СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Фольклор.Жанры русской народной музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие кружка "Вокал". На занятии дети знакомятся с различными жанрами русской народной музыки.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Фольклор.Жанры русской народной музыки"»

Открытое занятие кружка «Вокал»

Тема « Фольклор. Жанры русской народной музыки»

Цели :

1. Образовательная – обобщить знания о фольклоре, познакомить с жанрами русских народных песен.

2. Развивающая – развивать навыки музыкального восприятия, творческие способности учащихся; умения анализировать, сравнивать, обобщать ; вокально - хоровые навыки, чувство ритма; расширять кругозор.

3. Воспитательная – обогащать духовный мир детей, воспитывать любовь к Родине, к истории своего народа.

Виды деятельности :

  1. Пение

  2. Слушание

  3. Игра на музыкальных инструментах

  4. Движение под музыку

  5. Импровизация

Материал урока, оборудование:

Фонограммы РНП, презентация, музыкальный центр, инструменты (ложки, бубны, свистульки), ИД

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Вход под музыку « Во поле орешина» ИД слайд 1

Исполнение песни : «Дорогого гостя встречаем»

Дорогого гостя встречаем,

Радости , счастья желаем

Ты отведай гость наш , дорогой

Хлеба, соли нашего.

Ты отведай гость наш , дорогой

Хлеба, соли нашего.

Да прими поклон наш до земли,

Гостью доброму рады мы!

Угощение хлебом-солью

Ученик: Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли,

Для нас времечко нашли.(поклон)

ИД слайд 2

2. Целеполагание.

На занятии мы вспомним пройденный материал о фольклоре,

петь и слушать музыкальные произведения, играть на музыкальных инструментах

3. Формирование умений и навыков.

-Какая музыка вас встретила? ( Русская народная )

-Ребята вы вошли под русскую народную песню «Во поле орешина» .

Отличительная черта РНП – её распевность, сердечная простота и задушевность, весёлый, задорный характер.

-Тема нашего занятия «Фольклор. Жанры РНМ. Слайд 3

Замечательные слова о русской народной песни сказала певица Л.Г.Зыкина.

Русская песня –это щедрость , не знающая границ.

Л.Г.Зыкина.

Слушание песни в исполнении Л.Зыкиной (видео)

Чтение стихотворения учителем

Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков)

-Песня являются верным спутником всю его жизнь. Детство любого человека начинается с родного дома, с голоса мамы и с песни.

- А сейчас вспомните , что такое фольклор? (устное народное творчество) Слайд 4

- Как до наших дней дошла народная песня? ( из уст в уста передавалась)

Картинка сказителей

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

-О чем мы узнаем из песен?

(Из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об исторических событиях далекого прошлого.

-Эти виды народных песен и называют жанрами народных песен.

Сегодня мы с вами будем определять жанры РНП.

( Это трудовые , обрядовые, исторические, шуточные, хороводные, плясовые, игровые, былины.

Слушание русских народных песен

- Сейчас мы с вами будем слушать РНП и постараемся определить к какому жанру они относятся. Слайд 5

Исполнение песни «Узорница та-ра-ра» Слайд 6

- Какой характер у этой песни?

- К какому жанру она относится?

- Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской.

Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.

-Какие это песни?(хороводные)

-Какие элементы хоровода вам известны? (круг, воротца, змейка, вьюн)

(Исполнение хороводной песни с движениями

« Я на камушке сижу») Слайд 7

Загадки о народных инструментах. (Презентация) Слайд 8

-Ребята , а какие инструменты являются символом России?(гармонь, балалайка)

Исполнение песни «Подай балалайку»

- К какому жанру можно отнести эту песню?

-У каждого народа свои традиции . Все важные моменты в жизни человека, в старину сопровождались обрядами, во время которых исполнялись песни

Исполнение песни Ой сад во дворе» с инструментами (ложки, бубны, свистульки)

- Какой характер у этой песни?

- К какому жанру она относится?

3. Итог занятия.

- Какая музыка звучала на занятии?

- Какие жанры РНП вы узнали?

-Какие песни исполнили? (перечислить)


Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звёзды.

И старушка Земля всё никак не поймёт,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.


Русь талантами богата,

 Русь талантами полна,

 Если будут петь ребята,

 Значит  будет жить она!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!