СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытия в области ядерной физики—счастье или несчастье человечества

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -конференция с участием 11-9 класса

Просмотр содержимого документа
«Открытия в области ядерной физики—счастье или несчастье человечества»


МАОУ «Сухинская СОШ»

Учитель физики Чупрова Людмила Григорьевна

Подготовили ученики: 11класс Бабушкин Борис, Власов Владимир.

9 класс Роликова Ксения, Попова Наталья.

Открытия в области ядерной физики—счастье или несчастье человечества

Урок-конференция. 9-11 класс.


« НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО НЕ ЗЕМНОЙ ШАР ПРИНАДЛЕЖИТ НАМ, А МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ЕМУ. И НАМ НАДО ПЕРЕДАТЬ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ ЧИСТУЮ ПЛАНЕТУ»

Ханс Бликс – Генеральный директор МАГАТЕ.


Цели урока

  • Образовательная: закрепить поня­тия, связанные с радиоактивностью, ис­пользованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные сторо­ны использования ядерной энергии в со­временном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их ин­тереса к изучению физики.

  • Воспитательная: сформировать ми­ровоззренческие идеи, связанные с угро­зой миру и человечеству при использова­нии ядерной энергии; воспитать чувство от­ветственности за все, происходящее в мире; воспитать умение работать в груп­пе, выслушивать оппонента, уважать точ­ку зрения своих товарищей.

  • Развивающая: развивать умения выде­лять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, отстаи­вать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро изла­гать свои мысли, а также развивать эмо­ции и интеллект.







Учитель. Люди всегда относились к природе прагматично. Именно этот подход привел к тому что, во второй половине, а особенно к концу ХХ века произошли глобальные изменения, которые сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. Одно из них - овладение атомной энергией. Сегодня мы постараемся обсудить положительные и отрицательные стороны её применения. Это очень широкая тема, поэтому мы выбрали три направления: «Атомная энергетика», «Влияние радиации на живые организмы» и «Экологически чистые источники энергии».

1 ученик.

Энергетика – это отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны. Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных.

Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительные для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время как, никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использование природных ресурсов. Вопросы экологии, разумного, бережного отношения к природе – среде нашего обитания.

Электроэнергетика является отраслью, от которой в значительной мере зависит развитие всех остальных отраслей хозяйства. Производство электроэнергии – важнейший показатель, по которому судят об уровне развития страны.

Доля атомной энергетики в мировом производстве электрической энергии составляет 17% (около 2000 миллиардов киловатт часов). По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) мировую атомную энергетику представляют 450 атомных реакторов, работающих в 31 стране.

Три страны мира, в которых доля атомных электростанций (АЭС) в общей выработке электроэнергии наибольшая, - это Франция (77%), Бельгия (56%) и Швеция (56%). В США она составляет 19%, а в России – 11%. Есть прогресс и он необратим. МИРНЫЙ АТОМ живет рядом с нами, и будет жить столько, сколько потребуется человечеству и от него человечество не погибнет.

2 ученикПроизводство электроэнергии на АЭС не связано с процессами горения и, следовательно, с потреблением атмосферного кислорода, столь необходимого биосфере. Не сжигая ископаемое органическое топливо и, потому, не выбрасывая в атмосферу сотни миллионов тонн углекислого газа, оксидов серы и азота, АЭС стала единственным крупным производителем электрической энергии, которые не способствуют ни усилению парникового эффекта, ни выпадению кислотных осадков.

Если бы те 17% мирового производства электроэнергии, которые дают АЭС, производили ТЭС, работающие на угле, то в атмосферу дополнительно поступало бы около 1 млрд. тонн углекислого газа в год, а также десятки миллионов тонн оксида серы, азота и других вредных выбросов.

Атомные станции не требуют такого количества ископаемого органического топлива, как ТЭС, они не вызывают загрузки перевозками угля железнодорожный транспорт (в нашей стране эти перевозки составят 40 % грузооборота железных дорог).

