Отчёт по результатам проведения диагностики социальной адаптации учащихся пятых классов к образовательной среде МКОУ Суккозерская СОШ
Время проведения исследования: сентябрь 2022 г.
Место проведения: МКОУ Суккозерская СОШ.
Диагностику проводил: педагог-психолог Масликова Р. В.
Обработку диагностики проводил: педагог-психолог Масликова Р.В.
Численность класса: 4 человека
Цель диагностики: определение уровня социальной адаптации учащихся пятых классов через выявление уровня тревожности и школьной мотивации.
Методики, используемые в исследовании:
Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
Анкета «Черты идеального учителя»
Опросник «Чувства в школе»;
Опросник «Отношение к учебным предметам»;
Анкета на выявление тревожности.
Результаты диагностики 5 класса:
По результатам анкеты для определения учебной мотивации, с хорошим отношением к школе относятся 2 учеников, где выделяются высокий, хороший и положительный уровень, у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. У остальных учеников положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью - такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Описание уровня | Количество | % |
Высокий уровень школьной мотивации | 2 | 50% |
Хорошая школьная мотивация | 0 | 0% |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью | 2 | 50% |
Низкая школьная мотивация | 0 | 0,0% |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | 0 | 0% |
Результаты опросника «Чувства в школе». На основании суммы баллов в процентном соотношении, можно говорить какие чувства превалируют в классе. 100% набрали такие чувства как радость, спокойствие и симпатия к учителям. 75% - уверенность в себе, интерес и желание приходить в школу. Но кроме положительных чувств, имеются и отрицательные чувства. Это страх, набравшее 50%, тревога за будущее, скука, беспокойство, раздражение, сомнение набрали по 25%. Из четырёх обучающихся у двоих на фоне положительных чувств имеются два негативных чувства, что является нормой для переходного периода.
спокойствие | усталость | скуку | радость | уверенность в себе | беспокойство | интерес | раздражение | сомнение | обиду | чувство унижения | страх | тревогу за будущее | благодарность | симпатию к учителям | желание приходить сюда | |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | |
4 | 0 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | |
100 | 57 | 25 | 100 | 75 | 25 | 75 | 25 | 25 | 0 | 0 | 50 | 25 | 75 | 100 | 75 | |
Результаты опросника «Отношения к учебным предметам». Данный вид опросника уточняет список проблемных предметов, то есть тех, которые могут вызвать дезадаптацию. В основном в классе предметы изучаются с интересом. Это можно увидеть по зеленому цвету, но есть у учащихся предметы, к которым они относятся с безразличием – это синий цвет.
русский язык | литература | иностранный язык | математика | история | география | физкультура | технология | ИЗО | музыка | биология | моя Карелия |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
По результатам анкеты по определению тревожности у одного учащегося – низкий уровень тревожности, у двух учащихся -средний уровень, у одного – низкий уровень тревожности. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
я быстро устаю | думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят | я чувствую себя свободнее | у меня появились головокружения/ слабость/ подташнивания | учителя недовольны мной (больше замечаний) | мне не хватает уверенности в себе | я чувствую себя в безопасности | я избегаю трудностей | я могу легко расстроиться и даже заплакать | у меня стало больше конфликтов | домашние задания стали интереснее | я хуже понимаю объяснения учителей | я долго переживаю неприятности | я не высыпаюсь | хочу, чтобы в 5 классе учили прошлогодние учителя | |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
0 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 6 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 6 | 3 | |
Цель диагностики: определение уровня социальной адаптации учащихся пятых классов через выявление уровня тревожности и школьной мотивации.
Методики, используемые в исследовании:
Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
Анкета «Черты идеального учителя»
Опросник «Чувства в школе»;
Опросник «Отношение к учебным предметам»;
Анкета на выявление тревожности.
Результаты диагностики 5 класса:
По результатам анкеты для определения учебной мотивации, с хорошим отношением к школе относятся 2 учеников, где выделяются высокий, хороший и положительный уровень, у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. У остальных учеников положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью - такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Результаты опросника «Чувства в школе». На основании суммы баллов в процентном соотношении, можно говорить какие чувства превалируют в классе. 100% набрали такие чувства как радость, спокойствие и симпатия к учителям. 75% - уверенность в себе, интерес и желание приходить в школу. Но кроме положительных чувств, имеются и отрицательные чувства. Это страх, набравшее 50%, тревога за будущее, скука, беспокойство, раздражение, сомнение набрали по 25%. Из четырёх обучающихся у двоих на фоне положительных чувств имеются два негативных чувства, что является нормой для переходного периода.
Результаты опросника «Отношения к учебным предметам». Данный вид опросника уточняет список проблемных предметов, то есть тех, которые могут вызвать дезадаптацию. В основном в классе предметы изучаются с интересом. Это можно увидеть по зеленому цвету, но есть у учащихся предметы, к которым они относятся с безразличием – это синий цвет.
По результатам анкеты по определению тревожности у одного учащегося – низкий уровень тревожности, у двух учащихся -средний уровень, у одного – низкий уровень тревожности. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Рекомендации:
. Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.
Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать
Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.