она!