Хочу заметить, что гидроэлектростанции это прямое вмешательство в окружающую среду, затопление и заболачивание пойм рек. Ущерб экономике наносится феноменальный, но об этом все молчат. Атомные электростанции наносят природе лишь 1% ущерба от общего уровня загрязнения и эта цифра по мере нарастания и совершенствования систем безопасности постоянно падает. Они строятся с многократными дублирующими системами защиты. За год человек, живущий неподалёку от Атомной электростанции, получает дополнительно ничуть не большую дозу облучения, чем та, что ему достаётся каждый день, когда он смотрит телевизор. Для сравнения, эта годовая доза вдвое меньше получаемой пассажиром авиалайнера при перелёте из Москвы в Якутск или из Москвы в Нью-Йорк. Что бы мы делали без Атомных электростанций? Наша жизнь очень скоро вернулась бы в средние века, голод, холод и тьму.

Значит, ядерную энергетику можно рассматривать как наиболее перспективную. Это связано как с относительно большими запасами ядерного топлива, так и со щадящим воздействием на среду. К преимуществам относится также возможность строительства АЭС, не привязываясь к месторождениям ресурсов, поскольку их транспортировка не требует существенных затрат в связи с малыми объемами. Достаточно отметить, что 0,5 кг ядерного топлива позволяет получать столько же энергии, сколько сжигание 1000 тонн каменного угля.

3 ученик Это не совсем так работа Атомных электростанций сопровождается «сбросом» огромного количества теплоты в воздух и воду. Тепловое загрязнение изменяет климат региона, где расположена АЭС. Увеличивается влажность воздуха, особенно в осенне-зимний период, что неблагоприятно влияет на здоровье людей, на состояние посевов, лесов, зданий и сооружений, в том числе и распределительных устройств и линий электропередач.

Повышение температуры естественных водоемов, куда сбрасывают теплую воду из систем охлаждения станций, приводит к снижению концентрации растворенного в воде кислорода, что угнетает развитие рыбной молоди и приводит к гибели рыб.

В нагретой теплой воде водоемов происходит бурное развитие сине-зеленых водорослей, наступает «цветение» воды; это явление, получившее название автрофизиции, делает невозможным использование таких водоемов для питьевого водоснабжения.

  Урановая руда добывается на рудниках подземным или открытым способом.

Эта отрасль горнодобывающего производства ухудшает окружающую среду, загрязняя воздух, почву, поверхностные и подземные воды.

Из резервуаров для хранения жидких отходов радиоактивные вещества могут попадать в грунтовые воды и расположенные рядом поверхностные водоемы.

Твердые и жидкие отходы, возникающие при регенерации ядерного топлива, обладают очень высокой радиоактивностью и требуют специальной переработки и специального захоронения в целях обеспечения безопасности

4 ученик. Радиоактивное излучение действует на человеческий организм. Излучение радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на

0, 001С°, нарушает жизнедеятельность клеток. Живая клетка – это сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность, даже при малых повреждениях. Между тем, даже самые слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать лучевую болезнь. Наиболее чувствительны к излучениям ядра клеток, которые быстро делятся. Поэтому в первую очередь излучение поражает костный мозг, из-за чего нарушается процесс образования крови. Далее наступает поражение клеток пищеварительного тракта и других органов. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Коварность излучения усугубляется тем, что оно не сопровождается никакими болевыми ощущениями даже при смертельных дозах. Достоверно известно, что за 40 лет испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне было проведено 470 взрывов. В 1961 году был организован специальный диспансер, где обследовали людей. Собранные данные говорят, что те люди, которые подверглись облучению, на 39% чаще болеют раком; срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет; у облученных родителей рождаются дети, которые ослаблены и в значительной мере утратили иммунные свойства; возросла детская смертность, число врожденных уродств и рождение умственно отсталых детей.

