СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое внеклассное занятие "Почему их так называют?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное меропириятие "Почему их так называют?" Эту разработку можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, во внеурочной деятельности. На внеклассном занятии ребята оправляются в путешествие и на каждой остановке узнают много интересного и полезного. На остановке "Мы исследователи", делают опыты , исследование и пишут гусиными перьями. На остановке  этимологической "Почему  их так называют?" , раскрывается название птиц.. На музыкальной  остановке "Чей голосок?"  ,узнают птмцу по голосу. На остановке математической "Птицы в цифрах" решают примеры и на кроссворде отмечают названия птиц. На остановке "Знаки говорят" рисут природный знак и объясняют его.На занятиях используются различные технологии.Технология сотрудничеств,проблемное обучение, здоровосберегающая, игровая ,ИКТ.

Используются различные формы организации учебной деятельности групповая, индивидуальная,групповая, работа в паре.

Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное занятие "Почему их так называют?"»

Интегрированное внеклассное занятие

во 2 а и во 7б классах

Тема занятия: «Почему их так называют?»

Цели занятия: изучить название и происхождение птиц.

Задачи занятия:

  • познакомить учащихся с историей происхождения слов и наукой изучающей историю происхождения слов;

  • рассказать о признаках, которые положены в основу названия и объяснить происхождение некоторых птиц;

  • найти интересные факты из жизни птиц;

  • исследовать строение пера птицы;

  • развивать смекалку и любознательность в математических способностях;

  • воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Оборудование:

мультимедиапроектор, выставка книг о птицах нашего края, рисунки учащихся, этимологический словарь, картинки разных птиц, набор перьев птиц, лупа, тушь для письма, раздаточный материал в конвертах разного цвета ( ребусы, кроссворды), маршрутный лист,

Ход занятия.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проведем интегрированное занятие, объединим уроки внеклассного русского языка и биологии, и проводить его будут два учителя Ольга Викторовна и Ирина Владимировна.

I Организационный момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

II. Определение темы и целей занятия.

  1. Почему их так назвали? (Слайд 2)


Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём.. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово. Почему школу назвали школой, а не домом? Почему мы так говорим: чашка, ложка? Почему предметы называются так, а не по-другому? Всех, кто любит свой родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует происхождение слов. Я думаю, что среди вас тоже есть такие ребята, которым это интересно. А между тем есть целая наука, изучающая происхождение слов.



- А кто из вас знает, как называется наука, которая занимается историей происхождения слов?

(Слайд 3)Этимология – (с греческого) «наука об истинном значении слов». Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка; какой образ положен в его основу; каким образом образовано слово.

Существуют специальные этимологические словари, из которых вы, ребята, можете узнать о происхождении интересующих вас слов. (Демонстрация этимологического словаря)

III . Открытие новых знаний.

Путешествие в птичий зоопарк

Сегодня у нас необычное занятие (Слайд 4)

Отгадайте, куда мы отправимся в гости? Есть хороший добрый дом,
Поселились звери в нем
Волки, зебры и мартышки,
И большие и малышки. Чистят перышки и лапки,
Все здесь славно, все  в порядке.
Всем здесь весело живется,
……………… дом зовется. (заставка в мире животных) (слайд 5)

Его мы проведём в … зоопарке. Не беда, что у нас нет настоящего зоопарка, мы устроим его в классе. О ком мы сегодня будем говорить, отгадаем загадку и узнаем.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица). (Слайд 6)



Давайте попробуем поставить вместе цели занятия? (ответы детей)

И так, наше занятие будет посвящено птицам. Мы поговорим с вами о том, почему птицы получили именно такие названия, об истории происхождении слов, о науке, которая занимается изучением истории происхождения слов, узнаем интересную информацию о строение перьев, совершим остановки, на которых вы найдете для себя, что- то новое и интересное. ( Обобщение учителем)

У вас на партах лежат маршрутные листы, в них вы будете фиксировать, интересные, необычные и новый знания, которые вы услышите. (помощь учеников 7 класса)


Остановка

«Мы маленькие исследователи»

Остановка

этимологическая

«Почему их так называют?»

Остановка

музыкальная

«Чей голосок?»

Остановка

Математическая

«Птицы в цифрах»

Остановка

«Чудо клювики»

Остановка

«Знаки говорят»

Что узнали?







Интересные факты







1 .Остановка: «Мы маленькие исследователи» ( Слайд 7)

И перед вами Орнитолог Ирина Владимировна.

Я вас приветствую.

Кто такой орнитолог? (ответы детей)

Орнитолог- это человек изучающий птиц и мы незамедлительно отправляемся к птицам.

-В чем главное отличие птиц от других животных?( перья)

- Перья есть только у птиц. Вот поэтому их еще называют пернатые — Это прилагательные, имеющее значение птицы, образовано от существительного перьно – перо,парить. 

И без перьев птицам не обойтись. Это их «одежда». Спасает от ушибов, намокания, жары, холода. Но главная задача, конечно, осуществление полета.

