СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по дисциплине Информатика для специальности 09.02.03 Программирование компьютерных систем, на тему "Решение логических задач"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное открытое занятие проводится на первом курсе СУЗ в рамках дисциплины "Информатика" и входит в раздел рабочей программы "Информация и информационные процессы" во время изучения темы "Логические основы устройства компьютера"

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по дисциплине Информатика для специальности 09.02.03 Программирование компьютерных систем, на тему "Решение логических задач"»

Автор: Шилова Анна Владимировна

Образовательное учреждение: ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский Технологический Университет» Колледж приборостроения и информационных технологий

Предмет: информатика

Группа: ПКС-11

Тема: Решение логических задач

Раздел рабочей программы: Информация и информационные процессы

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: игровое занятие, направленное на воспитание культуры сотрудничества, культуры умственного и творческого труда.

Технология: игровая, проблемно-развивающая технология

Преобладающий метод обучения – «мозговой штурм»

Цели занятия:

  1. Систематизация и актуализация знаний и навыков, по решению логических задач тремя способами: методом рассуждения, табличным методом и с помощью алгебры логики;

  2. Развитие у школьников твор­ческого мышления;

  3. Развитие активности учащихся.

Задачи занятия:

1. Образовательные — получение новых знаний и закрепление полученных знаний,; знакомство с алгоритмами решения логических задач; обеспечение достижения положительных результатов в самостоятельной деятельности обучающихся

2. Развивающие

  • развитие логического мышле­ния, расширение кругозора.

  • развитие памяти, внимания, грамотной речи, а также интереса к разделу информатики – Информатика и информационные процессы;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности.

3. Воспитательные

  • работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике;

  • формирование умений и навыка обучающихся работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда;

  • воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности;

  • создание условий для самореализации и самоутверждения обучающегося в учебном процессе

  • развитие познавательного интереса.

Учебно-методическое обеспечение: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов

Время реализации занятия: 1 занятие


Оборудование: компьютер­, оснащенный ли­цензированным программ­ным обеспечением, операционная система Windows 9x или выше, мультимедийный проектор; компьютерные презентации, карточки с логическими задачами.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия и определения тем «Основы логики и логические операции», «Законы алгебры логики».


Обучающиеся должны уметь:

  • упрощать логические выражения;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • записывать составные высказывания в виде логических функций;

  • решать логические задачи.

Карта занятия


Комментарий хода занятия




Время (мин)

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Вступительное слово преподавателя, активизация внимания, объявление темы занятия.

3

Внимание


Любознательность

Определение целей занятия

2

Внимание


Умение слушать и слышать;

Обсуждение способов решения логических задач и запись их в тетради

5

Внимание,

Память,

Организованность


Мышление,

умение слушать и слышать,

ясность и точность речи;

Разбор задачи №1 и запись решения в тетради

15

Внимание,

Память,

Организованность


Мышление,

умение слушать и слышать,

ясность и точность речи;

Самостоятельное решение задачи №2

15

Внимание,

Память,

Организованность


Мышление,

Исследование,

Наблюдательность; Самостоятельность;

Разбор задачи №3 и запись решения в тетради

15

Внимание,

Память,

Организованность


Мышление,

умение слушать и слышать,

ясность и точность речи;

Домашнее задание

5

Организованность

Ответственность

Логическая игра

25

Внимание,

Память,

Организованность


Исследовательские,

культура работы,

наблюдательность; самостоятельность;

коммуникативная культура

Подведение итогов занятия

5

Внимание,

Память,

Организованность


Мышление,

умение слушать и слышать,

ясность и точность речи;






Ход занятия

(работа в классе строится по группам)

  1. Организационная часть

приветствие; проверка отсутствующих; вступительное слово преподавателя.

  1. Цели занятия:

  • узнать способы решения логических задач;

  • научиться решать логические задачи разными способами.

  1. Обсуждение способов решения логических задач и запись их в тетради

Способы решения логических задач:

  1. Решение логических задач с помощью рассуждений

Этим способом обычно решают несложные логические задачи.

  1. Решение логических задач табличным способом

При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

  1. Решение логических задач средствами алгебры логики (на следующем занятии)

  1. Разбор задачи №1 и запись решения в тетради

Решение.

Имеются три утверждения:

  1. Вадим изучает китайский.

  2. Сергей не изучает китайский.

  3. Михаил не изучает арабский.

Если верно 1-е утверждение, то верно и 2-е, т.к. юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому 1-е утверждение ложно.

Если верно 2-е утверждение, то 1-е и 3-е должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение ложно.

Остается считать верным 3-е утверждение, а 1-е и 2-е – ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил – японский, Вадим – арабский.


  1. Самостоятельное решение задачи №2

Задача 2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая из жидкостей?

Ответ: в бутылке – лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.

Табличный метод решения логических задач

Задача 2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая из жидкостей?


бутылка

стакан

кувшин

банка

молоко

0

0

1

0

лимонад




0

квас





вода

0



0




бутылка

стакан

кувшин

банка

молоко

0

0

1

0

лимонад

1

0

0

0

квас

0

0

0

1

вода

0

1

0

0

Ответ: в бутылке – лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.

  1. Разбор задачи №3 и запись решения в тетради

Задача 5. Дочерей Василия Лобанова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже, а третья – в Москве. Известно, что

    1. Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове.

    2. Парижанка – не актриса.

    3. В Ростове живет певица

    4. Лариса – не балерина.

Париж

Ростов

Москва


Певица

Балерина

Актриса




Даша







Анфиса







Лариса




В каждой строке и в каждом столбце может быть только одна единица!

Решение:

Париж

Ростов

Москва


Певица

Балерина

Актриса

0

1

0

Даша

1

0

0

1

0

0

Анфиса

0

1

0

0

0

1

Лариса

0

0

1

Ответ: певица Даша живет в Ростове, балерина Анфиса живет в Париже, актриса Лариса живет в Москве.

  1. Домашнее задание

Задача 4. Ребята знали, что у четырех подруг – Маши, Вали и Наташи – дни рождения приходятся на разное время года, но не могли точно вспомнить, у кого на какое. Попытки вспомнить закончились следующими высказываниями:

  1. У Вали день рождения зимой, а у Кати – летом.

  2. У Кати день рождения осенью, а весной у Маши.

  3. Весной празднует день рождения Наташа, а Валя отмечает летом.

Позже выяснилось, что в каждом утверждении только одно из двух высказываний истинно. В какое время года день рождения у каждой из девушек?

  1. Логическая игра (компьютерная презентация Логические задачи_игра)


  1. Подведение итогов занятия




Информационные ресурсы:

  1. А.А.Чернов, А.Ф.Чернов Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов – Волгоград: Преподаватель, 2006

  2. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005

  3. http://ntl.narod.ru/logic/smullyan/lady/p2.html

  4. www.koob.ru/smallian/princessa_ili_tigr -

  5. http://ntl.narod.ru/logic/course/valentin.html

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!