Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колосок»
села Нины Советского района».
Отчет
о проделанной работе речевого развития дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
в средней группе «Василёк».
Подготовила воспитатель:
Кацера О.М.
2024год.
Главные задачи развития речи:
Воспитание звуковой культуры речи;
Словарная работа;
Формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Характеристики речевого развития детей.
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоении связной монологической речи.
Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами;
Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки;
Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова;
Увеличивается речевая активность ребенка;
Речь становится более связной и последовательной;
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, недостаточно развита интонационная выразительность.
Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
Основные задачи работы по развитию речи детей
Воспитание звуковой культуры речи:
Формирование:
Правильного звукопроизношения;
Умений пользоваться умеренным темпом речи;
Интонационными средствами выразительности;
Развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
Помогали детям осмыслить, что звуки в слове разные, проводили упражнения на узнавание слов, в которых не хватает того или иного звука. Н-р, предлагаем покатать в машине только тех животных, в названиях которых есть звуки (с), (з), (к) и др. Так же дети выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов .в названиях которых есть определенный звук.
Словарная работа:
Правильное понимание ребенком значений слов;
Обогащение активного словаря.
В активный словарь детей ввели названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняли обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учили понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Н-р, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.» Развиваем у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.
В целом словарная работа была направленна на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Для достижения данных целей, я в своей работе использовала дидактические игры: «Кому что нужно?», «Профессии», «Времена года», «Какое оно? (яблоко, облако)». В играх «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» учили давать толкование словам, словосочетаниям. Рассказывали по картинкам: «Что сначала, что потом?». Данная работа проводится индивидуально, в ОД не только по развитию речи, но и по ФЭМП, формированию целостной картины мира, рисованию, лепки, аппликации.
Формирование грамматического строя речи:
Образование форм родительского падежа единственного и множественного числа существительных;
Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
В играх дети учатся образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, отдавая поручения игрушкам, друзьям – спой, спляши, попрыгай. На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Марату, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.
Развитие связной речи:
Учу детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Продолжаем формировать навыки повествовательной речи, сами принимаем непосредственное участие в составлении рассказов. Закрепляем представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».
В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).
Проводимая мною работа позволит мне в старшей и подготовительной группе усложнить каждую из задач речевого развития. используя методы обучения более доступными для старших детей.