-И конечно вы уже догадались, что объектом нашего исследования являются -перья.

- Ученые установили особенность пера, позволяющая птицам летать.

-А сейчас я вам предлагаю на время стать настоящими исследователями

1.1 Практическая часть. (Совместная работа в группах 2и 7 классы)

Опыт 1. (слайд 9, 10)

-У вас на столах коллекция перьев.

-Рассмотрите, пожалуйста.

- Возьмите самое маленькое перышко. Потрогайте его.

-Каково оно на ощупь? (нежное, мягкое)

- Такие перья называются пуховые. (располагаются на туловище птицы)

- Второй тип перьев контурные. (образуют внешний вид птиц, ее контур). Это крупные перья. Они делятся на маховые, рулевые, покровные. (маховое -крылья, рулевые -хвост, покровные -тело) Именно они обеспечивают полет.

- Возьмите контурное перо, потрогайте. Какое оно на ощупь? (крепкое, упругое)

- Состоит из очина, стержня, опахала. Опахало состоит из множества пластинок. Разрываю пластинки. Это – бородки. И вы сделайте тоже самое, один держит перо, а другой раскрывает.

Мы с вами можем их рассмотреть при помощи простого увеличительного прибора – лупы. Возьмите ее и приступайте к работе.

- Проглаживаю и бородки соединяются.

- Чудеса! Бородки скрепились, и перо принимает первоначальный вид.

Опыт 2( Слайд 11)

В следующем опыте я вам немножко помогла и срезала очин.

Что мы видим внутри? (пустота), а это значит легкость и еще одно приспособление к полету.

Опыт 3(Слайд 12)

В память о тех временах, когда не было авторучек, люди писали, чем?(ответы детей)(гусиным пером). Перо затачивали (очиняли) маленьким ножичком, который так и называется - перочинный.

Возьмите перо и очень аккуратно окуните его в чернила и попробуйте написать объект нашего исследования.( перо, перья)Звучит песня «Учат в школе» и дети под музыку пишут слова. Не огорчайтесь, если с первого раза не получилось, на переменке я каждому помогу.

Получилось?

2.Остановка этимологическая (Почему их так называют?)(слайд 13)

2.1 )Игра «Кто больше».

-Вспомните, каких птиц вы знаете. (Соревнование по рядам)

Молодцы! Сколько птиц назвали!

На Земле обитает более восьми тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и своим питанием, и многими другими признаками.

2.2Происхождение название птиц (По голосу)

Поиск информации.(Работа по группам)

Учитель: У каждой группы желтый конверт. В них информация о вашей птице. Изучите информацию и представьте нам интересные факты. Ответьте, почему ее так назвали. Выберите, кто будет рассказывать о птице.

Учитель: Отгадайте загадку:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.



В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? -

Да, это кукушка. Почему её так назвали? (Ответы детей)

Выступление 1 группы

(слайд 14)Ученик 7 кл.Своё название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как её называть. И это услышали не только русские.) Во многих странах название этой птицы звучит похоже. У болгар она зовётся «куковица», у чехов – «кукачка», у немцев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «кук», в Италии её называют «кукуло», а в Испании – «куко».

Ученик2 кл : Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и появились такие названия.

Кукушки единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.

(слайд 15) Ученик (2кл): Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная их заслуга в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.

(Слайд 16) Чибис Учитель: Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица?

Это чибис. Он тоже получил своё название по издаваемым звукам.

Выступление 2 группы

Ученик7 кл. Чибисы прилетают в наши края в конце марта – начале апреля, а улетают в тёплые края в августе, когда на деревьях загорятся первые жёлтые листья.

Ученик 2кл. Чибисы очищают поля от вредителей: жуков, улиток, слизняков. За это их зовут ещё луговиками-санитарами.

2.3.Происхождение название птиц (по цвету)

Учитель: Внешний вид птицы – цвет оперения, необычный клюв, хвост – тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы некоторые из них.

Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку – и вся зима скатилась в реки, пруды, озёра. И на деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зелёный листик появился. Да не обычный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно, это не листик, а птица. А зовут эту птичку зеленушка. Послушайте, почему. ( слайд 17)

Выступление 3 группы

Ученик 2 класс. Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые – как первые листики на дереве. За это и назвали её зеленушкой.

Ученик 7 класс. Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её чем-то похожа на звон колокольчиков. А гнёздышко строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

Учитель: Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка-невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит. (слайд 18)

Выступление 4 группы

Ученик 7 класс : Это ярко-красный хвостик птички горихвостки мелькнул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у неё красного цвета, всё время подрагивает, поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

2.4.Происхождение название птиц (по клюву)

Учитель: Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

«Клё! Клё! Клё!» – поёт со свистом?

Да, это клёст. Почему его так назвали (слайд 19)

Выступление 5 группы.

Ученик 2класс Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест накрест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и назвали клестом.

Ученик 7 кл: Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Христа. Но это оказалось им не под силу, и кончик клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».

