СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отбор речевого материала для работы над произношением и способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии учителем-дефектологом на органы артикуляции ученика специальными приспособлениями (зондами, шпателем, и т.д.). В момент воспроизведения ребенком того или иного звука учитель-дефектолог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение.

Как указывают Ф.А. Рау и Ф.Ф. Рау, использование каждого из «инструментов» имеет свои особенности. Так, палец удобен в тех случаях, когда необходимо прощупать положение языка. Однако он толст и не может быть использован в том случае, когда для образования правильной артикуляции необходимо сомкнуть зубы. Шпатель удобен для тех случаев, когда необходимо нажать на язык, либо приподнять его передний край. Во всех остальных случаях рекомендуются зонды различных фасонов. Они позволяют укладывать язык в самые различные положения, воздействовать лишь на определенную часть языка и при необходимости получать минимальную щель между зубами.

Использование механических приспособлений во многих случаях значительно облегчает задачу постановки (коррекции) звука и экономит время. Однако не рекомендуется злоупотреблять их использованием и применять тогда, когда тот же результат может быть достигнут на основе подражания (т.е. естественным путем).

Просмотр содержимого документа
«Отбор речевого материала для работы над произношением и способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков.»



КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»







Отбор речевого материала для работы над произношением и способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков.













Выполнила:

Шошина В.Л.,

учитель РРС и ФП







г. Барнаул, 2022 год

Отбор речевого материала для работы над произношением и способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков.

В процессе постановки и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха используются три способа.

Имитативный способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному учителем-дефектологом. Ученик воспринимает образец произношения учителя-дефектолога, дополняемый словесными пояснениями, и воспроизводит его. Подражание может осуществляться на различной основе: слуховой, слухо-зрительной, слухо-зрительной, дополняемой тактильно-вибрационными ощущениями.

Механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии учителем-дефектологом на органы артикуляции ученика специальными приспособлениями (зондами, шпателем, и т.д.). В момент воспроизведения ребенком того или иного звука учитель-дефектолог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение.

Как указывают Ф.А. Рау и Ф.Ф. Рау, использование каждого из «инструментов» имеет свои особенности. Так, палец удобен в тех случаях, когда необходимо прощупать положение языка. Однако он толст и не может быть использован в том случае, когда для образования правильной артикуляции необходимо сомкнуть зубы. Шпатель удобен для тех случаев, когда необходимо нажать на язык, либо приподнять его передний край. Во всех остальных случаях рекомендуются зонды различных фасонов. Они позволяют укладывать язык в самые различные положения, воздействовать лишь на определенную часть языка и при необходимости получать минимальную щель между зубами.

Использование механических приспособлений во многих случаях значительно облегчает задачу постановки (коррекции) звука и экономит время. Однако не рекомендуется злоупотреблять их использованием и применять тогда, когда тот же результат может быть достигнут на основе подражания (т.е. естественным путем).

Смешанный способ представляет собой комбинацию первого и второго. Ведущую роль при этом играет подражание и объяснение, а механическая помощь предлагается в дополнение. При данном способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью педагога артикуляторная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи.

3. Отбор речевого материала для работы над произношением

При отборе речевого материала для работы над произношением должен быть соблюден ряд требований:

  • доступность по содержанию (т.е. значение слов и их сочетаний должно быть знакомо ученику);

  • доступность по грамматическому оформлению;

  • соответствие фонетическому принципу (речевой материал во всех видах работ должен содержать подлежащий отработке звук в указанной позиции);

  • употребительность речевого материала (в первую очередь отбирается материал разговорной речи, а затем материал учебных предметов).

4. Смена видов работ и видов речевой деятельности

В процессе индивидуальных занятий по коррекции произношения должно быть соблюдено одно из основных требований – смена видов работ и видов речевой деятельности. Существует достаточно большое разнообразие видов работ с различным речевым материалом. Приведем некоторые из них:

  • чтение слогов;

  • составление слогов из данных звуков 9работа со слоговыми таблицами);

  • дополнение слогов до слова;

  • чтение слов (с разложением на части или без разложения);

  • составление слов из данных слогов;

  • сопоставление слов;

  • классификация слов (в процессе дифференциации);

  • называние картинок;

  • придумывание слов с данным звуком (на данный звук);

  • называние слов с определенным звуком с опорой на сюжетную картинку;

  • чтение словосочетаний;

  • составление словосочетаний из данных слов;

  • решение кроссвордов;

  • дополнение словосочетаний (с опорой на картинку или самостоятельно);

  • чтение предложений;

  • чтение предложений с постепенным наращиванием:

Маша пошла

пошла в школу

в школу утром

Маша пошла в школу.

Маша пошла в школу утром.

  • дополнение предложений (с опорой на предметную или сюжетную картинку, слова для справок, самостоятельно);

  • составление предложений (с данным словом, с опорой на картинку);

  • восстановление целостности фразы (из «рассыпного текста);

  • работа с подстановочными таблицами:

папа пьет яблоко

бабушка ест кофе

Вова спит суп

Оля

  • ответы на вопросы и т.д.

Все многообразие видов работ в конечном счете укладывается в небольшое количество видов речевой деятельности: подражание, сопряженное и отраженное проговаривание, называние картинок, чтение, рядовая речь (устойчивые сочетания типа: понедельник, вторник…, один, два, три… и т.д.), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.

! Следует помнить, что не всегда смена видов работ влечет за собой смену видов речевой деятельности. Так, чтение слогов, чтение слов, чтение фраз – это три разных вида работы, представляющие, однако, лишь один вид речевой деятельности – чтение. Это обстоятельство обязательно должно учитываться при планировании индивидуальных занятий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!