СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие внеурочной деятельности по риторике "Законы правильной речи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие внеурочной деятельности по риторике "Законы правильной речи"»

Открытое занятие внеурочной деятельности по риторике в 5 классе


Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Законы правильной речи

Цель:

- определить и сформулировать основные черты правильной речи.
Задачи:

- развивать устную речь учащихся:
- прививать культуру речи и общения;
- воспитывать любовь к родному слову.

формировать установку:

· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.




Орг. момент

Интрига.


Сценка «Опоздавший ученик»

Действующие лица

Учитель.

Антон - опоздавший ученик.

В класс врывается опоздавший на урок ученик.



Антон. Извините, я опоздал.

Учитель. Это мы поняли. Объясни, почему. Что случилось?

Антон. Я не знаю, как начать…Как говорится, начну по порядку. Вообщем, тут такое дело…Сплю, я значит. Будит меня по утрам этот, как его… мой попугай. Ровно в 7.30 он говорит: «Пора вставать». Но вчера у него.. того.. был день рождения, и я угостил его мороженым. Вообщем,.. того

Учитель. Что того?.

Антон. Ну, вот, значит, голос потерял...

Учитель. Кто потерял? Ничего не понимаю.

Антон. Иннокентий!

Учитель. Какой Иннокентий? Это твой брат?

Антон. Да ну…. Брата Андрюхой зовут. А это Иннокентий.. Короче, попугай мой.

Учитель. Да…. Ясно…

Антон. Ну я и говорю, потом я из дома вышел, а этот на меня как налетел, отдавай рюкзак, говорит, а то хуже будет..

Учитель. Ужас! А кто налетел?

Антон. Ну этот, бандит один, вооруженный…

Учитель. И что же он сделал?

Антон. Домашнее задание забрал! Ну как-то так…

Учитель. Вот так история... Скажи, пожалуйста, а есть ли хоть слово правды в твоем рассказе?

Антон. Ага…Целых два: Я ОПОЗДАЛ.

- Почему эта ситуация вызывает у нас улыбку?

- Почему учитель не сразу понял ученика?

- Что же мешало пониманию слов?

(Возможные ответы учеников:

Много ненужных слов, двусмыслица, неточность)

- Как вы думаете, если бы все так говорили, могли бы люди нормально общаться, понимать друг друга?


- Поговорим сегодня о том, какой должна быть правильная речь. Тема нашего занятия «Законы правильной речи».

- Какие цели поставим перед собой? (определить основные черты правильной речи, соблюдать законы правильной речи)

Речевая разминка

Помним: проговорить не только быстро, но и очень чётко, правильно. Работаем в темпе.

- Мысленно читаем с доски: «Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла».

- Произносим без звука, чётко артикулируя.

- Хором, шёпотом, чётко, медленно.

- Хором, громко, чётко, медленно.

- Хором, убыстряя темп.

- А теперь произнесите скороговорку с подтекстом:

а) восхититесь справедливостью королевы;

б) посочувствуйте Карлу.

  • Работа в паре.

- Произнесите скороговорку с любым из предложенных подтекстов

и оцените друг друга

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

ΙI. Открытие новых знаний.

Беседа

Древнегреческий философ и оратор Сократ как-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал».

А русская народная мудрость гласит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».


-Что вы думаете по поводу этих слов?

-Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

- Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета.


Ералаш – «Почему мы так говорим?»


Беседа

-О чём говорит этот сюжет?

-О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе.

-Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию.


4. На основе анализа ситуации делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.



III. Развитие умений. Применение знаний.


























































Физминутка

Анализ ситуаций

А теперь представьте следующую ситуацию. (Сценка «Диалог»)


Диалог
- Где Люба?
- По батожья ушла.
- По что?
-Ну, по столбцы.
- По что?
- Ну, по петушки.
- По что? По что?
- По стебени.
- Не понимаю.
- Ну, какой ты бестолковый. По щавель.

- Почему мальчик не понял девочку?

- Можно ли употреблять такие слов в разговоре с незнакомыми людьми? Почему?


- Конечно, подобные слова уместно использовать в той среде, где понимают их значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми такие слова будут непонятны.