Последствия аварии на Чернобыльской атомной станции, которые показали, что радионуклид «цезий-137», попадая в организм человека, вызывал саркому. Другой радионуклид – «стронций-90» может замещать кальций в твердых тканях и грудном молоке. Что приводило к развитию рака крови, раку кости и раку груди. А малые дозы облучения «криптоном-85» повышали вероятность заболевания раком кожи. Радиация тем и страшна, что ставит под угрозу жизнь и здоровье сотен миллионов людей грядущих поколений, вызывая такие заболевания, как синдром Дауна, эпилепсию, дефекты умственного и физического развития, мутацию живых организмов…

5 ученик. Радиоактивное облучение может привести к развитию лучевой болезни. На первом этапе появляются головокружение, головная боль, тошнота, рвота, нарушение аппетита, расстройство сна, в тяжёлых случаях – потеря сознания. Второй этап – период «кажущегося благополучия», характеризующийся исчезновением вышеперечисленных симптомов, хотя молекулярные изменения, возникшие в клетках, прогрессируют. Третий этап – разгар болезни, сопровождается снижением иммунитета, нарушением обмена веществ. Может наступить смерть от истощения, от кровотечения в сердце и мозг, от изменений в работе внутренних органов (печени, почек, кишечника и т.д.), инфекции. Для человека важна так же доза радиации, которую он получает на протяжении всей жизни. Организм человека способен накапливать радиацию и ему нужно знать методы избавления от радионуклидов. Например, чаще мыть волосы, потому что они притягивают пыль, а пыль - мощный источник радиации. Нужно чаще мыть руки, делать влажную уборку, домашняя пыль очень радиоактивна. Радиация копиться дома вместе с пылью, принесённой с улицы на подошвах башмаков.

6 ученик. Радиация унесла жизни миллионов людей. Сотни гектаров земли превратила в пустыню. На тех землях растут сады, но их плоды ещё много лет никто не съест безнаказанно. Сколько птиц, животных, рыб, насекомых погибло от её “нежных” прикосновений. Да! Прикосновения нежные. Не видно, не печёт, не кусается, не слепит. Ранит неслышно, убивает бесшумно и мгновенно. Попробуйте, представить, свои любимые места. Представили? А теперь попробуйте, представить, эти места совсем безлюдными. А потом подумайте, что никогда больше не сможете сюда вернуться – чужие ошибки не позволяют. Посмотрите на страшные кадры. Нет, на них нет ни крови, ни войны. На них нет жизни, но есть разруха. Это подавляет. Перед вами кадры “города-призрака” – Припяти. Именно этот город пострадал больше всего во время аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции. Много лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов. В результате взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС людям пришлось покинуть обжитые места, забыть свои любимые улицы, рощи, дома. Они уже никогда не смогут туда вернуться. Здесь пусто! Здесь смерть! Смерть невидимая, без огня, без вкуса, без запаха. В обличье радиоактивных излучений. На 300 верст от Чернобыля смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Вся земля поделена на мертвые зоны: зоны отселения, зоны отчуждения, зоны жесткого контроля. Благодаря Интернету мы можем видеть мёртвые улицы, находясь за сотни километров от них. Припять, безусловно, можно найти на географической карте. Только название её будет написано в скобках – так географы условились обозначать нежилые населённые пункты.

Чернобыльская страшная беда
Стократно повторила Хиросиму,
Но родина у каждого одна, 
В осколках не собрать её по миру.
Чернобыльская страшная беда – 
В безмолвии покинутых селений.
Глазницами оконными дома,
На нас взирают, будто с сожалением.
Чернобыльская страшная беда,
Прошлась по судьбам слепо и коварно.
Отравлена земля, заброшены поля.
И душу ранит болью неустанной.
Чернобыльская страшная беда
Заложников и жертв ты взять сумела.
Твоя беда – Людская Доброта,
Лишь с ней тебя мы легче одолеем.

7 ученик.По данным Центра Экстремальной помощи за 1944–2016 год в мире произошло более 300 радиационных аварий. Одна из крупнейших 3 млн.человек, из которых 1 млн. – дети;

  • Чернобыль принес убытки, сравнимые с бюджетами целых государств;

  • Последствия катастрофы не удастся преодолеть в обозримое время.

И ещё одна страшная авария, произошедшая в Японии на АЭС Фукусима. Эта авария произошла в результате сильного землетрясения. В результате этой аварии погибло много людей. Воздушные массы отнесли радиоактивное облако на территории Индонезии, Полинезии, Австралии, доходили до территории Африки.