Ученик 2кл Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Малыши клесты не замёрзнут: родители их прокормят и обогреют в гнёздах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

За то, что клюв у них крестообразный, а птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птицами».

2.5.Происхождение название птиц (по поведению и питанию)

Учитель: Доскажи словечко:

Вдоль сучка всегда садится,
В дуплах скромненько гнездится,
Из дупла шипит, как змейка,
Всех пугает ... ( Вертишейка)
Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Слайд 20)

Кто в дупле весь день не спит,
По-змеиному шипит?
Чьи рябые шейки
Вьются, словно змейки?
В лесочке родится,
По дуплам гнездится,
Змеей притворяется:
Шипит, извивается.

Выступление 6 группы

Ученик 7 класса: Вертишейка получила название за свое поведение . Она вьет свое гнездо в дупле. Если кто- то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, она сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она изображает змею: вытягивает шею, шипит и так поворачивает голову, что у желающих с ней познакомиться отпадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?

Учитель: Доскажи словечко: Лишь скрипит, а не поет,
В полудуплах гнезда вьет,
Все движенья очень ловки
Скромной ... (серой мухоловки) (Слайд 21)

Ученик 7кл: Птицы некрупные, с остреньким клювиком, который несколько уплотнен и заметно расширяется к основанию. Таким клювом удобно не только собирать с листьев насекомых, но и ловить их на лету, что мухоловки и делают с большой ловкостью и характерным щелчком в момент схватывания жертвы. Для всех мухоловок характерен широкий приплюснутый клюв, окружённый жёсткими перьевыми щетинками, приспособленный к ловле насекомых на лету. Птица получила название в соответствии с тем, чем питается. Мухоловка питается мухами, ловит их на лету.

Учитель: Ребята, подведём итог. Названия птиц появились не случайно. Давайте вспомним те признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых мы сегодня говорили.

  1. Для кукушки и чибиса? (ответы детей)

  2. Для зеленушки, горихвостка?

  3. Для клеста?

  4. Для вертишейки?

3.Остановка музыкальная «Угадай, чей голосок?» (МУЗ. ГОЛОС)

IV.Физкультминутка (Утята)

(Видео - обращение птицы говорун)Слайд22

4.Остановка «Птицы в цифрах» (Слайд 23)

Начинаем мы опять,
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!

Птицы в ребусах Слайд 23-26

Конверт розовый

(Птицы в цифрах) (27)

5.Остановка «Чудо клювики»(

(Ученики 7 класс)

Птицы "строители" и "архитекторы

Птицы -это удивительные строители и архитекторы. Каких только птичьих гнезд не приходилось нам видеть! В качестве строительного материала используются пух, перья, сухая трава, веточки, глина, солома, густые, подобные клею слюни. Гнезда азиатских ласточек съедобны, т.к. они построены из водорослей, склеенных их слюной, а длиннохвостая портниха (слайд 28)буквально "шьет" свое гнездо из листьев, а внутри выстилает его дикорастущим хлопком, шерстью овец, щетиной, на которые откладывает яйца.

Ремезы гнезда строят, используя паутину, семена, шерсть и растительные волокна. Эти гнезда мягкие и в далекие времена их собирали и использовали как обувь.(СЛАЙД29)

Шалашникисооружают своеобразные шалаши из веток и, чтобы привлечь самок, украшают их грибами, фруктами и цветами. Это, скорее всего "Дворец бракосочетания".

Птицы "анатомы" и "хирурги(слайд 30,31)

Задумывались ли вы над тем, действительно ли просто сделать сравнительно легкую операцию, например, аппендикса. Природа в течение длительного периода времени создавала животных, в том числе и птиц, настоящих "анатомов" и "хирургов". Некоторые птицы проявляют настоящие "медицинские познания", могут даже использовать перевязочные материалы для предотвращения кровотечений.

(Слайд 32)В этом плане хочется отметить бекасов, над которыми проведено много наблюдений. Главным хирургическим инструментом бекасов является их клюв. Видели бекасов, которые делали тампоны из нежных "тонких перьев и затыкали ими огнестрельную рану. Однажды на охоте естествоиспытатель Мачен ранил бекаса, у которого была сломана лапка. Когда бекас был обнаружен, то он уже успел соединить 2 сломанные косточки и перевязать лапу мхом и перьями, вместо бинта использовать сухую траву, перевязка была прочной и пропитана клейкой слюной. То же самое наблюдали охотники и у куропаток.

Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что наши далекие предки - наблюдательные первобытные люди - могли позаимствовать у животных, в том числе птиц, их знания в области анатомии.

6.Остановка «Знаки говорят» (слайд 33)

Ученик 2 класса заранее на уроке рисования изобразили знаки по охране птиц и их объяснили.

V.Рефлексия ( Игрушка Совенок)

Маленький совенок наблюдал за вами и ему хочется узнать, что было на занятии …( Учащиеся передают совенка и делятся своими впечатлениями.)

  • Интересным для меня было….

  • Необычным…

  • Познавательным…



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!