- Какой же должна быть наша речь?


Вывод (делают дети): Речь должна быть понятной.

Запишите вывод в своих рабочих листах.

- А со следующей ситуацией мы сталкиваемся очень часто.


Сценка «Пересказ»

Я сегодня смотрел фильм. Там один бах, трах.
Другой брык, бумс.
Вообще, трам - тара - рам.
Вдруг бух, ой-ой-ой.
Ура! и конец. Вот!

Жил – был Этот, как его.
Ну и значит и того,
Жило Это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это, в общем, значит, так…
И еще какой – то Э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все,
Ну, и значит, и вообще…

- Почему непонятна речь ребят?
- Много ли в ней слов общедоступных, нейтральных?
- Наблюдаем ли мы четкость речи?
- Соответствует ли она норме?
- Какой же вывод мы с вами сделаем ?


Вывод (формулируют дети): Речь должна быть четкая и соответствовать норме (литературной, лексической, грамматической). С этими нормами вы познакомитесь постепенно, изучая литературу, русский язык, риторику.
Запишите вывод в своих рабочих листах.




Работа в группах (составить словарик)


-Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы, появляются ненужные слова и даже грубые выражения.

-Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов учеников.


  1. Деньги - …

  2. Хорошо -…

  3. Плохо -…


Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник.


- А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова?

- Это уж точно нет.

- Вот именно! Вы все правы. Такая речь не может быть объектом для восхищения, подражания. От таких слов веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен, поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь.

Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный язык, а значит, и общая культура человека.

















Работа с текстом упражнения (выразительное чтение)

- Почему слова Бобки вызвали улыбку?
- Уместна ли была его речь?

- Какой же вывод мы с вами сделаем ?
Вывод(формулируют дети): Речь должна быть уместной.



- Ребята, где же мы можем найти образцы правильной речи? У кого мы можем поучиться?


Чтение стихотворений. А.С.Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»

-
Что вы представили, когда слушали стихотворение?
- Какие образы возникли? Вслушайтесь в красоту слова.

- Какой же вывод мы с вами сделаем ?



Вывод(формулируют дети): Речь должна быть образной, яркой. Запишите вывод в своих рабочих листах.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

















- Перечислите основные признаки правильной речи.
- Вспомните цели, поставленные в начале урока. Мы их достигли?


- Говорят, что лучшее лекарство от всех болезней – это смех. Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Я попробовала составить подобные советы для любителей подменять литературный язык необщеупотребительными словами.


Если вы сегодня утром

не сказали слова «супер»,

Протянув «клешни» к «кормушке»,

Не дождаться вам обеда!


Если «тормоз ты по жизни»,

чаще сленг используй в речи,

Обрастай, «братан», «хвостами»

на уроках красноречья.

И тогда ты будешь самый

Лучший «чайник» на планете!


V. Рефлексия

Оцените свое эмоциональное состояние на занятии, комфортно вам было или что-то вызывало тревожность, неудобство. Перед вами смайлики. Выберете тот который больше соответствует вашему состоянию и приклейте его к своему рабочему листу.



VI. Завершение урока

- В Древнем Риме была фраза, которой оратор нередко заканчивал своё выступление.

«DIXI!», что означало «Я всё сказал!», а иногда и полной фразой, известной каждому римлянину:

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI» ,

что выражает полное удовлетворение, испытываемое оратором, а именно

СКАЗАЛ И ОБЛЕГЧИЛ ТЕМ СВОЮ ДУШУ!

Я тоже говорю Вам: «DIXI!»

Наше занятие окончено. Спасибо всем: нашим замечательным актерам, ребятам, проявившим активность на занятии, нашим гостям!


Деньги - …

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



Хорошо -…

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



Плохо -…

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________




Базар_____________________________________________________

Надыбать_________________________________________________

Прикид___________________________________________________

Прикол___________________________________________________

Пруха____________________________________________________

Тормоз___________________________________________________

Хвост____________________________________________________

Чайник__________________________________________________












Речь должна быть

ПОНЯТНОЙ

УМЕСТНОЙ



ЧЁТКОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ НОРМЕ





ОБРАЗНОЙ, ЯРКОЙ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!