8 ученик..О ядерной энергии можно говорить долго: слишком уже много она сделала для человека – и плохого, и хорошего. Да, это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный. Но он тоже дает отходы: это ставшие радиоактивными детали и отработавшие своё твэлы, просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отходы мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получаем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. Строительство и обслуживание АЭС обходится государству дороже, чем топливо для ТЭС и обслуживание ТЭС, так же очень дорог процесс демонтажа ядерных реакторов (каждые 20 лет). Исходя из этого, выходит, что стоимость киловатт часа электроэнергии на любой электростанции, примерно, одинакова.

9 ученик. Увидев положительный результат в применении ядерной энергии, человек начал пропагандировать ее, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда, он устремился в другую крайность: потребовал запретить, осудить ядерную энергию, прекратить ее использование. Какую же энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Задумайтесь еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает ядерная энергия. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться.

10 ученик.Применение ядерной энергии в промышленности Атомная энергия применяется для повышения чувствительности химического анализа и производства аммиака, водорода и других химических реагентов, которые используются для производства удобрений. Ядерная энергия, применение которой в химической промышленности позволяет получать новые химические элементы, помогает воссоздавать процессы, которые происходят в земной коре. Для опреснения соленых вод также применяется ядерная энергия. Применение в черной металлургии позволяет восстанавливать железо из железной руды. В цветной – применяется для производства алюминия.

Использование ядерной энергии в сельском хозяйстве Применение ядерной энергии в сельском хозяйстве решает задачи селекции и помогает в борьбе с вредителями. Ядерную энергию применяют для появления мутаций в семенах. Делается это для получения новых сортов, которые приносят больше урожая и устойчивы к болезням сельскохозяйственных культур. Так, больше половины пшеницы, выращиваемой в Италии для изготовления макарон, было выведено с помощью мутаций. Также с помощью радиоизотопов определяют лучшие способы внесения удобрений. Например, с их помощью определили, что при выращивании риса можно уменьшить внесение азотных удобрений. Это не только сэкономило деньги, но и сохранило экологию. Немного странное использование ядерной энергии – это облучение личинок насекомых. Делается это для того, чтобы выводить их безвредно для окружающей среды. В таком случае насекомые, появившееся из облученных личинок, не имеют потомства, но в остальных отношениях вполне нормальны

Медицина использует радиоактивные изотопы для постановки точного диагноза. Медицинские изотопы имеют малый период полураспада и не представляет особой опасности как для окружающих, так и для пациента. Еще одно применение ядерной энергии в медицине было открыто совсем недавно. Это позитронно-эмиссионная томография. С ее помощью можно обнаружить рак на ранних стадиях. Наверное, самый известный транспорт, который работает на ядерной энергии – это различные суда как военного, так и гражданского назначения: Атомные ледоколы. Транспортные суда. Авианосцы. Подводные лодки. Крейсеры. Атомные подводные лодки.

Плюсы и минусы (обсуждения,)

остоянно совершенствуются ядерные реакторы, предпринимаются все возможные меры безопасности, но иногда этого недостаточно. Примером могут служить аварии на Чернобыльской атомной электростанции и Фукусиме. С одной стороны, исправно работающий реактор не выбрасывает в окружающую среду никакой радиации, тогда как из тепловых электростанций в атмосферу попадает большое количество вредных веществ. Самую большую опасность представляет отработанное топливо, его переработка и хранение. Потому что на сегодняшний день не изобретен полностью безопасный способ утилизации ядерных отходов. -

Ребята, завтра вы вступаете в жизнь. От твёрдости ваших убеждений, от системы вашего экологического мировоззрения зависит будущее нашей планеты.

Целый мир, охватив от Земли до небес,

Всполошив не одно поколение.
По планете шагает научный прогресс.
Что несёт нам его появление?

Мы сегодня стоим пред проблемой проблем
Поступившей так чётко и явственно.
Видно, время серьёзно задуматься всем.
Над вопросом: Наука и нравственность.

Нам открыты пути, нам шагать далеко.
Мы в ответе за всё перед вечностью.

Но сегодняшний спор
Мы решили давно,
Всё зависит от рук человеческих.










 

2006-2016 @ slovo.ws















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!